Главная Культура 18:00 24 Января 2023 17293
Высоцкий не умел играть и петь вполсилы

Разговор с Вениамином Смеховым о прожитом и пережитом рядом с «бардом всея Руси»

Леонид Павлючик
Вениамин Борисович уверен: публично распевать Высоцкого — ответственная и сомнительная история. Фото: Владимир Меклер/Russian Look, globallookpress.com

Актер театра и кино, легенда авторской песни, Владимир Высоцкий еще при жизни стал кумиром миллионов. После смерти артиста к Театру на Таганке проститься с Высоцким пришла вся Москва. За десятилетия, минувшие после ухода барда, его слава не померкла, его песни по-прежнему на слуху. В канун 85-летия со дня рождения поэта обозреватель «Труда» вспоминает Высоцкого вместе с его другом — актером, режиссером, писателем Вениамином СМЕХОВЫМ.

— Вениамин Борисович, вы родились в одном роддоме с Высоцким, потом работали c ним в одном театре и даже сидели в одной гримерке. Это знак судьбы?

— За давностью лет я уже перестал придавать этому факту мистическое значение. Да, мы родились с Высоцким в одном роддоме с разницей в два года. Это однажды выяснили наши мамы, придя на спектакль, в котором мы играли с Володей. А в гримерке в последние годы мы сидели рядом с Володей. С ним и Валерой Золотухиным была такая хорошая актерская дружба. Объяснялась она во многом тем, что Любимов выделил нашу троицу, и мы с 1964 года играли большие роли в знаменитых спектаклях: «Добрый человек из Сезуана», «Антимиры», «Павшие и живые», «Десять дней, которые потрясли мир», «Жизнь Галилея», «Послушайте»...

Владимир Высоцкий и Вениамин Смехов в коллективе актеров Театра на Таганке. Фото Генриетты Перьян, Global Look Press

Дальше Володя солировал: Хлопуша в «Пугачеве» — его лучшая роль. В это же время Золотухин совершенно поразил и порадовал Федором Кузькиным в спектакле «Живой», который запретили, но это уже было сыграно, и сыграно блестяще. Долгое время я считал Золотухина лучшим актером труппы. Да и Володя так думал. Вообще говоря, и мы, и Любимов считали актером номер один Николая Губенко, но он в 1967 году покинул театр и ушел в кинорежиссуру. Спустя время Любимов, который иной раз мог раздраженно высказаться в адрес «популярного менестреля», выделил Высоцкого как главного артиста театра. И после того, как Володя сыграл Гамлета, Свидригайлова и Лопахина, жизнь показала, что Юрий Петрович был прав.

— Это не вызывало у вас ревности?

— Ни в коей мере, работы и успеха хватало на всех. В какой-то момент, замотанные каждодневными заботами, мы стали видеться реже. Помню, на гастролях в Алма-Ате в 1973 году я сделал своим товарищам веселый выговор: «Как же так, мы друзья, а видимся и общаемся редко». Высоцкий на это только улыбнулся. А Валера ответил: «Дружба — это не обязательно видеться каждый день. Я просто знаю: что бы со мной ни случилось, куда бы меня судьба не занесла, у меня есть Вовка и есть Венька».

О Золотухине, если будет интерес, поговорим как-нибудь отдельно. Он был человеком противоречивым. А что касается Высоцкого, то «в первых строках» я должен сказать, что общий рисунок Володиного характера заключался в его редкой, умной, всеобъемлющей доброте. И это, помимо его огромного таланта, необычайно притягивало меня к нему.

— Как повлияла на вас дружба, общение с Высоцким?

— Строго говоря, я об этом большую книгу написал «Здравствуй, однако...», она вышла несколько лет назад и скоро будет переиздаваться. Подстрочный и подкожный мотив этой книги — великое смущение моей совести: я не успел отблагодарить Володю за то многое, что он принес в мою жизнь. Вот простой пример. Играем вместе в спектакле «Павшие и живые». В какой-то момент Володя уголком рта мне говорит: «Перестань халтурить, играй по-настоящему». Я ему довольно грубо, хотя и тихо отвечаю: «Займись собой, я не нуждаюсь в твоих замечаниях». Это было правильно по-мальчишески и неправильно по-человечески. Уже спустя много времени, играя спектакль без Высоцкого, я вспоминал эту его реплику. Она замечательно характеризовала Высоцкого. Он не умел сочинять, играть, петь вполсилы. Ни в здоровом, ни в больном виде. И не терпел этого в других.

