Главная Работа Люди 19:51 20 Июля 2022 6617
«По ходу службы в храм забредали то коровы, то гуси»

Разговор с протоиереем Георгием Эдельштейном, 43 года возрождавшим приходы в России, а свое 90-летие поехавшим справлять к сыну в Израиль

Сергей Бирюков
«Я оптимист», признается отец Георгий. Фото Романа Мордашева

Об отце Георгии Эдельштейне я впервые услышал от моих друзей из отдела Свода памятников архитектуры Государственного института искусствознания. Они рассказывали чудеса о том, как весьма немолодой уже священник возродил в отдаленном костромском селе Карабанове общину, поднял из руин храм, проявив на редкость бережное отношение к сохранившейся архитектуре и живописи (в норме батюшки не памятники искусства поставлены спасать, а обеспечивать церковную жизнь, задачам которой аккуратный новодел часто соответствует лучше, чем сыплющаяся древняя фреска)... Позже я узнал, что Георгий Михайлович далеко не только на Костромской земле восстанавливал православные традиции; что в необычной его семье прекрасно ладят люди самых разных взглядов, интересов и вероисповеданий: например, один его сын, Михаил — старший научный сотрудник Московского университета, другой, Юлий, на протяжении долгих лет был спикером израильского парламента... Наконец, глянув в википедию, я увидел, что у отца Георгия в эти дни 90-летний юбилей. Тут уж стало ясно: надо выходить на прямую связь.

— Отец Георгий, первое, что удивило меня, когда стал читать о вас: будущий священник Русской православной церкви до 5 лет не говорил по-русски.

— Мама получила польское воспитание и образование. И когда наши соседки по киевскому двору, тетя Ванда и тетя Дора, звали нас в гости, я им говорил: дзенькуе за хэрбате (спасибо за чай)... А задавая им вопрос про кого-то из руководителей Советской Украины, слышал в ответ: пшекленты большЕвик. Обе были служащими среднего звена на фабрике швейных машин Зингера, у каждой до революции имелось по трехкомнатной квартире, но потом к ним подселили всяких Швондеров, так что нежных чувств к советской власти ни та ни другая не испытывали. Только в возрасте четырех с половиной — пяти лет я стал общаться с мальчишками и девчонками из нашего двора, говорившими по-русски.

— Что еще укрепило в вас русский дух?

— Я бы не назвал себя человеком русского духа. Мне было 8 лет, когда Германия напала на СССР. И прежде чем мы эвакуировались — сперва в Харьков, а потом в Казахстан, — тети и дяди в нашем дворе хорошенько объяснили нам, что вот придет Гитлер, и без нас, «жиденят», здесь станет свободнее. Так пришло осознание, кем мы являемся — я и те семь-восемь моих сверстников, что, в отличие от меня, остались в оккупации. Сегодня все они лежат в Бабьем Яру... И еще по поводу «русского духа». Годам к 12-14 я понял, что живу в Советском Союзе — и до сих пор так называю страну, где находится мой дом. Потому что в 1917 году В. И. Ленин убил Россию и построил на ее месте Совдепию, история которой продолжается до сегодняшнего дня.

— Какое положение церкви для вас более понятно — опальное в безбожной стране, в которой вы впервые ощутили тягу к христианству, или сегодняшнее, когда церковь не только разрешена, но получает всяческие знаки внимания от государства и по сути не так уж отделена от него, как это записано в конституции?

— Она никогда не была отделена от коммунистического государства и сегодня является одним из его департаментов. Кстати, необходимо уточнить, что и создана Русская православная церковь, священником которой я являюсь, в сентябре 1943 года И. В. Сталиным. А те церковнослужители, которых Иосиф Виссарионович расстреливал в предшествующие годы, принадлежали к другой организации. Ее название — Православная российская церковь.

— Что же привело вас в ряды РПЦ?

