23 мая 2018г.
МОСКВА 
21...23°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 61.26   € 72.24
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Рельсы кончились

Можно с уверенностью предсказать: второй половины не будет. Фото: globallookpress.com

Высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва - Казань решили оборвать на полпути


У нашего правительства свои заморочки. К примеру, неутолимое желание любую пропасть пытаться преодолеть в два прыжка. Давно обещанное стране строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Казань оказалось из того же ряда. На совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича магистраль решили сооружать по частям. Сначала положить рельсы от Москвы до Владимира — за 460 млрд рублей (без НДС). И вот если этот первопуток окажется востребованным и окупаемым, то принять решение по второй половине. Легче и дешевле сразу поставить крест на проекте.

При таком подходе можно предсказать сразу: второй половины не будет. Или будет, но очень нескоро. И значительно дороже. Потому что первая половина не окупится никогда. Гипотетически может окупиться, если существующую «чугунку», построенную еще в 1860 году по указу императора Николая I, предварительно разберут, а рельсы сдадут в металлолом — для невозможности привинтить обратно.

Судите сами! Сегодня вагоны из Москвы во Владимир (и дальше) идут с недогрузом в 30-50%, билеты в пригородные поезда есть всегда. То есть лишних пассажиров для ВСМ на этом направлении не предвидится. Хотя в расчет строительства высокоскоростной магистрали заложен рост популярности направления: с 16 млн пассажиров в 2016 году до 23,6 млн в 2050-м. Кто эти люди? В основном туристы — Владимир считается перспективным туристическим направлением, а бизнесу он малоинтересен, в том числе торговому: среднедушевые доходы населения области на треть ниже среднероссийских — 22,5 тысячи рублей.

Что же получит здешний туризм от появления ВСМ? В РЖД информируют: сегодня самый быстрый на этом маршруте поезд «Ласточка» идет из Москвы во Владимир 1 час 39 минут, а ВСМ позволит уложиться в 56 минут. Итого: выигрыш составит 43 минуты. Нужен ли он туристам, которые по определению никогда и никуда не торопятся?

И еще к месту напомнить: с появлением первой линии ВСМ Москва — Санкт-Петербург цена билетов на высокоскоростной «Сапсан» оказалась вдвое выше, чем на привычную «Красную стрелу». Но поскольку поезда между двумя российскими столицами заполнены в основном бизнесменами и чиновниками, для которых время — деньги, удвоенная цена такого «трансферта» никого не напугала. А во Владимир едет совсем иной народ: путешественники по Золотому кольцу, любители русской старины, паломники, богомольцы — то есть люди среднего и много ниже достатка. И у них, кстати, будет выбор: билет на маршрутное такси и в комфортабельный междугородний автобус даже сейчас куда дешевле железнодорожного. Ну и что же они предпочтут?

И, наконец, главное: изначально проект сооружения ВСМ Москва — Казань базировался на финансировании банков Китая, готовых кредитовать российских железнодорожников на 400 млрд рублей из общей стоимости 1,26 трлн рублей (без НДС).

Заинтересованность Китая понятна: для него скоростная линия до Казани — первый этап сооружения ВСМ от Москвы до Пекина и проекта «Шелковый путь», который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока. Китайцы даже приняли участие в совместном с РЖД проектировании скоростного грузового поезда. «Изначально мы смотрели на этот проект только как на перевозку пассажиров. Сейчас с нашими китайскими коллегами мы проработали, и у нас уже есть прообраз грузового скоростного поезда, который может двигаться со скоростью 350 км/ч», — сказал президент РЖД Олег Белозеров.

А теперь что — все эти планы коту под хвост? Китайцы к такому не привыкли. Казань тоже в недоумении: Татарстан чуть ли не единственный быстроразвивающийся регион России, способный обеспечить загрузку ВСМ, если она будет построена и вчетверо (!) сократит время в пути — с нынешних 13 часов до 3 часов 17 минут. Это и есть главная цель проекта. А все остальное — просто глупость или диверсия.

Кстати, первоначально сооружение ВСМ до Казани оценивалось в 1,06 трлн рублей. В нынешнем году его в духе времени «проиндексировали», добавив еще 200 млрд. И теперь вице-премьер Аркадий Дворкович и министр «Открытого правительства» Михаил Абызов, курирующие проект, его «рубят с хвоста». Из экономии.

Может быть, в таком случае сразу начинать с шеи? По крайней мере точно выйдет дешевле...

Мнение 22 Октября 2017, 11:49
Правительство медведа скоро канет в лету. Правительство национальной измены...
Юрий 21 Октября 2017, 23:38
Эх. наше ... Где же фундаментальные, перспективные проекты.. Где глобальные стройки.... Так и будем "давить" инфляцию -3 это хорошо.. Кто меньше!!???
А где развитие.. где оно????? Млн. людей безработных, "убойно" низкие реальные зарплаты( кроме Москвы)... А время идет... Мир стремительно развивается..
Лехинсон 21 Октября 2017, 13:42
Автор сделал ряд классических ошибок и видимо слабо знаком с темой скоростного движения. Например, спрос на скоростные поезда генерируется при возникновении данного сервиса - люди начинают чаще ездить, начинают пользоваться и те, кто раньше не совершал данных поездок. И то, что сегодня на поезда есть в наличии билеты, говорит о том, что спрос на сервисы в таком виде, какой он есть сегодня, удовлетворен, но если будет предложен более качественный сервис (более быстрый, малые интервалы между отправлениями) - результат будет другим. Как это произошло с поездами Сапсан, которые в 2009 году ходили в количестве 3 пар, а сегодня 12-15. При этом, самолетов Москва-СПб меньше не стало, их число наоборот увеличивается, сегодня уже более 50 рейсов в сутки. То же происходит с Ласточками Москва-Тверь и Зеленоград. Люди становятся мобильнее, а кто-то пересаживается с личного транспорта. И почему автор делает такой акцент на туристах? Скоростные линии в основном генерируют деловую активность. Это не обязательно бизнес. Малые города типа Владимира, Иваново не самодостаточны и всегда завязаны на мегаполисы. Так что сокращение времени пути до 1 часа при частых отправлениях сделает их так же хорошо интегрированными, как подмосковные Сергиев Посад или Дмитров. Если конечно тарифы будут доступные. Вот Москва-Тверь 500 руб за 167 км оказалось посильно народу.
Владимир 20 Октября 2017, 23:29
Правительство вот-вот уйдёт в отставку... Напоследок гадят в душу нелюбимому и исторически неродному отечеству...



Немецкий таблоид Bild счел оскорбительным жест Путина, подарившего Меркель цветы: в нем усмотрели признаки сексизма.