— Как я знаю, благодаря ему вы появились в кино...

— Володя был щедр на всевозможные подарки и сюрпризы. Он любил удивлять. Я и называл его «удивитель». Ведь это он, действительно, втащил меня в кино, с которым у меня никак не складывались отношения, что, впрочем, меня ничуть не огорчало. Я ведь играл в таком театре, в таких спектаклях, с такими партнерами! Снимаясь в фильме «Служили два товарища», Володя с присущей ему обаятельной легкостью вменил в обязанность двум выдающимся драматургам — Юлию Дунскому и Валерию Фриду — написать роль для меня. Объяснял он это тем, что у красных — два товарища, а его поручик Брусенцов — одинокий товарищ. Так стараниями Володи у его героя появился друг — барон Краузе — небольшая, но дорогая для меня роль, потому что я играл вместе с Высоцким.

По дороге в Измаил, где проходили съемки, он бесконечно рассказывал, чем отличается кино от театра. «Ты никогда в жизни не увидел бы такой красоты, — говорил он, обводя рукой горизонт. — И такого застолья не увидел бы в местных харчевнях. Поставь ложку в стакан ряженки — видишь, она стоит! Потому что это кино!». Потом мы оказались в каюте поплавка при дебаркадере на Дунае. «Ты мог мечтать, играя в театре, что увидишь Дунай? Видишь на том берегу рыбаки? Они румыны, Веня! Потому что это кино!». Я недолго сопротивлялся его напору, и кино пришло и в мою жизнь.

— Возможно, наивный вопрос: кто для вас Высоцкий в первую очередь: актер, певец, поэт?

— Гениальным актером я Володю никак не смог бы назвать, да и он сам удивился бы такой оценке, хотя у него были потрясающе сыгранные роли. С первого дня знакомства Высоцкий был для меня поэтом. Это проявлялось даже в том, как он читал в наших поэтических представлениях стихи других авторов. Так справляться с поэтическим текстом, так доносить до зрителей каждую строчку стихов мог только актер-поэт. Любимов любовался Высоцким, читающим стихи.

А что касается его собственных стихов и песен, то, думаю, в этом своем качестве Высоцкий отмечен божественным напутствием, как и Пушкин. Я неизменно удивлялся этому чуду: как вдруг появляется поэтическая строчка, потом возникает ритм, рифма, и это у человека, только что отыгравшего тяжелейший спектакль. А потом кончается ночь, и он успевает записать то, что на него нахлынуло. Это свойство настоящей, большой поэзии, когда поэт читает то, что вышло из-под его пера, и сам этому удивляется. Мы с вами знаем классический случай на эту тему: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».

Владимир Высоцкий в фильме «Служили два товарища». Фото: Александр Стернин/Russian Look, Global Look Press

У Высоцкого очень много стихов, надиктованных ему свыше. Мой большой друг и сам оригинальный поэт Юрий Визбор как-то сказал, что если бы Высоцкий написал только строчки: «И ни церковь, ни кабак — ничего не свято! Нет, ребята, все не так, все не так, ребята!» — он остался бы в истории русской литературы. А ведь таких строчек у Высоцкого великое множество. Вспомните «Охоту на волков», или «Чуть помедленнее кони», или «Купола», или песни из фильмов «Вертикаль» и «Я родом из детства», или спортивный цикл, или шуточные, саркастические стихи, или... Это все образцы высокой поэзии, которую наши соотечественники по-новому открывают для себя сегодня и будут открывать завтра.

— Когда вы осознали, что он великий поэт?

— Публично об этом у меня вырвалось в 1979 году, на моем концерте в Симферопольском университете. Отвечая на вопросы студентов, я решительно заявил, что они будут гордиться, что жили в эпоху Высоцкого. Сделал паузу в ожидании протестной реакции, она не последовала. Феномен Высоцкого состоял в том, что он был запрещен государством как поэт: при жизни не было издано ни одного сборника его стихов. Но по парадоксу истории именно этого поэта знали наизусть многие миллионы сограждан.

