Главная Экономика 00:01 20 Января 2023 9089
Что вы дурака валяете

Возрождение отечественного авиастроения все отдаляется куда-то к линии горизонта, где небо сходится с землей

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Президент жестко раскритиковал главу Минпромторга за ситуацию в авиастроении. Фото: пул Кремля, globallookpress.com

На минувшей неделе президент Путин на совещании с членами правительства жестко раскритиковал вице-премьера Мантурова за долгое оформление контрактов на строительство самолетов. Так прямо и спросил: «Что вы дурака валяете?» Пикировку многократно показали по ТВ, чтобы страна видела, как наверху озабочены развитием отечественного авиастроения в острый для России период. На все возражения Мантурова глава государства отрезал: «Долго, слишком долго». То, что долго сказка сказывается и дело делается, с этим действительно не поспоришь.

Несмотря на убаюкивающие комментарии экспертов и чиновников, ситуация в авиации тяжелая. Ей удалось выстоять лишь при помощи огромных госдотаций (172 млрд рублей). Закрыто европейское небо, нет былых страховок, регистрации. Оставленные в стране иностранные лайнеры, взятые по лизингу (говоря попросту, украденные), пока еще летают. Но из-за санкций и ухода из России иностранных авиапроизводителей нет запасных частей и регулярного качественного обслуживания. Уже начался так называемый каннибализм — разбор на детали одних машин, чтобы летали оставшиеся.

Приобретение новых иностранных лайнеров нам не светит. Китайские партнеры помочь с запчастями и с самолетами не могут. Они сами летают на «Боингах» и «Эрбасах», потому что у них отродясь не было своей гражданской авиапромышленности. А у нас была, но успешно уничтожена. Для страны с нашими просторами остановка авиасообщения грозит возвращением в позапрошлый век, экономической и социальной деградацией.

Вот мы и бросились срочно возрождать отечественный авиапром. И тут выясняется: утрачено так много, что непонятно, как претворить в жизнь дерзкие планы правительства — в ближайшие годы возродить выпуск отечественной техники и до 2030 года произвести чуть ли не тысячу самолетов. Да и смогут ли, захотят воплощать эти планы те, кто, по сути, уничтожал отечественное авиастроение?

Оставим в стороне туманные 90-е, когда иностранцам продавали авиационные КБ и заводы и сами, своими руками уничтожали красу и гордость отчизны — авиационную промышленность. Тогда в ходу была мантра Егора Гайдара и его соратников: все, что нужно, купим за границей. Здравые люди предупреждали, что бывают ситуации, когда и деньги не помогают, и рынок не работает, но кто их тогда слушал?

В начале февраля 2000 года, когда Владимир Путин только занял пост главы государства, еще в качестве и. о., на заседании Сов-беза под его руководством было принято решение о разработке специальной программы под названием «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015-го». Спустя год вышло соответствующее распоряжение правительства страны, было принято постановление Кабмина от 15 октября 2001 года № 728 о федеральной целевой программе. Там много правильных формулировок. Например, такая: «Программа направлена на решение проблемы конкурентоспособности гражданского сектора авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках гражданской авиационной техники». Под эту программу и деньги немалые были выделены, только до реализации дело не дошло, хотя она упоминалась и в майских указах президента 2012 года.

Контрольное управление Кремля в декабре 2012-го подвело итог: «Анализ реализации программы показал, что за период действия она корректировалась 6 раз, в результате чего были изменены объемы финансирования и целевые показатели. Так, финансирование ее мероприятий увеличилось на 66,1 млрд рублей и составило 207,5 млрд: Практически при полном освоении выделенных средств определенные программой цели не достигнуты. Не обеспечено выполнение мероприятий по разработке современной конкурентоспособной авиационной техники».

И дальше уточняется: «Не организовано серийное производство самолетов «Ил-96-300», «Ту-204/214», хотя из федерального бюджета было затрачено порядка 14 млрд рублей на доведение их параметров до международных. Не обеспечен выпуск регионального самолета «Ту-334». В 2005 году работы по этому проекту были исключены из программы». Есть там и такая фраза: «За период действия программы финансовое состояние предприятий, производящих самолеты для гражданской авиации, значительно ухудшилось».