— У меня несколько гипотез на этот счет. Может быть, так сказалось воспоминание о песнях мамы, которыми она подбадривала меня во время моих частых болезней — кори, скарлатины, простуд. Уже потом я понял, что то были польские католические гимны Иисусу Христу, Богородице, ангелу-хранителю... А может быть, подействовали молитвы прабабушки Каролины и бабушки Ядвиги — обе мечтали, чтобы кто-то в семье стал ксендзом, и Господь вот так своеобразно их услышал. А возможно, я с юных лет крепко полюбил Тютчева, Лермонтова, Достоевского — и очень не полюбил Чернышевского, Добролюбова, Михайловского, Плеханова... Думал, что церковь — самый уютный уголок, куда можно удрать от коммунистов и их предтеч. Сейчас понимаю, что ошибался.

— Но в своих выступлениях вы неоднократно подчеркивали: церковь свята.

— Могу повторить то, что повторяю каждый день: верую во единую, святую, соборную и апостольскую церковь. Этот символ веры уже много столетий неизменен для каждого христианина — православного, католика, протестанта... Но мы — прихожане и священнослужители — всего лишь люди. Среди нас есть честные и жулики, коммунисты и национал-социалисты... В храм ходили глубоко чтимые мной С. С. Аверинцев и Д. С. Лихачев. Ходит в него и нынешний патриарх. Многие считают его главой церкви, но это не так — он лишь предстоятель земной организации РПЦ. Церковь же основал и навсегда остается ее главой Господь наш Иисус Христос. Вот Он — безгрешен, и церковь Его — безгрешна.

Среди сотрудников Костромской духовной семинарии. Фото Романа Мордашева

— А может ли неверующий быть праведником? Думал ли о Христе, например, Александр Матросов, совершая свой подвиг?

— Я всегда с недоверием относился к коммунистической пропаганде. Потому давайте не обсуждать мифы о Зое Космодемьянской, Николае Гастелло или Александре Матросове — даже если что-то в них, возможно, и правдиво. Мне ближе и понятнее мой дядька, муж родной сестры моего отца. Когда я в 1955 году принял крещение, тетя Аня и дядя Борис крайне неодобрительно это восприняли. И тем не менее не знаю более доброго, праведного человека, чем доцент кафедры истории КПСС Борис Израилевич Краснов. Кого вообще можно назвать неверующим? Если мой отец не ходил в синагогу, а мама в костел или Православную российскую церковь, значит ли это, что они были атеисты? За 43 года свой священнической деятельности настоящих безбожников мне встретилось, может быть, двое. Один из них — мой коллега по аспирантуре, коммунист из Франции Мишель. Маленький штрих его биографии: он, считавшийся интеллигентом, женился на скромной фабричной работнице — кажется, с Трехгорной мануфактуры. Его спросили: почему ты выбрал девушку не своего круга? Он ответил вопросом: а ты бы мог плюнуть своей жене в морду? Прозвучала естественная реплика: что за странная потребность — плевать в харю любимой женщины? А вот я ее испытываю, пояснил Мишель. Ну, довольно об этом человеке, который считал Советский Союз и Китай оплотами ревизионизма, а идеальным коммунистом — Пол Пота в Камбодже.

— Мы в России, видя православный собор и мечеть, стоящие рядом где-нибудь в Казани или Касимове, привыкли с гордостью говорить о многовековом опыте веротерпимости.

— Много раз навещал Касимов по делам, работая в Рязанском педагогическом институте... Но позвольте привести примеры иного рода. Помните, как поступили «тишайший» государь Алексей Михайлович и его преемники с боярыней Морозовой и ее сестрой Урусовой, державшимися старой веры? Или как отставного офицера Александра Возницына, перешедшего в иудаизм, и «соблазнившего» его еврея Бороха Лейбова сожгли заживо — в просвещенном XVIII столетии, и не в глуши, а в Петербурге. Старообрядчество перестало быть запретным только после указа Николая II в 1905 году. Ну и совсем отдельная тема — «веротерпимость» В. И. Ленина, А. В. Луначарского, Емельяна Ярославского, И. В. Сталина, Н. С. Хрущева... Помните, последний из названных обещал, что через 20 лет в строящем коммунизм СССР покажут по телевизору последнего попа.

