Трасса, выстроенная во Владивостоке за 29 миллиардов рублей специально к саммиту АТЭС, опять обвалилась. Предыдущий раз был в июне; однако сейчас, по словам строителей, участок трассы со звучным названием «Седанка-Патрокл» придется переделывать. Вечером воскресенья на него сошел оползень, который повредил бетонную стену газопровода и едва не оставил без света и газа остров Русский. Проводить активные ремонтные работы пока мешает разбушевавшийся в Приморье тайфун «Санба». По прогнозам синоптиков, непогода продлится минимум до 19 сентября.
Тем не менее, руководитель компании-подрядчика «ТМК» Виктор Гребнев приехал на место происшествия, и, осмотрев невезучую дорогу, признал просчеты строителей. «Мы уже приступили к разборке повреждений и будем строить заново», – пообещал глава фирмы журналистам.
Стоимость ремонта, по данным Life News, дорожники оценили в 800 тысяч рублей. Из 29 миллиардов, уже потраченных на строительство «Седанки–Патрокл», 21 миллиард был выделен из федерального бюджета.
«Либо не успели, либо забыли…»
Прокуратура снова начала проверку по факту обрушения трассы. Проверять будут соблюдения правил строительства. Сколько на это потребуется времени, пока неизвестно. Обозреватели отмечают, что в начале лета, опять же после проверки, следственные органы уже возбуждали уголовное дело по тому же самому факту нарушения правил. Тем не менее, виновных в случившемся пока не нашли.
Июньское обрушение произошло из-за сильных дождей: габионная стена, по которой проходит дорога, не выдержала и рухнула. 750 квадратных метров участка оказались непригодны для пользования. Несколько тонн сползшего грунта засыпали построенные ниже по склону гаражи и уничтожили местный пляж.
Правда, тогда восстановить «Седанку-Патрокл» удалось в рекордное время. Подрядчики и заказчики проекта, разумеется, наперебой выясняли, «кто виноват»; но тогда на носу был саммит, так что медлить с восстановлением было никак нельзя.
Обозреватели тогда выяснили, что трассу строил хабаровский филиал компании «ГипродорНИИ», контролировала процесс администрация Приморья, а заказчиком был Приморский край. После инцидента с обрушением проектировщики дороги начали заявлять, что виновен в произошедшем подрядчик – «Тихоокеанская мостостроительная компания», не построившая водоотвод. «Проектные решения по водоотводу подрядчиком не выполнены. Они проигнорированы. Работники либо не успели сделать водоотвод, либо забыли», – заявил тогда главный инженер проекта дорожного отдела Хабаровского филиала «ГипродорНИИ» Алексей Михайлов.
Возмущенный случившимся премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал взыскать с «Тихоокеанской компании» сумму упущенной выгоды и самого ущерба, и не исключил возможности ее банкротства. Тогда «ГипродорНИИ» подсчитывал, что затраты на восстановление разрушенного участка «Седанки» составят около 30 миллионов рублей.
«Несравненный Владимир Владимирович!..»
Сотрудники краевой прокуратуры изъяли тогда часть проектной документации и начали проверку органов стройнадзора. Обозреватели нескольких федеральных СМИ практически напрямую высказывали предположения, что существенная часть средств, выделенных на подготовку к саммиту АТЭС, могла быть разворована чиновниками. К тому же, сразу после июньского происшествия выяснилось, что представители администрации, утверждавшие проект, уже успели уволиться. Среди них – и бывший губернатор края, Сергей Дарькин.
Многие тогда вспоминали историю местной журналистки Марии Соловьенко, пытавшейся пять лет назад донести до высшего руководства страны информацию о том, что в регионе, по ее мнению, процветает коррупция. В январе 2007 года, возвращаясь в Москву из Индии, Путин заехал во Владивосток и рассказал, что федеральный бюджет готов выделить на проведение саммита АТЭС-2012 100 миллиардов рублей. Несколько дней спустя Соловьенко присутствовала на пресс-конференции в Кремле, и обратилась к президенту с речью: «Несравненный Владимир Владимирович! Вы только улетели недавно из Владивостока, а масса всяких референтов, помощников, бывшие сенаторы, депутаты-контрабандисты, бывшие вице-губернаторы, которые разворовали наш бюджет, – они уже делят эти сто миллиардов, которые правительство нам пообещало».
В ответ на это заявление, – отмечали обозреватели, – Путин посоветовал бороться с коррупцией путем развития гражданского общества и свободы прессы.