Дирижёрский мастер-класс

Дирижер Юрий Симонов на сцене Московской филармонии

Ни в одной из музыкальных профессий нет таких сложностей с получением начального сценического опыта, как у симфонических дирижёров


Каждая из музыкальных специализаций требует не только приобретения теоретических знаний, но и большого практического опыта. Но, пожалуй, ни в одной из музыкальных профессий нет таких сложностей с получением начального сценического опыта, как у симфонических дирижёров. Получить «свой» оркестр и иметь возможность выступать перед широкой аудиторией молодому дирижёру удаётся редко. Необходимый для освоения дирижёрского мастерства опыт музыканты могут приобрести лишь в качестве ассистентов, помощников маститых маэстро. Но это далеко не всегда означает участие в концертных программах, а, в основном, подразумевает только подготовительную, «закадровую» работу. Конечно, начинать надо с малого, однако необходимость публичных выступлений очевидна. И едва ли не единственной возможностью получить опыт выступления перед широкой публикой становятся мастер-классы, открытые для широкой аудитории.

Во всём мире таких «сценических курсов» для дирижёров очень мало, и на этом фоне особо выделяется мастер-класс Юрия Симонова, проводимый Московской филармонией в Концертном зале имени Чайковского. Мастер-класс Симонова позволяет молодым дирижёрам и поработать с оркестром, и творчески вырасти в диалоге с признанным маэстро и артистами его оркестра, и продемонстрировать уровень своего мастерства перед слушателями крупнейшей филармонической сцены Москвы.

Мастер-класс Юрия Симонова в Московской филармонии проводится второй год подряд. Но у самого Юрия Ивановича опыт проведения подобных проектов гораздо больше — десять лет мастер-класс маэстро проходил в Будапеште, и только последние два года перенесён в Москву. Этот отечественный форум привлёк внимание молодых дирижёров со всего мира: оргкомитет конкурса прослушал множество демонстрационных записей, присланных из разных стран Европы, Латинской Америки, азиатского региона и стран постсоветского пространства.

Из всех заявок были отобраны 36 участников, но и из их числа не все получили доступ на сцену. Участники мастер-класса делились на «активных» и «пассивных». Последним была дана возможность лишь наблюдать мастер-класс со стороны: посещать все занятия и финальный гала-концерт. Первым же было предоставлено право продемонстрировать свои навыки и приобрести новые.

Девятнадцати отобранным дирижёрам маэстро Симонов выбрал симфонические партитуры, которыми на первом этапе мастер-класса молодые музыканты продирижировали в Камерном зале Московской филармонии в сопровождении двух фортепиано. Каждому из участников Юрий Иванович дал советы и указал на недочёты, которые участникам мастер-класса была предоставлена возможность исправить, причём уже на сцене Концертного зала имени Чайковского, дирижируя симфоническим оркестром Московской филармонии.

Все отобранные для этих занятий с оркестром участники мастер-класса получили дипломы, а двенадцать, наиболее ярко себя показавших, получили возможность участвовать в финальном гала-концерте. И если рядовые занятия мастер-класса, хоть и были открытые, не собирали большого количества публики (что, вообще-то, ожидаемо — всё-таки мастер-класс — это довольно специфическое действо), то итоговый гала-концерт прошел при солидном стечении слушателей. Конечно, основная часть из них были профессионалы, которым небезразличен завтрашний день дирижёрского искусства. Ведь тем, кто сегодня дирижировал финалом мастер-класса в Московской филармонии, возможно, завтра будут рукоплескать в лучших концертных залах и оперных театрах мира. Задатки для этого есть у всех участников гала-концерта, а их творческие биографии уже сейчас впечатляют.

Все участники финального концерта — лауреаты целого ряда международных и национальных премий и обладатели призов авторитетных конкурсов, за плечами каждого — обучение не только в лучших учебных заведениях своей страны, но и прохождение ассистентуры и неоднократные стажировки в престижных учебных заведениях всего мира, и почти все уже проявили себя в качестве руководителей или даже основателей оркестров.

