Авария «Протона-М»: виноват стрелочник

Полет ракеты «Протон-М» продолжался меньше минуты. Фото: РИА Новости

Комиссия Роскосмоса подтвердила: ракета упала из-за неправильной установки датчиков угловых скоростей


Вчера стала известна официальная версия причин аварии при пуске ракеты «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс-М». После двух недель расследования ЧП замруководителя Роскосмоса Александр Лопатин, возглавляющий Межведомственную комиссию, сообщил, что на ракете были неправильно установлены датчики угловых скоростей — ДУС, о чем наша газета подробно рассказала еще три дня назад («Труд» от 16 июля).

Установка этих приборов, по словам Лопатина, крайне сложна и неудобна. Все шесть датчиков были исправны. Но три из них сборщик втиснул силой, ошибочно перевернув их на 180 градусов. Это показал детальный анализ обломков ракеты.

«На стыковочных поверхностях трех приборов, — говорится в документе на сайте Роскосмоса, — имеются характерные следы силового воздействия». Такая же картина получилась при наземном эксперименте по нештатной установке датчиков. Те, понятно, передавали в систему управления неверную информацию. Произошла потеря стабилизации, ракета ушла в сторону...

Комиссия установила, что формирование сигнала «Контакт подъема» произошло на 0,4 секунды раньше расчетного времени — до того, как ракета фактически сошла с опор пускового устройства. Возможная причина — преждевременная отстыковка от носителя электро-пневморазъемов пускового устройства. Оно является частью стартового комплекса. Однако досрочное формирование сигнала «Контакт подъема», как показало моделирование, не могло быть причиной аварии. Тем не менее ситуация требует прояснения, и этим будут заниматься специалисты.

У Роскосмоса, подчеркнул Александр Лопатин, есть претензии к технологу, занимающемуся датчиками угловых скоростей. Он мог дать нечеткое описание в чертежных документах. Вывод комиссии шокирует: «Применяемые способы и методы контроля в ходе наземной подготовки и испытаний по действующей конструкторской, технологической и эксплуатационной документации не позволяют выявить неправильную установку ДУС на ракету». Что же это, спрашивается, за контроль такой в Центре имени Хруничева и на Байконуре?

Итак, комиссия вроде бы расставила точки над i. И что дальше: усилим контроль, а в сентябре продолжим запуски «Протона-М»? За комментариями «Труд» вновь обратился к видному эксперту, одному из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, Герою Социалистического Труда, лауреату Государственной премии Борису Бальмонту.

— Противоречивые ощущения вызывают выводы комиссии, — говорит Борис Владимирович. — С одной стороны, проделана большая работа. Проанализированы конструкторская, технологическая и эксплуатационная документация, процессы изготовления, испытаний, транспортировки, хранения и проверки составных частей ракеты-носителя. Исследованы части аварийного ракетно-космического комплекса, телеметрическая и внешнетраекторная информация. Проведены эксперименты. А в результате? Трудно поверить, что единственной причиной аварии была неправильная установка трех датчиков. Подобный отказ уже происходил, ракета тогда отклонилась от курса, но пожара на ней не было. Мы потом сами подорвали ее. А в этот раз ракета была объята огнем.

Теперь о системе контроля. Оказывается, сегодня невозможно в наземных условиях при проверках обнаружить неправильную установку датчиков на ракету — так, видите ли, разработана документация. Да это ни в какие ворота не идет! Миллиарды рублей, престиж страны, программа запусков зависят от ошибки молодого сборщика? То есть стрелочник виноват. А что вообще происходит с ракетно-космической отраслью? По моему глубокому убеждению, серьезнейшие изъяны есть в системе управления ею. Понятно, руководители Роскосмоса, ключевых предприятий не могут сами себя критиковать. Но если не смотреть правде в глаза и не сделать правильных выводов, ситуация будет только ухудшаться.

 

Комментарии для сайта Cackle
вввв 04 Сентября 2013, 07:35
на одного работника 10 начальников, тупорылых, сватов братов, все просто, олухи у руля, и это не только в ракетостроении!
Бывший 24 Августа 2013, 21:14
С трудом верится в эту ахинею, как специалисту в прошлом. 48 лет делали "Протон" , а тут разучились и сделали на этой операции все наоборот. Такого быть не может. Более позорного пуска не видел десятилетия, хорошо давно не связан с этой техникой. Дерзайте и дальше, стрелочников нашли, уволили, наверное, с "золотыми парашютами", страховка получена, в следующий раз постарайтесь уронить РН на пункт управления, зачем же на другую пусковую ронять. Может тогда придут в руководство люди с мозгами, а пьяные генералы-гусары с секретаршами-моделями.
Гость 18 Августа 2013, 14:33
Смотрел я съемку веб-камеры, установленной рядом со стартовым столом. 5 двигателей работали со светлым пламенем, а 1 прямо на старте, и далее работал с темно- бурым светом и сразу было понятно, что это авария ( со старта).
Гость 03 Августа 2013, 06:40
Это диверсия. Контроллёр и сборщик получили или получат свои миллионы. Либо люди работают не на своих местах, свояки кумовья и так далее. как можно второпях засунуть не той стороной. протон это штучный еденичный товар, а что системы автоматического контроля нет типа денег нехватает. 2010г. упали три спустника гонасс и сейчас тоже ребята диверсия классическая.
Имххррр 26 Июля 2013, 21:38
на русском ВАЗе болты забивали и забивают кувалдами, а не закручивают, при сборке Мерседесов в России с конца конвеера гарантированно выходит ВАЗ. Так же и ракетами. Это просто место проклятое, как говорил директор ВАЗа своему главному инженеру.Ведь это Русская классика с не стреляющей царь-пушкой и не звонящим царь-колоколом, уже длится столетиями.
Зачем Ангела Меркель навещала Алексея Навального в больнице?