Новости
Главная Культура 13:48 21 Сентября 2015 2497
Пятьдесят – пятьдесят в пользу музыки

Начался сезон, юбилейный и для Симфонического оркестра Татарстана, и для его дирижера Александра Сладковского

Сергей Бирюков, Казань – Москва

17 сентября открыл юбилейный, 50-й концертный сезон Государственный симфонический оркестр Татарстана. В каждом из номеров программы была своя уникальность: впервые звучало сочинение молодого татарского композитора Эльмира Низамова «Небесное движение», Скрипичный концерт Сибелиуса сыграл один из ведущих мировых виртуозов Леонидас Кавакос, а в завершение состоялось первое в Казани исполнение грандиозной Девятой симфонии Брукнера. Такой афише мог бы позавидовать любой, самый раскрученный концертный зал планеты. Как удалось сделать Татарстан одним из центров российской симфонической культуры?

– Мы не парк развлечений, наше искусство – серьезное, академическое, требующее, как это ни покажется вам странным, долгой работы в тишине, – сказал журналистам перед выходом на сцену главный дирижер коллектива Александр Сладковский. Александр Витальевич – один из наиболее активных отечественных дирижеров. Воспитанник Санкт-Петербургской консерватории, ученик легендарного лидера Санкт-Петербургской капеллы Владислава Чернушенко, он работал с лучшими оркестрами страны, включая Российский национальный. В Татарстан был приглашен пять лет назад – и эти годы стали в полном смысле временем возрождения симфонической культуры в республике.

Оркестр в Казани был создан в 1966 году по инициативе известного татарского композитора Назиба Жиганова, а дирижером, собравшим и воспитавшим коллектив, стал прославленный Натан Рахлин, киевлянин и москвич, 13 последних лет своей жизни отдавший Татарстану. Уже такой старт выделил оркестр из десятков региональных коллективов. Велики заслуги перед коллективом и другого известного дирижера – Фуата Мансурова, совмещавшего руководство казанским оркестром с работой в Большом театре России. Однако Фуат Шакирович жил в Москве, а оркестр требовал повседневной опеки…

После смерти Мансурова руководство республики обратилось к Сладковскому – и это была удача, которую теперь, с расстояния в пять лет, уже можно сравнить с выбором Рахлина. При поддержке администрации Татарстана полностью обновился инструментарий. Сейчас оркестр по штату и уровню игры принадлежит к лучшим в России, а его прошлогодний выезд в Париж на церемонию присвоения Денису Мацуеву звания Посла доброй воли ЮНЕСКО привлек к коллективу внимание многих интернациональных импресарских агентств.

Шесть крупных международных фестивалей, в том числе «Рахлинские сезоны» (мировая симфоническая музыка), «Белая сирень» (Рахманинов и его время) и другие смотры привлекают в Казань ведущих исполнителей России и других стран. Достаточно сказать, что на «Белую сирень» этого года приезжали Денис Мацуев, Борис Березовский, Вадим Холоденко, Владимир Овчинников – гордость российской фортепианной школы. А Второй концерт Рахманинова сыграл сам Михаил Плетнев – великий музыкант, в последние годы лишь в исключительных случаях садящийся публично за рояль, и естественно, только в ансамбле с теми, кому полностью доверяет.

Открывшее программу сочинение Эльмира Низамова – знак новой для Татарстана (да, пожалуй, и всей России) практики, пришедшей к нам из-за границы: коллектив заключает контракт с определенным автором, именуемым композитором-резидентом, и играет эксклюзивно для него написанные партитуры.

Александр Сладковский и автор симфонической пьесы «Небесное движение» Эльмир Низамов

-Я работал практически со всеми композиторами Татарстана, – признался Сладковский, – и кандидатура Эльмира – мой личный выбор. Он – один из самых молодых и по-настоящему подающих надежды авторов. Польза от сотрудничества будет двойная – это развивает и оркестр, и национальную композиторскую школу.