Открывший гала-концерт Владимир Оводок из Беларуси (он дирижировал увертюрой к опере «Руслан и Людмила» Глинки) в свои 28 лет является главой Камерного оркестра Гомельской филармонии, ассистентом главного дирижёра симфонического оркестра Белтелерадиокомпании, дирижёром-стажёром Национальной оперы и преподавателем дирижирования колледжа при Белорусской академии музыки. 38-летний норвежец Ник Ост начинал как исполнитель на эфониуме (баритоне), дирижирование для него — вторая специальность, которой он овладевает сравнительно недавно, но лишь за последний год стал главным приглашённым дирижёром оркестров городов Мольде и Кристиансунна, а в гала-концерте продемонстрировал уверенную выучку в увертюре «Розамунда» Шуберта.

25-летний Расул Клычев, продирижировавший оркестровым переложением Вокализа Рахманинова, известен в родном Туркменистане как основатель и руководитель Молодежного камерного оркестра Туркменской национальной консерватории, с которым даёт концерты в разных городах своей страны, а в прошлом году дебютировал в Европе, выступив в Байройте.

Завершали первое отделение наши соотечественники: 23-летний Александр Андрианов из Нижнего Новгорода, где он обучается в консерватории и является дирижёром-стажёром оперного театра, исполнил увертюру к опере «Царская невеста» Римского-Корсакова, а студент Санкт-петербургской консерватории и дирижёр оркестра Дома ученых северной столицы Алексей Рубин вполне зрело и уверенно провёл оркестр Московской филармонии через хитросплетения увертюры к «Нюрнбергским мейстерзингерам» Вагнера.

Второе отделение открыл Су-Хан Янг — студент Университета Тайваня и дирижёр-ассистент оркестра этого учебного заведения, продирижировавший увертюрой к опере «Похищение из сераля» Моцарта. Все остальные участники второго отделения демонстрировали вполне зрелое мастерство, и, несмотря на молодость, их творческие биографии включают работы с высококлассными симфоническими и камерными оркестрами, оперные постановки и участие в крупных фестивалях. Юта Симидзу из Японии, исполнивший фантазию «Ночь на Лысой горе» Римского-Корсакова, знаком петербургской публике по своей работе в Мариинском театре. Аргентинец Иларио Флорес Кони известен в Латинской Америке не только как симфонический и хоровой дирижёр, но и как интерпретатор современной авангардной музыки, а в Москве ему довелось дирижировать второй частью («Бал») из «Фантастической симфонии» Берлиоза.

Последние три участника гала-концерта стали настоящим открытием. Возможно, максимально раскрыться позволил доставшийся им репертуар, совпавший со стилистическими пристрастиями молодых дирижёров. Наверняка, помог выступить с такой отдачей и уже немалый сценический опыт. Но, так или иначе, настоящих оваций удостоились чех Франтишек Мацек, дирижировавший соль-минорным Славянским танцем Дворжака, Маркку Лааксо из Финляндии со своей стильной интерпретацией Вальса из балета «Спящая красавица» Чайковского и Ка Чун Вонг из Сингапура, феерически завершивший программу знаменитым диптихом («Поганый пляс» и «Колыбельная») фрагментов музыки балета «Жар-птица» Стравинского.

Но даже если бы ни один из дирижёров гала-концерта не произвёл особого впечатления, филармонический мастер-класс Юрия Симонова всё равно остался бы экстраординарным событием музыкальной жизни Москвы. Ведь практически на глазах у слушателей отшлифовывали мастерство обладатели самой сложной музыкальной профессии, и, учитывая, что этот опыт молодые дирижёры приобретали, выходя на крупнейшую столичную сцену, его можно считать уникальным. Не менее ценно и то внимание, с которым терпеливо, по-отечески занимались с участниками мастер-класса и сам Юрий Иванович, и абсолютно все музыканты его оркестра. Для симфонического коллектива столь высокого статуса работать с молодыми, неизвестными дирижёрами в атмосфере такого дружеского, творческого и неформального общения — редкость. И этот творческий и эмоциональный заряд мастер-класса Юрия Симонова в Московской филармонии наверняка особенно вдохновит молодых дирижёров на покорение новых вершин в освоении дирижёрского искусства.

G7 поссорилась из-за того, стоит ли становиться G8 с Россией в составе. Как вы думаете – нужно ли Москве пытаться вернуться в клуб?