У молодого режиссера Нико (Дато Тариелашвили) есть дедушка, который любому юнцу даст сто очков вперед. Он дерется на танцах, ударом головы сшибает наглого подростка, деловито вычеркивает из записной книжки умерших товарищей и дарит уезжающему в Париж внуку пиджак — тот пригодится Нико в ответственный момент, когда французские одежки с чужого плеча окажутся или велики, или коротки. Чтобы стоять, надо держаться корней — поэтому все хорошее, что происходит с Нико в фильме, случается благодаря семье и друзьям детства, оставшимся в Грузии. Сам Отар Иоселиани, впервые снимавший в Грузии после долгой работы во Франции, уверяет, что ничего автобиографического в его фильме нет. И хотя история Нико во многом схожа с линией судьбы Иоселиани, ассоциируется она прежде всего с дедушкой, которого пульс живой жизни интересует куда больше ее внешнего оформления.
Иоселиани с великолепной небрежностью относится и к тому, что его герои, живущие в СССР, одеты в современную одежду, а по Парижу 70-х разъезжают машины, выпущенные в начале 2000-х, и к тому, насколько легко и свободно, будто птичка, не признанный партийными бюрократами Нико покидает Советский Союз. Логика — а жанр притчи ее вообще-то не отрицает — приносится в жертву генеральной линии: есть ли выход у творца, когда все против него? Нико, горделиво противостоявший советским функционерам (министра кино играет Богдан Ступка), попадает в Париже к продюсерам, у которых совсем другие жизненные цели, но они тоже хотят перемонтировать его фильм. Конфликт таланта и системы символически отыгран еще в первых кадрах, в отрывке из картины Нико, где трактор давит нежные цветочки, но, кажется, дело тут не только в системе, но и в таланте тоже. Слово «шантрапа» происходит от французского сhantera pas, «не сможет петь», но это означает вовсе не запрет на пение, а отсутствие слуха или голоса. Несмотря даже на то, что фильм про коварную красотку и невинно убиенного негра, который Нико снимает для алчных французов, получается вполне забавным.
В конце концов горделивого молодого режиссера, вернувшегося домой, уносит в пучину русалка-негритянка: петь под водой вообще не надо, а что именно русалка символизирует, пусть каждый додумывает в меру своих способнос-тей. Равно как и то, каким бы получился фильм, если бы Отар Иоселиани сделал главным героем зубного врача, как хотел сначала. Но продюсеры порекомендовали ему снимать про кинорежиссера.
Свой стиль Артем Резчиков определяет как «спонтанный артиллеризм», а инсталляция Андрея Мещерякова представляет современное прочтение символов. Фото автора
В районе Шелепихи, в двух шагах от башен «Москва-Сити» с их бешеным ритмом, открылась, пожалуй, самая медитативная выставка «Путешествие в Китай». В экспозиции представлены произведения...
Пермский театр «У Моста» часто гастролирует в Москве. На этот раз он показал в Театральном центре «На Страстном» хорошо известную пьесу сибирского автора Владимира Гуркина «Любовь и голуби»,...
Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...
Печальная зала Петра I в Зимнем дворце. Фото: Сайт ММК
В этом году среди памятных дат — 300-летие со дня кончины Петра Великого. Первый русский император был удостоен множества выставок, но ни одна не говорила отдельно о торжествах, связанных с его погребением....
В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...
Президент Александринки Валерий Фокин дебютировал в Театре Наций, поставив спектакль по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Главную роль исполнил худрук театра Евгений Миронов, по такому случаю впервые...
Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...
Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...
Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...
В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...
В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...
Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...
Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...