И с американцами можно договориться

Фото: globallookpress.com

«Аэрофлот» показал, как это делается


В нынешнем году американская система бронирования Sabre планирует создать совместное с «Аэрофлотом» предприятие для переноса серверов в нашу страну. В результате партнеры выполнят требование правительства о хранении персональных данных граждан, а авиапассажиры получат доступ к дополнительным услугам.

«Бизнес должен быть защищен от влияния извне, от недобросовестной конкуренции, от возможности диктата монополиста. Нужно быть уверенным, что гражданская авиация в случае недружественных действий со стороны третьих стран продолжит функционировать. Ограничения на взаимодействие с другими системами мы не вводим. Будет лишь выставлено требование, чтобы все технические средства были сосредоточены на территории России».

Это из выступления замминистра транспорта РФ Александра Юрчика на недавней отраслевой конференции. Правительство призывает разработчиков создавать российские системы бронирования такого качества, «чтобы весь мир тянулся к нам». Понятно, проще сказать, чем сделать. Если проводить аналогию с платежными системами, существует карта «Мир», но рука пока что тянется к привычной Visa.

К месту вспомнить, что становление «Аэрофлота» как международного перевозчика полвека назад обеспечивала отечественная система бронирования «Сирена». На тот момент она полностью отвечала потребностям гражданской авиации страны и благополучно дожила до наших дней. Услугами «Сирены» пользуются десятки авиакомпаний России и СНГ, а с недавних пор клиентом стали и Turkish Airlines.

Казалось бы, вот она, готовая отечественная компания, соответствующая новым требованиям. «Сирена-Трэвел», работающая под этим брендом с 2001 года, — это 18 тысяч терминалов, 40 млн проданных за прошлый год билетов. Система сертифицирована IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта). При этом база данных о пассажирах находится в двух дата-центрах — в Москве и Санкт-Петербурге.

«Надо сказать, что не все наши решения соответствуют запросам таких крупных компаний, как «Аэрофлот» и S7, — признает гендиректор «Сирены-Трэвел» Михаил Баскаков. — В частности, не учтено их участие в глобальных альянсах. Мы также пока не сильны в системе управления доходами авиакомпаний. Но при этом движемся в направлении мультимодальности — продаем услуги РЖД и немецких железных дорог, гостиницы, аренду автомобилей, страховки, трансфер, ВИП-залы в аэропортах. Главное, что нас поставили в одинаковые условия с зарубежными коллегами и конкуренция будет честной».

Сложно в российской системе учитывать полеты по соглашениям «код-шеринг», начислять пассажирам баллы по программам лояльности. Совокупность этих проблем и объясняет тот факт, что крупнейшие отечественные авиаперевозчики выбрали зарубежных поставщиков этой услуги. Как и в гражданском самолетостроении, мир бронирования авиабилетов разделен на две системы: Amadeus и Sabre. «Российские специалисты едва ли в ближайшее время выйдут на те стандарты работы, которые поддерживают мировые лидеры», — считает Кирилл Богданов, заместитель гендиректора «Аэрофлота» по информационным технологиям.

Признаем: для национального перевозчика было бы слишком накладным использование нефункциональной системы бронирования. Крупнейшая российская авиакомпания переросла «Сирену», и в 2005-м состоялась ее миграция в глобальную дистрибьюторскую сеть Sabre. Она затронула более 2 тысяч агентств «Аэрофлота», более 6 тысяч рабочих станций по всему миру. Сегодня система бронирования является ядром управления деятельностью компании, которая использует полную линейку продуктов Sabre — от управления расписанием, тарифами, доходами до загрузки и технического обслуживания воздушных судов.

«Аэрофлот» с пониманием отнесся к требованию правительства в части использования систем бронирования. Но от Sabre мы отказываться не собираемся", — заявил Кирилл Богданов. — Она лидирует в этом бизнесе, имея клиентов в 195 странах. Это 350 тысяч турагентств, 400 авиакомпаний, 100 тысяч отелей, 50 железнодорожных компаний, 13 морских круизных компаний, страховщики, 25 компаний по аренде автомобилей, ВИП-залы и многое другое. Все крупные международные авиаперевозчики являются ее пользователями«.

Партнеры нашли компромиссное решение, устраивающее стороны. Американская система бронирования авиабилетов готова перенести свои серверы в Россию в рамках требований правительства РФ о хранении персональных данных граждан. Для этого Sabre планирует создать совместное с «Аэрофлотом» предприятие для переноса серверов. Подчеркнем: контрольный пакет в СП будет у российского партнера.

«Разработана дорожная карта, обеспечивающая выполнение требований правительства, — сказал Богданов. — На 2019-й запланировано создание упомянутого совместного предприятия. 2019-2020 годы — образование на территории РФ центров обработки данных для переноса туда персональных данных пассажиров «Аэрофлота». И наконец, 2021-й — перенос всех персональных данных и серверов, обеспечивающих их обработку».

Добавим, что Sabre намерена обеспечить всю эту деятельность за свой счет. Это свидетельствует, что американцы оценили как наш растущий рынок авиаперевозок, так и партнеров по переговорам.

Авиакомпания S7, недавно ставшая клиентом Amadeus, оптимистично настроена на такой же исход переговоров о дальнейшем сотрудничестве.

......
Нужно ли тушить пожары в Сибири?