Год спустя, уже после смерти Высоцкого, у меня была встреча в Тартуском университете с Юрием Лотманом. Мы говорили о Высоцком. Я, помнится, сказал, что эпохи сохраняются в народной памяти не именами царей, а именами поэтов. Была эпоха Пушкина, эпоха Блока, Цветаевой, Маяковского, теперь настала эпоха Высоцкого и Бродского! Лотман посмотрел на меня со значением и — согласился! Я горд, что совпал с великим Лотманом в оценке поэта Высоцкого. Кстати, как выяснилось, Иосиф Бродский надписал на своей книге, которую дарил Володе, что Высоцкий — лучший поэт России, как внутри страны, так и вне ее.

— Как вам кажется, что отличает Высоцкого на фоне таких поющих авторов и ярких личностей, как Окуджава, Галич, Визбор, Ким?

— Грех заниматься не своим делом, я не литературовед и не бардовед, и потому не могу и не буду их сравнивать. Когда говорят, что «Спартак» лучше «Зенита» (или наоборот) — это допустимо и нормально для спорта. Но говорить, что, скажем, Окуджава лучше Кима или Визбор сильнее, чем Галич — неумно и не интеллигентно. Самозначительность того пути, который проложил каждый из названных поэтов, оригинальность их творчества исключают для меня попытки выстроить их по ранжиру.

Могу только заметить в связи с этим, что Высоцкий совершенно бесхитростно и простосердечно восхищался своими коллегами по перу, будь то Окуджава, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, которые часто бывали в нашем театре. Он отодвигал от себя любую возможность ревновать, завидовать. Это, между прочим, пушкинская черта. Вспомните, как Александр Сергеевич восхищался Дельвигом, Кюхельбекером, Рылеевым, Пестелем. В этом смысле Высоцкий тоже наследует Пушкину.

— Как вы относитесь к тому, что песни Высоцкого сегодня перепевают все, кому не лень. Зачастую формально, не вкладывая душу, подчас, наоборот, подражая его голосу и манере. Может, лучше по памятным датам слушать песни в исполнении самого Высоцкого?

— Мне кажется, что лучше всего слушать и читать самого Высоцкого. Публично распевать Высоцкого — это ответственная и сомнительная история. Когда поют, дерзко подражая великому автору и упиваясь якобы «высоцким» тембром, это чудовищно. Особенно меня ужасает Дмитрий Дюжев, его исполнение Высоцкого — это грубая любительщина. Конечно, я разделяю суровость вашего мнения. Кроме Высоцкого песни Высоцкого никто не должен исполнять на публике. Вот и все.

— И завершая разговор... О чем Высоцкий пел бы сегодня?

— Это простой для меня вопрос. Высоцкий не был антисоветчиком, не был диссидентом. Своим хулителям и преследователям, тогдашним партийным пропагандистам он ответил в песне: «Не волнуйтесь — я не уехал, и не надейтесь — я не уеду». Но он был неравнодушным гражданином своей страны, весьма чувствительным к тем беззакониям, которые творила власть в отношении лучших людей Отечества. Мы с ним много говорили о том, что славу нашей родине часто приносили изгнанники: Набоков, Бунин, Стравинский, Рахманинов, Солженицын, Бродский... И Пушкин, и Лермонтов были гонимы в своей стране. И Высоцкий был гонимым. И Сахаров, которого власть сослала в Горький. И Любимов, затравленный властью и вынужденный эмигрировать.

Думаю, что логика рассуждений Высоцкого распространилась бы и на события сегодняшнего дня. И слово его было бы правдивым и честным. И, не исключаю, тот или иной главный редактор газеты, позволивший себе опубликовать это слово, попал бы в иноагенты.

Но не хочется заканчивать разговор на грустной ноте. Недавно мы отпраздновали Новый год. И, собираясь за праздничным столом, мы желали друг другу мира и любви. Это, кстати, было любимое пожелание Высоцкого.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3524
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3444
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3236
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?