Главная Советы Здоровье 16:35 21 Января 2013 4270
Ученые из Кембриджа взломали генетический код раковых клеток

Медики обнаружили, что в онкологических клетках встречаются удвоенные молекулы ДНК, и сделали новый шаг к разработке лекарства от рака

Виктория Фоменко

Генетики из Кембриджа сделали очередной шаг к созданию эффективного и безопасного лечения онкологических заболеваний. Изучение нетипичных молекул ДНК натолкнуло исследователей из лаборатории профессора Шанкара Баласубраманиана на мысль, что именно этот дефект в ДНК-цепочках может приводить к образованию раковых клеток.

Дважды два - четыре

Известно, что в норме молекула ДНК представляет собой спираль, собранную из двух цепочек. Однако ученые обнаружили также молекулы, состоящие из четырех цепочек. В норме, такая структура формируется только перед делением молекулы на две. Однако в некоторых случаях деления не происходит, и ДНК-молекула сохраняет четырехцепочную структуру. Молекулы такого типа получили название G-квадруплекс.

Ученые предположили, что сбой в механизме деления молекул ДНК может объяснить не только появление злокачественных клеток, но и многие их особенности: например, то, что иммунная система во многих случаях не атакует их, воспринимая «мутантов» как «родные» клетки.

Исследование, проведенное в лаборатории профессора Баласубраманиана, показало, что в раковых клетках действительно содержатся G-квадруплексы. «Я предполагаю, что они существуют и в здоровых клетках, но, думаю, что там они отличаются от раковых», - поделился ученый с журналистами. В то же время специалистам, изучающим иммунитет, уже давно известны антитела, распознающие и атакующие клетки, являющиеся носителями G-квадруплекс генов. Это значит, что человеческий организм в ходе эволюции уже сталкивался с этой проблемой и успел выработать свой способ борьбы с нею.

Если удастся найти порог, которые отличает здоровые клетки с G-квадруплексом от онкологических, это может стать зацепкой, позволяющей создать терапию, способную уничтожать онкологические образования и при этом не наносить серьезного вреда здоровым тканям организма.

Пока же усилия специалистов сконцентрированы на том, чтобы понять, какой фактор провоцирует образование G-квадруплексов. Предположительно, дело может быть в высоком содержании гуанина – одного из четырех веществ, составляющих основу ДНК-спирали.

ВИЧ-инфекция как средство от лейкоза

В декабре минувшего года мир узнал и о другом крупном успехе в разработке лечения онкологических заболеваний, в частности – лейкоза, рака крови.

Американским специалистам из центра по исследованию детского рака в больнице Филадельфии и генетикам из университета Пенсильвании удалось создать чрезвычайно эффективную терапию. Этот метод получил название CTL019-терапии. В его основе лежи т использование генетически модифицированного вируса ВИЧ.

Пораженные им лимфоциты, - заметили ученые, – начинают очень активно уничтожать лейкозные клетки, на которые здоровые Т-клетки не обращают внимания, принимая «за своих». Маркером, позволившим лимфоцитам отличать онкологические клетки от здоровых, стал специфический белок CD19, вырабатываемый злокачественными клетками. Фактически, ученые использовали вирус иммунодефицита в качестве курьера, доставляющего здоровым лимфоцитам дополнительную информацию о «враге», которого следует уничтожить.

В экспериментальной программе принимали участие 12 добровольцев. Все они находились на последней стадии заболевания, и фактически были обречены. В итоге же девять человек удалось спасти.

Среди подопытных были двое детей. Одну из них, семилетнюю девочку Эмили Уайтхед, два года пытались вылечить в одной из лучших клиник США. Однако и химическая, и лучевая терапия оказались бессильны. На момент введения вирусной культуры врачи оценивали состояние Эмили как крайне тяжелое: внутренние органы должны были отказать в течение 48 часов.

Однако полгода спустя медики констатировали полную ремиссию лейкоза.

Единственным, и весьма серьезным, недостатком CTL019-терапии стало то, что после выздоровления от рака пациент все-таки остается ВИЧ-инфицированным. Однако разработчики методики не без основания полагают, что это в данном случае – меньшее из зол.

Особенность нынешней зимы заключается в том, что вирусы не вытесняют друг друга, а действуют сообща

В этом сезоне россиян атакуют сразу несколько опасных вирусов

Прогноз специалистов о том, что в феврале россиянам придется столкнуться с пиковыми вирусными нагрузками, сбылся. Второй месяц подряд статистика заболеваемости гриппом, коронавирусом и ОРВИ в России держится на очень высоком уровне – около...

Диетолог Татьяна Кузнецова убеждена, что употребление сухофруктов положительно сказывается на здоровье

Фото: Bulkin Sergey/news.ru, globallookpress.com

Россиянам следует регулярно есть сухофрукты для улучшения самочувствия и профилактики распространенных болезней. Как сообщает «Газета.ру», такое мнение высказала диетолог Татьяна Кузнецова. Кузнецова призвала включить в рацион курагу...

Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?