Главная Культура 00:10 20 Января 2017 8069
Аффтар жжот! Кому и зачем нужен «Словарь языка интернета.ru»

Не устареют ли собранные лингвистами сведения уже через год? Поищем ответы

Виктория Пешкова

Команда исследователей из лаборатории лингвистической конфликтологии Высшей школы экономики составила первый в истории отечественного языкознания словарь языка интернета, возникшего за два с небольшим десятилетия. А кому и для чего он, собственно, нужен? И не устареют ли собранные лингвистами сведения уже через год? Поищем ответы.

Итак, кто же является аудиторией «Словаря языка интернета.ru»? Непродвинутые мамы-папы, которым хочется говорить на одном языке с зависающими в Сети отпрысками? Новички, желающие побыстрее освоиться в каком-нибудь сообществе и сойти там за своих? Консерваторы, решительно отстаивающие свое право жить по преимуществу в реале, но не оставляющие надежды найти общий язык с теми, для кого виртуал стал единственной реальностью? Безусловно, немало полезной информации извлекут из него и первые, и вторые, и третьи.

Однако цель, которую ставили перед собой авторы, не столь утилитарна. Заведующий лабораторией лингвистической конфликтологии Высшей школы экономики Максим Кронгауз, возглавивший работу над словарем, сформулировал ее так: «Если говорить о серьезных научных задачах, то отслеживание изменений в языке необходимо для установления норм на основе реальных речевых процессов, а не наших идеализированных и часто искаженных представлений о языке. В еще более фундаментальном смысле — изменения языка, особенно его лексикона, позволяют нам судить об изменениях в культуре, политике и цивилизации в целом».

Девизом Кронгауза и его коллег, пожалуй, вполне могло бы стать бессмертное «Остановись, мгновенье!». Кто такие «фидошники», сегодня мало кто знает, а всего каких-то четверть века тому назад принадлежать к этой касте избранных, вхожих в интернет еще до эры известных сегодня поисковиков, было весьма престижно. В начале нулевых «падонки» с их «олбанским» языком будоражили едва ли не весь русскоязычный интернет, а сегодня от одного из самых распространенных сетевых сленгов уцелел лишь десяток клише — вроде «аффтар жжот». И большинство тех, кто нынче под пространным текстом пишет «слишкомногабукафф» или «ниасилил», понятия не имеют о том, откуда взялись эти выражения. В интернете языковые моды и стили меняются быстрее, чем в оффлайновой жизни. С точки зрения науки именно там и пролегает сегодня передний край лингвистики.

Слова и выражения, рожденные по эту сторону экрана монитора, перекочевывают в заэкранье, а их заэкранные собратья прочно обосновываются здесь. И те и другие трансформируются, мимикрируют, борются за право на существование. Как и почему это происходит? Данной темой отечественное языкознание до сих пор всерьез не занималось, и опираться составителям словаря пришлось исключительно на опыт зарубежных коллег.

Состоит словарь из трех разделов: «Слова и выражения» — это собственно словарь, каким мы его привыкли видеть, «Термины» больше напоминают энциклопедию, а «Субкультуры» — учебник истории интернета в миниатюре. Сложнее всего было работать над первым, самым большим разделом: включать ли в него только то, что родилось в Сети, или то, что там прочно обосновалось, даже если пришло из реала? Ведь еще совсем недавно интернет-словечки сильно отличались от любых других жаргонов, а сегодня граница размыта, почти стерта. Где возникло знаменитое «мимими» — в он- или оффлайне, — точно установить так и не удалось, а вот определение «диванный» имеет явно несетевое происхождение, тем не менее без этих слов представить нынешний интернет практически невозможно. Или вот еще закавыка: «ржунимагу» и «ящитаю» — все еще выражения или уже слова?

Между прочим, Рунет сегодня генерирует гораздо меньше новых слов, чем еще пять лет назад. И у ученых есть этому объяснение — интернет перестал быть средой для немногих, став местом встречи для большинства.

«Детство Рунета закончилось, началась молодость, — считает по этому поводу Максим Кронгауз. — Как и любой другой, сетевой жаргон является способом отсеять чужих, своего рода кодом опознавания. Новые слова были элементом игры. Интернет вырос из коротких штанишек, потому и игры все меньше, а мемами быстрее всего становятся высказывания политиков. Как, например, фраза Медведева про «денег нет», которую лишь чуть-чуть «подправили».

Похоже, что от игр со словами обитатели Сети переходят к играм с тем, что за словами стоит: прежде негодовали из-за несоблюдения норм грамматики, теперь линия фронта проходит по лексике. Русский язык предполагает достаточно тонкие различия, обусловленные социальной дистанцией между говорящими, пусть и не такие жесткие, как, скажем, английский (вспомним знаменитого профессора Хиггинса и цветочницу, которую ему удалось-таки заставить изъясняться как герцогиня). То, какие слова мы выбираем и как их произносим, говорит о нас не меньше, чем самое развернутое резюме, а нередко, увы, и то, что мы вовсе не хотели бы сообщать собеседнику. Марксизм отменить можно, классовую ненависть — черта с два! Впрочем, классовыми и социальными различиями дело не ограничивается. Даже «падонки» не вызывали в свое время такой агрессии, какой сейчас подвергаются совершенно безобидные «мамочки» или «ванильки».

Русский язык превращается в поле битвы, и разворачивается она по обе стороны экрана монитора. Кто-то хочет видеть в нем средство сплочения нации, кто-то азартно и неистово использует для маркировки различий между разными социальными/политическими/этническими группами.

Однако, по мнению Максима Кронгауза, фатального противоречия в этом нет: «Язык выполняет обе эти функции. Другое дело, что функцию сплочения нации, как правило, берет на себя литературный язык, общий для всех. Именно он фиксируется в нормативных словарях, именно за ним пристально следит общество. А функции маркировки различий и даже фильтра «свой/чужой» берут на себя жаргоны и в более глобальных случаях — варианты языка. Владение разными вариантами и стилями (помимо литературного языка) позволяет человеку гораздо лучше ориентироваться в океане речи и не только понимать других людей, но и понимать, кто они и что собой представляют. Интернет противоречив и парадоксален. Но две главные характеристики бытования информации в интернете очень просты — это скорость распространения и охват. В этом есть пугающая сила и прелесть. Два мира — сетевой и реальный — столкнулись в клинче и пока не могут разойтись. Они меряются силами и хотят понять, кто будет владеть умами человечества».

 

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23443
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5541
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5430
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?