После обряда венчания в Карабанове. Фото Романа Мордашева

— Сейчас, наоборот, священники не сходят с телеэкрана.

— Советская власть была и остается маклаческой — что выгодно, то и делает. Выгодно возрождать церковь — возрождает. Выгодно давить — давит.

— Но вы сами рассказывали, как в советское время вам буквально шагу не давали ступить по земле — останавливались машины: батюшка, подвезти?

— Было такое в Вологде, Белгороде, Костроме... Но это просто закон семиотики: чем реже знак, тем выше его информативность. В 60-е или 70-е годы священник, появляющийся на улице или в автобусе в рясе и с крестом, был таким «информативным знаком». Я не мог ездить в поездах: мне к 6-7 утра на службу, а люди до трех часов ночи не давали спать расспросами.

— Вы служили в нескольких приходах, восстанавливая почти полностью угаснувшие общины и разрушенные храмы.

— Мне очень помогло чувство долга, воспитанное мамой. Архиепископ Хризостом, рукоположив меня в 1979 году в Курске, направил в маленькую украинскую деревню Белгородской области (ее жители называли себе «переверты»): махать кадилом — нехитрое дело, вот восстановите храм и общину, где 14 или 15 лет не было службы, тогда вы достойны быть священником — с Богом, батюшка!.. Это был, наверное, самый трудный приход в моей жизни: служить я начал во второй половине декабря, еще зима впереди, а на улице минус 23, в храме на пару градусов теплее — ни окон, ни дверей, ни печки, самый ценный предмет в описи имущества — электрочайник... Целую Евангелие, подаренное Саратовским архиепископом, а губы прилипают к металлическому окладу. Крест на престол положить не могу — рука затекла и примерзла к нему. По ходу службы в храм забредали то коровы, то гуси... Ничего, справились совместными усилиями. Идет бабуля на службу, а в торбе несет пару кирпичей или кастрюльку цемента... В Карабанове дело пошло уже легче, по привычной колее. Специалисты-архитекторы, правда, отговаривали восстанавливать храм — там долгое время была тракторная мастерская, потом склад минеральных удобрений, которые разъедают кирпич. Когда я все же начал восстановление, кладка посыпалась, как песок. Но и тут — сдюжили. Без всяких миллионных вложений. Спасибо — еще помогли норвежцы. Лютеране! Прихожане сперва возмущались: они и жителей соседних деревень ревновали — батюшка, это же наша церковь, чего они сюда ходят! А тут — 14 иностранцев, каждый день топающих пешком 5-6 километров из пионерского лагеря, где их поселили. Мои спрашивают: батюшка, что за книгу они читают? Отвечаю: Библию... Как Библию, они же русского языка не знают. Полтора года я пытался объяснить, что Библия изначально не по-русски написана, и Иисус Христос — не русский человек.

Отец Георгий в восстанавливаемом храме села Карабанова. Фото из домашнего альбома

— Но я слышал, что вы уже не служите в Карабанове?

— Около пяти лет назад по возрасту выведен за штат и переехал в деревушку Ново-Белый Камень. Места, воспетые Левитаном. До Волги 150 метров, на противоположном берегу Плес. Выстроил себе рядом с домом маленький храм, освятив его в честь митрополитов Кирилла и Иосифа — новомучеников и исповедников российских.

Отец Георгий со 102-летней прихожанкой. Фото Романа Мордашева

— Почему выбрали именно их?

— Сейчас модно кланяться мощам Матронушки Московской, которую можно попросить: дай, дай, дай — здоровья, денег, расположения начальства... А от Кирилла и Иосифа мощи не обретены: их, живших в окрестностях Чимкента, схватили, в один день расстреляли и бросили в ров, где они до сих пор лежат. Остался только пример верности Господу, от которой не отвратила даже угроза смерти.

— Как в вашей семье удается сохранить мир между людьми разных конфессий? Вот и собственный юбилей вы, смотрю, поехали праздновать в Израиль к сыну-иудею.

— Среди моих близких никогда не было споров о вере. Церковь — не полицейский участок, куда приводят за шиворот.

