Министерство финансов США опубликовало данные о странах-держателях облигаций американского государственного займа – US Treasuries. Первое место среди кредиторов по-прежнему занимает Китай: Поднебесная вложила в долговые обязательства американского правительства 1,264 триллиона долларов. На втором месте находится Япония с 1,144 триллионами долларов.
Россия в этом рейтинге заняла 15-е место. По данным Минфина США, Москва является держателем облигаций на сумму в 88 миллиардов долларов. Это на 20 миллиардов меньше, чем годом ранее, отметили американские специалисты.
Бегство от облигаций
Впрочем, говорить о принципиальном отказе России этого финансового инструмента пока преждевременно. Дело в том, что, как отметили российские эксперты, Россия начала активно продавать американские гособлигации сразу после государственного переворота на Украине. По мере нарастания санкций и взаимного давления РФ продолжала избавляться от неприятельских бумаг, тем самым прекращая финансировать американский госдолг. К апрелю 2015-го российский пакет US Treasuries сократился до 66,5 миллиардов долларов – вдвое по сравнению с докризисным 2013 годом.
Несколько позже продавать облигации начали и другие страны – Китай, Норвегия, Тайвань. Впрочем, это было вызвано несколько другими причинами: Норвегия, например, вообще не ссорилась с Вашингтоном. С помощью облигаций многие страны мира компенсировали выпадающие от снижения цен на нефть доходы. Китай при помощи этого резерва не только купировал обвал фондовых рынков, но и «поддавливал» заокеанских партнеров, придумавших и реализовавших весьма неприятный для Поднебесной проект Транстихоокеанского партнерства.
Эксперты отметили, что официально Китай покупал облигации, но в еще больших объемах продавал US Treasuries, используя в качестве посредника Бельгию. В результате действия этого механизма Бельгия всего за несколько месяцев нарастила вложения в американский госдолг до 345,3 миллиардов, а затем сократила до $252,8 млрд.
По мнению специалистов, использование этой схемы позволяет КНР, с одной стороны, постепенно избавляться от американских долговых облигаций, а с другой – страхует от обвала рынка этих ценных бумаг, помогая не ставить под удар собственно китайские накопления.
Тактическая выгода, стратегический тупик
Российская финансовая политика в данном направлении также характеризуется возвратно-поступательными движениями. Существенно сократив вложения в американскую экономику, Москва с весны прошлого года снова начала скупать облигации госдолга. К июню 2015-го российский пакет US Treasuries вырос до 72 миллиардов, а в июле увеличился до 82,1 миллиардов. Резкий скачок произошел в августе, когда Москва довела свои вложения в трежерис до 89,9 миллиардов.
С одной стороны, отмечают обозреватели, такая политика имеет свои плюсы. На фоне заваленных американцами цен на нефть курс доллара идет вверх. Отход ФРС от политики количественного смягчения в еще большей степени повышает доходность облигаций. Таким образом, трежерис, купленные в августе, до осеннего обвала цен на нефть оказались весьма выгодным вложением.
Однако в целом, по мнению экономистов, такая линия стратегически невыгодна России. В «тучные» двухтысячные, при нефти по 100 долларов за баррель, тогдашний министр финансов РФ Алексей Кудрин систематически изымал сверхприбыли экспортеров и вкладывал их в низкодоходные американские гособлигации. При этом российская промышленность, банки и агропроизводители были вынуждены брать дорогие кредиты на Западе. Реализовывавшаяся в течение 11 лет, такая схема получила неофициальное название «кудриномика». Ее результатами стали хронический кредитный голод, формирование гигантских долгов российского бизнеса перед западными фондами и банками, разрушение инфраструктуры.
Имея колоссальные валютные доходы, Россия задыхалась от нехватки капиталов в экономике. Возобновившийся в прошлом году рост вложений в трежерис является повторением этой схемы в уменьшенном масштабе. Однако, в отличие от оригинальной кудриномики, скупка американских облигаций сейчас происходит на фоне жесткого нефтяного кризиса, повлекшего за собой падение основных доходов страны и сжатие платежеспособного спроса со стороны населения. В результате тактическая выгода от скупки и перепродажи US Treasuries может обернуться тяжелыми последствиями для реальных секторов российской экономики, которые сейчас как никогда нуждаются в протекционистской политике государства и доступных кредитах.

