Алло, мы из будущего!

Фото: globallookpress.com

Далеко не все учителя и психологи поддерживают идею запрета мобильных телефонов для школьников


Роспотребнадзор готовит свои предложения по запрету мобильных телефонов для школьников. Такое поручение дала ведомству глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, сославшись на многочисленные жалобы от родителей и учителей. Взрослые недовольны тем, что школьники зависают в айфонах и планшетах и забывают про учебу.

Вот и председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец полагает, что нашим детям вполне достаточно самых простых кнопочных телефонов, не подключенных к интернету. И те она предложила на время уроков запирать в специальные ящики...

«Труд» опросил родителей, учителей и психологов и выяснил, что далеко не все считают правильными запретительные инициативы. Ведь сегодняшние школьники выросли в новую цифровую эпоху, они научились искать информацию в «Гугле» еще до того, как начали читать и писать. Куда ж нам плыть? Вот несколько мнений.

Ирина Владимирова, мама двоих сыновей

— Я за запрет. Наблюдаю за детьми и вижу, как на перемене, вместо того чтобы общаться и бегать, они сидят и пялятся в гаджеты. Одноклассники сына без конца фотографируют друг друга и выкладывают в соцсети, пририсовывают друг другу ножки-рожки — и эта забава становится чуть ли не смыслом существования. Понимаю, насколько консервативен путь запретов, но и вижу, как велика проблема.

Валентина Ковалева, мама старшеклассницы

— Я категорически против запретов такого рода. Дети отвлекаются во время уроков? Но не в айфонах корень зла, а в профессиональной несостоятельности педагогов, не умеющих бороться за внимание детей. Школьники всегда на что-то отвлекаются — на телефоны, птичек за окном, даже, представьте, на собственные мысли. Заставить их сконцентрироваться с помощью запретов — как добиваться усидчивости битьем указкой. Надо учиться использовать технологии с пользой для дела, а не отметать их с порога.

Елена Арманова, психолог студии «Чайка»

— Авторитарный подход уже не работает с современными детьми, тут не запреты нужны, а компромиссы. Гаджет — просто инструмент, очень полезный и интересный. Задача нас, взрослых, — придумать, как его использовать в «мирных целях».

Айса Эрендженова, завуч элистинской школы

— Я скорее против такого нововведения. Взять у ребенка телефон и спрятать под замком? Но тут сама процедура и хлопотная, и неприятная, связанная с материальной ответственностью. Разве у учителя мало других хлопот? Из своего опыта знаю, что нередко школьники используют телефон как шпаргалку. Так я во время контрольных предлагаю ученикам выкладывать свои телефоны, и они соглашаются: это честно и правильно. А еще можно давать такие задания и вопросы для контрольных, которые невозможно подсмотреть в интернете.

Лидия Сиделева, аналитический психолог

— Вопрос про телефоны в школе на самом деле больше проблемы гаджетов. Сейчас школа переживает кризис идентичности: раньше школа была единственным источником информации, а теперь знание - это не обладание этой информацией, а навык критически её оценивать.

Учитель как хранитель информации не отвечает требованиям современного общества, и стать для ребёнка авторитетом он может только приняв новую реальность, где и учителю придётся стать тем источником информации, которому можно доверять. 

На этапе индустриального общества в человеке ценились усидчивость, возможность быть звеном конвейера. Сейчас у нас общество потребления, где ценится креативность. Это всего лишь этап развития. В зрелой личности есть баланс между креативом и правилами. Дети сейчас гиперстимулированы обилием информации, и школа могла бы учить их справляться с этими избыточными стимулами и уметь тормозить и фокусироваться, то есть сместить фокус внимания с запоминания на методы общения с собой и другим.

 

Как видите, мнения разные, но в общем знаменателе простая идея: запретить айфоны школярам не получится, учителям надо увидеть в девайсах не врага, а союзника. Получится ли? Ответа пока нет.

Нужно ли тушить пожары в Сибири?