В справедливости этих слов слушатели убедились с первых же минут концерта. 10-минутное «Небесное движение» – музыка ярко современная, вместе с тем полная настоящей красоты: чистые тембры, причудливые, но гармоничные наслоения как бы из ничего возникающих голосов, перетекающих один в другой... Так, думалось, оно бы могло и закончиться – но вдруг в этом свободно дышащем звуковом пространстве появляется тревожный ритм метронома. Пульсация то набирает плотность, то отступает, но с каждой волной становится все мощнее – и лавинообразным тутти завершает композицию. На сцену выходит для поклонов смущенно улыбающийся автор – 28-летний, как мы потом узнали, воспитанник Казанской консерватории, ученик профессора Анатолия Луппова (это старейший композитор и педагог республики). Пока нигде, кроме Казани, систематически не учился, разве что проходил мастер-классы в Австрии. Можно себе представить, как развернется его дарование, если еще удастся поездить по миру, поучиться в европейских и американских центрах…

Следующим героем стал Леонидас Кавакос. Греческого скрипача смело можно числить в десятке самых востребованных гастролеров мира. Хотя автору этих строк доводилось слушать всякие его исполнения, в том числе и не очень увлеченные. Однако в Казани он, словно зажегшись энергией Сладковского, сыграл Концерт Сибелиуса с настоящим огнем и почти без брака (лишь в финале на пару тактов почему-то отстал от оркестра, но тот усилиями своего лидера быстро его «подобрал»). На бис – раздумчивая Аллеманда из Четвертой сонаты для скрипки соло Эжена Изаи, композитора начала ХХ века, развивавшего традиции Баха…

Леонидас Кавакос готовится исполнить бис

Наконец, Брукнер. Девятая – последняя симфония великого австрийского музыкального философа и созерцателя, окончить которую помешала смерть. Но даже в своем неполном виде (написаны три части из намечавшихся четырех) она поражает гигантскими масштабами. И протяженностью – больше часа, и титаническим характером музыкальных картин, словно навеянных прекрасными и грозными Альпами, которые Брукнер так любил и видел в них образ Создателя (симфония, совершенно в баховском духе, имеет посвящение «возлюбленному Богу») . Удивительно, но начальное наслоение тонов словно перекидывает арку к «Небесному движению», открывшему программу. Из музыки Брукнера действительно тянется столько нитей к творчеству более поздних симфонистов! Сладковскому удалось подчеркнуть пронзительные струнные кантилены, подобные которым затем появятся в Седьмой и других симфониях Шостаковича, уловить «прокофьевскую» танцевальность в очаровательном среднем разделе скерцо, акцентировать «рахманиновские» нотки в демонизме крайних разделов этой же части. Порой поражало, до чего это близко подходит к наэлектризованной атмосфере «Симфонических танцев», до которых еще полвека! Ну а цельность грандиозного медленного финала, которому даже малейший намек на торопливость противопоказан, говорит о лидере оркестра как об опытном музыкальном драматурге и режиссере. Если сделать скидку на не очень четкое иногда интонирование медных духовых, исполнение можно считать близким к идеалу. Долгая овация переполненного зала, не опустевшего несмотря на большую длительность программы, была наградой коллективу и его дирижеру.

Кстати, приятная особенность Государственного Большого концертного зала имели Сайдашева – площадки рядом с оперным театром и Ратушей, в которой когда-то давал концерты сам Рахманинов. Сколько доводилось здесь бывать на концертах – всегда по бокам партера и тем более балкона стоят те, кому не хватило сидячих билетов. Администрация разрешает студентам консерватории слушать самых «дефицитных» исполнителей, и это лестное для Казани различие, скажем, с Московской консерваторией, где чопорные правила запрещают стоять во время музыки.

Дружественность чувствовалась и за кулисами: буквально весь оркестр подошел к дирижеру с поздравлениями, и каждому были найдены в ответ слова благодарности за его вклад в то, что сделали, выдержали, сдюжили.

Весь оркестр пришел поздравить дирижера

В дальнейших планах оркестра, как сказал журналистам Сладковский – казанская премьера Седьмой симфонии Малера (на здешней премьере малеровской Девятой автору этой заметки довелось побывать в апреле). А также исполнение полного цикла симфоний и инструментальных концертов Шостаковича. Некоторых – тоже впервые в республике: например, Шестой, Четырнадцатой… Конечно, выезды на гастроли. Не только на столичные площадки, но и, по традиции, заложенной Рахлиным, в районы республики, ее промышленные предприятия, даже села. Татарстан за полвека действительно стал краем симфонической музыки.

А через месяц, 19 и 20 октября, в гости к казанцам вновь приедет Денис Мацуев, и они вместе отметят 50-летие уже самого Сладковского. Прозвучит любимейшая музыка Александра Витальевича – Чайковский и Прокофьев.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8992
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5735
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4358
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4140
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?