То есть новая команда управленцев успешно гробила авиастроение и дальше. Бюджетные деньги расходовались, недостатка в пышных речах о возрождении авиапрома и презентациях очередного «отечественного» проекта не было. Как не было и своих самолетов.

В 2019-м проверка Счетной палаты выявила низкую эффективность реализации уже новой программы «Развитие отечественного гражданского авиастроения до 2025 года». Сообщалось, что Россия «снизила поставки отечественных самолетов на 40%». Провал курирующего эту отрасль Минпромторга был виден невооруженным взглядом на протяжении многих лет, но, похоже, всех наверху такое вопиющее несоответствие планов, выделенных денег и результатов устраивало. Почему?

На самом высоком уровне лоббировались интересы западных корпораций, прежде всего «Боинга». Одним из таких лоббистов был, например, помощник президента России, а потом вице-премьер Аркадий Дворкович, который входил в делегацию, побывавшую в США в 2010 году и подписавшую «контракт века». Вот как о сделке отозвался тогдашний президент США Барак Обама: «Особенно я доволен и рад, что заключена сделка на 50 «Боингов-737» на сумму 4 млрд долларов. Это выигрыш для России. Будут созданы современные самолеты для российских путешественников. Для США такое партнерство создаст еще 44 тысячи новых рабочих мест в аэрокосмической отрасли США».

Вопрос: почему «Боинги», а не «Илы» и «Ту»? Может, Россия приобретала самую безопасную и надежную технику, которая нашей стране и не снилась? Вовсе нет. Например, самая популярная модификация «Боинга» — 737-я — побывала в 230 катастрофах и серьезных авариях, в которых погибли свыше 5,6 тысячи человек. А, например, с «Ил-96» не было ни одной катастрофы. Тем не менее именно «Боинг» выиграл тендер на поставку 65 самолетов, объявленный корпорацией «Ростехнологии». Думается, читателю не нужно в подробностях рассказывать, как побеждают у нас в подобных соревнованиях.

Кстати, несмотря на обилие иномарок, наша страна находится в нижних строчках международного рейтинга безопасности полетов. Вопреки требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), у нас до сих пор не создан единый государственный орган по безопасности воздушного движения.

Но вернемся к истории разрушения отечественного авиапрома. Спустя два года, в 2012-м, корпорация «Ростехнологии» подписала еще один договор — на приобретение дополнительно 35 «Боингов» на 3,5 млрд долларов. Как раз в 2012 году Дворкович стал вице-премьером. А министром промышленности был назначен Денис Мантуров. «Что касается самолетов (собственного производства. — «Труд»), они у нас есть. Не все из них доведены до нужной кондиции. И перевозчики говорят, что требуется их доводка, а возможно, и разработка более совершенных моделей», — заявил господин Дворкович по итогам совещания, посвященного развитию отечественного авиапрома. После этого производство настоящих отечественных лайнеров было и вовсе свернуто в угоду западным поставщикам, на щит подняли проект «Суперджет-100», с которым предстояло намаяться и с которым у нас до сих пор немалые проблемы.

После начала СВО Дворкович, как водится, покинул Россию, но большинство его соратников по лоббированию иностранного авиатранспорта здесь. Транспортом у нас рулит бывший глава «Аэрофлота» Виталий Савельев, всеми правдами и неправдами защищавший эту компанию даже от псевдоотечественных «Суперджетов». А ведь когда-то «Аэрофлот» был крупнейшей в мире авиакомпанией, перевозившей по 120-130 млн пассажиров в год на отечественных лайнерах. Конечно, у Савельева есть оправдание — он исходил из соображений коммерческой выгоды для авиакомпании в рыночных условиях. О стратегической безопасности страны и ее суверенитете должны были позаботиться руководители повыше. Но почему-то не позаботились.

