Новости
Главная Культура 00:04 18 Июля 2014 2845
Дирижёрский мастер-класс

Ни в одной из музыкальных профессий нет таких сложностей с получением начального сценического опыта, как у симфонических дирижёров

trud.ru

Каждая из музыкальных специализаций требует не только приобретения теоретических знаний, но и большого практического опыта. Но, пожалуй, ни в одной из музыкальных профессий нет таких сложностей с получением начального сценического опыта, как у симфонических дирижёров. Получить «свой» оркестр и иметь возможность выступать перед широкой аудиторией молодому дирижёру удаётся редко. Необходимый для освоения дирижёрского мастерства опыт музыканты могут приобрести лишь в качестве ассистентов, помощников маститых маэстро. Но это далеко не всегда означает участие в концертных программах, а, в основном, подразумевает только подготовительную, «закадровую» работу. Конечно, начинать надо с малого, однако необходимость публичных выступлений очевидна. И едва ли не единственной возможностью получить опыт выступления перед широкой публикой становятся мастер-классы, открытые для широкой аудитории.

Во всём мире таких «сценических курсов» для дирижёров очень мало, и на этом фоне особо выделяется мастер-класс Юрия Симонова, проводимый Московской филармонией в Концертном зале имени Чайковского. Мастер-класс Симонова позволяет молодым дирижёрам и поработать с оркестром, и творчески вырасти в диалоге с признанным маэстро и артистами его оркестра, и продемонстрировать уровень своего мастерства перед слушателями крупнейшей филармонической сцены Москвы.

Мастер-класс Юрия Симонова в Московской филармонии проводится второй год подряд. Но у самого Юрия Ивановича опыт проведения подобных проектов гораздо больше — десять лет мастер-класс маэстро проходил в Будапеште, и только последние два года перенесён в Москву. Этот отечественный форум привлёк внимание молодых дирижёров со всего мира: оргкомитет конкурса прослушал множество демонстрационных записей, присланных из разных стран Европы, Латинской Америки, азиатского региона и стран постсоветского пространства.

Из всех заявок были отобраны 36 участников, но и из их числа не все получили доступ на сцену. Участники мастер-класса делились на «активных» и «пассивных». Последним была дана возможность лишь наблюдать мастер-класс со стороны: посещать все занятия и финальный гала-концерт. Первым же было предоставлено право продемонстрировать свои навыки и приобрести новые.

Девятнадцати отобранным дирижёрам маэстро Симонов выбрал симфонические партитуры, которыми на первом этапе мастер-класса молодые музыканты продирижировали в Камерном зале Московской филармонии в сопровождении двух фортепиано. Каждому из участников Юрий Иванович дал советы и указал на недочёты, которые участникам мастер-класса была предоставлена возможность исправить, причём уже на сцене Концертного зала имени Чайковского, дирижируя симфоническим оркестром Московской филармонии.

Все отобранные для этих занятий с оркестром участники мастер-класса получили дипломы, а двенадцать, наиболее ярко себя показавших, получили возможность участвовать в финальном гала-концерте. И если рядовые занятия мастер-класса, хоть и были открытые, не собирали большого количества публики (что, вообще-то, ожидаемо — всё-таки мастер-класс — это довольно специфическое действо), то итоговый гала-концерт прошел при солидном стечении слушателей. Конечно, основная часть из них были профессионалы, которым небезразличен завтрашний день дирижёрского искусства. Ведь тем, кто сегодня дирижировал финалом мастер-класса в Московской филармонии, возможно, завтра будут рукоплескать в лучших концертных залах и оперных театрах мира. Задатки для этого есть у всех участников гала-концерта, а их творческие биографии уже сейчас впечатляют.

Все участники финального концерта — лауреаты целого ряда международных и национальных премий и обладатели призов авторитетных конкурсов, за плечами каждого — обучение не только в лучших учебных заведениях своей страны, но и прохождение ассистентуры и неоднократные стажировки в престижных учебных заведениях всего мира, и почти все уже проявили себя в качестве руководителей или даже основателей оркестров.