У храма Гроба Господня в Иерусалиме. Фото Романа Мордашева

Вообще не понимаю, когда говорят: я пришел к Христу... Убежден: не мы это решаем, а Господь видит человека и посылает к нему ангела... Что меня толкнуло пойти в храм креститься? Студента, переходящего на четвертый курс, ничего не знавшего о Христе, даже Евангелия не читавшего. Ну, свои гипотезы я вам уже рассказывал. И жене моей Аните Иосифовне я первые два с половиной года брака о Христе ничего не говорил. Пока вдруг она сама не сказала: хочу креститься. Мы пошли к отцу Николаю Эшлиману, он ее окрестил. Еще через год она говорит: давай повенчаемся. Отец Николай нас обвенчал.

— Как до 90 лет удалось сохранить бодрость духа?

— Я оптимист. Люблю ясное небо, чистый воздух, яркое солнышко. Мне сказали, что вы сегодня позвоните — я сидел, пока моя помощница Лена ходила по делам, и с радостью ждал вашего звонка... Еще — я очень люблю службу. Знаете, какую кличку за мной закрепили сотрудники КГБ? Клерикал.

Красота церковной службы до сих пор доставляет протоиерею Георгию Эдельштейну огромную радость. Фото Романа Мордашева

В КГБ, наверное, умные люди работали — вот моего приятеля отца Александра Меня они прозвали Миссионер. Он говорил: мне ничего не стоит двести, триста человек привести сегодня в церковь — и так оно и было... А мне доставляет огромную радость сам церковный обиход — красивая музыка, вид хорошо сделанного иконостаса, одежда священнослужителя. Вы, наверное, напомните мне, что в четвертой главе Евангелия от Иоанна Иисус Христос говорит самарянке: поклоняться Господу можно в любом месте. Да, для настоящего христианина мир един и неделим на сакральный и профанный. Что ж, сознаюсь в своей слабости. И еще раз повторю: мы всего лишь люди.

Люди 00:17 / 05 Апреля 2024 5625
Пожарные бунтуют

«Да гори оно синим пламенем!» - за такие-то деньги...

Алекс Зверев
Труд
Власти предупреждают: в этом году пожароопасный сезон в России может пройти сложнее, чем прошлый. Фото: Денис Бочаров/news.ru, globallookpress.com

«Лето в России станет самым жарким за всю историю наблюдений», — напугали страну еще в начале года синоптики. Ссылаясь на неназванных экспертов, они предсказали в июне среднюю по стране температуру...

Президент поручил обеспечить к 2030 году снижение уровня бедности населения в РФ ниже семи процентов

Александр Киденис
Труд
На первых порах вывести из бедности предлагается около 3,5 миллиона россиян. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

На сайте Кремля в списке поручений президента появился пункт: обеспечить к 2030 году снижение уровня бедности населения в РФ ниже 7%, среди многодетных семей — ниже 12%. Ответственным назначен премьер Михаил...

Несколько мгновений - и вся жизнь Анатолия Квочура

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Anvar Galeev, globallookpress.com

Не стало знаменитого летчика-испытателя, Героя России Анатолия Квочура. Зарубежная пресса его называла «русской летающей ракетой». За годы работы в ОКБ имени Микояна он первым поднимал в небо МиГ-23, МиГ-25,...

Чем больше человек принадлежит своему народу, тем больше он сможет сделать для всего мира. К нему это относится в полной мере

Елена Исупова, переводчица статей и книг Дж. Кьезы
Труд
Фото: Andrea Ronchini/Zumapress.com, globallookpress.com

Шел 2008 год. Мама сказала мне, что по первой программе покажут фильм про 11 сентября, который снял Джульетто Кьеза, итальянский журналист, умеющий докопаться до правды. Мама нечасто кого-то хвалила, но имя мне показалось...

20 иностранцев были привлечены к административной ответственности, восьмерых выдворили из России

Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Сотрудники управления Федеральной службы безопасности России по Донецкой Народной Республике провели в Мариуполе рейд по выявлению мигрантов, находящихся на территории РФ незаконно. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-релиз силового...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?