Нельзя сказать, что все вокруг молчали в тряпочку. Немало авторитетных специалистов выступали против этой откровенной политики уничтожения отечественного авиапрома, но их гнобили в угоду чужим интересам. А сколько критических статей по этому поводу выходило, в том числе и в «Труде». Все без толку. И вот мы имеем то, что имеем.

На сегодняшний день в России эксплуатируется около 600 импортных лайнеров и 300 отечественных, включая еще советские машины. По оценкам экспертов, худо-бедно на них можно будет летать еще с десяток лет (вот откуда появляется красивая цифра — тысяча лайнеров к 2030-му). Предположительно, к этому году авиапарк должен вырасти до 1700 единиц, из них иномарок останется лишь около 300.

Но сколько уже было таких предположений? Например, руководство ОКБ имени Яковлева обещало, что серийное производство «МС-21» начнется в 2016 году. В 2019-м глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что сроки сдвигаются на конец 2020-го, потом на 2024-й. Затем глава Минпромторга Денис Мантуров передвинул их на 2025-й...

Вместо послесловия

Сейчас в стране делают по 5-10 самолетов в год. Капля в море! И даже при том, что премьер Мишустин заявляет, что проблем с финансированием авиапрома не будет, как можно увеличить выпуск лайнеров на порядки, непонятно. Заводы утратили техническую базу, растеряли кадры, разучились массово производить самолеты. Нет оборудования и базы для их производства, нет электроники. Инженер на авиапредприятии получает зарплату в 50-60 тысяч, основные деньги уходят так называемым эффективным менеджерам. Слияние некогда мировых фирм по выпуску авиалайнеров — Туполева, Ильюшина, Яковлева — в одну компанию уничтожило внутреннюю конкуренцию (с «Боингом» нам сейчас конкурировать бессмысленно, выжить бы). А возрождением авиапрома занимаются те, кто раньше распределял бюджеты на покупку иномарок, но никогда не умел строить самолеты.

Как выяснилось, Марк Твен был прав: землю действительно больше не производят

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Спрос на загородные участки бьет рекорды. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Похоже, этой весной всех одновременно потянуло к земле. И дело не только в долгожданном тепле, кружащем горячие головы. Спрос на загородные участки бьет рекорды — как следствие, земля в России резко подорожала. Как...

Почему в стране с крупнейшими газовыми запасами дома топят дровами

Александр Киденис
Труд
Почему народ вдруг отказывается от газификации, когда газ уже у забора? Ответ простой: нет денег. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

«Бояться нужно не генералов, а ефрейторов», — говорил герой французской кинокомедии «Закон есть закон». Нынче эти слова вспомнились при попытке выяснить, как выполняется общероссийская программа социальной...

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Кто виноват в случившемся?

Евгений Акатов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Вслед за затоплениями в Орске и Оренбурге дома ушли под воду до крыш в Кургане, в городе эвакуируют целые микрорайоны. «Уровень воды в реке Тобол...

Экономика 00:10 / 12 Апреля 2024 4509
Взаймы у жизни

Центробанк обнародовал портрет среднестатистического российского заемщика

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Оказывается, самый массовый российский заемщик - это пенсионер с тремя кредитами. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Как выяснилось, это пенсионер с тремя кредитами. В кабалу банков попали уже 50 млн россиян. Только за последний год их стало на 4,7 млн больше. Полстраны в долгах! Банк России выразил озабоченность тем, что...

Минфин выступил с инициативой повысить розничные цены на крепкий алкоголь. Ему не впервой

Алекс Зверев
Труд
Официальной причиной грядущего подорожания объявлены инфляция и рост производственных затрат. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

В результате таких хлопот с 1 июня самая дешевая поллитровка водки подорожает с 281 до 299 рублей, бренди — с 375 до 403 рублей, а коньяка — с 517 до 556 рублей....