Открывший гала-концерт Владимир Оводок из Беларуси (он дирижировал увертюрой к опере «Руслан и Людмила» Глинки) в свои 28 лет является главой Камерного оркестра Гомельской филармонии, ассистентом главного дирижёра симфонического оркестра Белтелерадиокомпании, дирижёром-стажёром Национальной оперы и преподавателем дирижирования колледжа при Белорусской академии музыки. 38-летний норвежец Ник Ост начинал как исполнитель на эфониуме (баритоне), дирижирование для него — вторая специальность, которой он овладевает сравнительно недавно, но лишь за последний год стал главным приглашённым дирижёром оркестров городов Мольде и Кристиансунна, а в гала-концерте продемонстрировал уверенную выучку в увертюре «Розамунда» Шуберта.

25-летний Расул Клычев, продирижировавший оркестровым переложением Вокализа Рахманинова, известен в родном Туркменистане как основатель и руководитель Молодежного камерного оркестра Туркменской национальной консерватории, с которым даёт концерты в разных городах своей страны, а в прошлом году дебютировал в Европе, выступив в Байройте.

Завершали первое отделение наши соотечественники: 23-летний Александр Андрианов из Нижнего Новгорода, где он обучается в консерватории и является дирижёром-стажёром оперного театра, исполнил увертюру к опере «Царская невеста» Римского-Корсакова, а студент Санкт-петербургской консерватории и дирижёр оркестра Дома ученых северной столицы Алексей Рубин вполне зрело и уверенно провёл оркестр Московской филармонии через хитросплетения увертюры к «Нюрнбергским мейстерзингерам» Вагнера.

Второе отделение открыл Су-Хан Янг — студент Университета Тайваня и дирижёр-ассистент оркестра этого учебного заведения, продирижировавший увертюрой к опере «Похищение из сераля» Моцарта. Все остальные участники второго отделения демонстрировали вполне зрелое мастерство, и, несмотря на молодость, их творческие биографии включают работы с высококлассными симфоническими и камерными оркестрами, оперные постановки и участие в крупных фестивалях. Юта Симидзу из Японии, исполнивший фантазию «Ночь на Лысой горе» Римского-Корсакова, знаком петербургской публике по своей работе в Мариинском театре. Аргентинец Иларио Флорес Кони известен в Латинской Америке не только как симфонический и хоровой дирижёр, но и как интерпретатор современной авангардной музыки, а в Москве ему довелось дирижировать второй частью («Бал») из «Фантастической симфонии» Берлиоза.

Последние три участника гала-концерта стали настоящим открытием. Возможно, максимально раскрыться позволил доставшийся им репертуар, совпавший со стилистическими пристрастиями молодых дирижёров. Наверняка, помог выступить с такой отдачей и уже немалый сценический опыт. Но, так или иначе, настоящих оваций удостоились чех Франтишек Мацек, дирижировавший соль-минорным Славянским танцем Дворжака, Маркку Лааксо из Финляндии со своей стильной интерпретацией Вальса из балета «Спящая красавица» Чайковского и Ка Чун Вонг из Сингапура, феерически завершивший программу знаменитым диптихом («Поганый пляс» и «Колыбельная») фрагментов музыки балета «Жар-птица» Стравинского.

Но даже если бы ни один из дирижёров гала-концерта не произвёл особого впечатления, филармонический мастер-класс Юрия Симонова всё равно остался бы экстраординарным событием музыкальной жизни Москвы. Ведь практически на глазах у слушателей отшлифовывали мастерство обладатели самой сложной музыкальной профессии, и, учитывая, что этот опыт молодые дирижёры приобретали, выходя на крупнейшую столичную сцену, его можно считать уникальным. Не менее ценно и то внимание, с которым терпеливо, по-отечески занимались с участниками мастер-класса и сам Юрий Иванович, и абсолютно все музыканты его оркестра. Для симфонического коллектива столь высокого статуса работать с молодыми, неизвестными дирижёрами в атмосфере такого дружеского, творческого и неформального общения — редкость. И этот творческий и эмоциональный заряд мастер-класса Юрия Симонова в Московской филармонии наверняка особенно вдохновит молодых дирижёров на покорение новых вершин в освоении дирижёрского искусства.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8958
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5732
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4356
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?