Россия сравнялась с Европой по числу комнат на душу населения, но сильно превышает европейские стандарты по скученности

Алекс Зверев
Труд
Сейчас уменьшается число комнат в каждой отдельно взятой квартире. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Построив в минувшем году 110 млн кв. метров жилья, Россия сравнялась с минимальным европейским показателем числа жилых комнат на одного жителя страны: 1,1. Во Франции этот показатель равен 1,8, в Норвегии —...

После череды громких дел в правительстве решили сделать бизнес, называемый инфоцыганщиной, цивилизованным

Максим Башкеев
Труд
«Королеве марафонов счастья» Елене Блиновской на пару с мужем предъявили 900 млн рублей долга. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

После череды громких дел в отношении блогеров и всевозможных коучей, наставляющих россиян на путь истинный, но при этом уклоняющихся от уплаты налогов, в правительстве решили сделать бизнес, называемый еще инфоцыганщиной,...

Решение принято, чтобы не допустить повышения цен и перебоев с поставками продукта населению 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле одобрила запрет экспорта сахара из РФ. Информированный источник в пятницу, 5 апреля сообщил агентству «Интерфакс», что ограничение...

В России объявлена амбициозная программа развития туризма

Максим Башкеев
Труд
Одно озеро в это программе - это Байкал собственной персоной. Фото: globallookpress.com

В индустрию отдыха собираются вложить как минимум 1,5 трлн рублей и до 2030 года удвоить внутренний турпоток. Дело за малым: успеть за это время создать соответствующую инфраструктуру. До недавних пор отечественные...

Вести гостиничный бизнес по правилам сложно даже в Москве, Санкт-Петербурге или на побережье Черного моря

Максим Башкеев
Труд
черноморском побережье доля «серых» гостиниц доходит до 80%. Фото: Александр Лискин, globallookpress.com

Помните, как герой фильма «Мимино» получает заветное место в московской гостинице по большому блату, представившись эндокринологом? Сегодня на вокзале или в аэропорту ему бы оборвали фалды хозяева ночлежек,...

Также запрещается импорт отопительных котлов, электроинструментов, деревообрабатывающего оборудования и другой продукции

Фото: Carsten Reisinger/imagebroker.com, globallookpress.com

Правительство Японии приняло решение расширить антироссийские санкции. В частности, пополнился список товаров, которые запрещается ввозить в РФ. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-релиз японского министерства экономики,...

Как отметил зампред Совбеза, созданный Вашингтоном механизм присвоения российских ценностей противоречит международному праву 

Фото: www.government.ru

Соединенные Штаты развязали против России гибридную, судебную и правовую войны, чтобы обокрасть нашу страну, а заодно и создали механизм незаконного присвоения российских ценностей. Об этом в субботу, 27 апреля заявил в своем Telegram-канале...

«Поступательное развитие нашей экономики позитивно отражается на федеральном бюджете». – отметил глава государства

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С января по март 2024 года доходы федерального бюджета России увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2023 года более чем в полтора раза. Об этом, как сообщает ТАСС, рассказал президент РФ Владимир Путин. «Поступательное развитие...

Стоимость имущества восьми рыбодобывающих компаний оценивается почти в 22 миллиарда рублей

Фото: Oliver Ring/imagebroker.com, globallookpress.com

Федеральное агентство России по управлению государственным имуществом (Росимущество) стала владельцем восьми рыбопромышленных дальневосточных компаний. Об этом сообщает «Интерфакс». Соответствующие записи были внесены в ЕГРЮЛ 12...

По данным кабмина, при курсе менее 80 рублей за доллар пошлина нулевая

Фото: Konstantin Kokoshkin/Russian Look, globallookpress.com

Правительство России отменило экспортные пошлины на уголь на период с 1 мая по 31 августа. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров в своем Telegram-канале. «Правительство приняло решение отменить пошлины на вывоз энергетического...

Проектом распоряжения предусматривается распределение субсидий 88 регионам

Фото: Vladimir Baranov, globallookpress.com

Правительство России одобрило выделение денег на проекты по созданию системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров. «О выделении Минтруду России в 2024 году из резервного...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?