Несмотря на приход относительно прохладного сезона, политическая и криминальная обстановка в странах Ближнего Востока накалена до предела. Тысячи людей изо дня в день выходят на улицы; силы правопорядка встречают их резиновыми пулями и слезоточивым газом, а молодые арабы, возжелавшие прав и возможностей европейцев, по-прежнему относятся к женщинам как добыче.
Каир: город, где насильники ходят толпами
Протестующие египтяне на прошедших выходных, по мнению обозревателей, в очередной раз доказали, что представляют опасность не только для собственных властей, но и для любой европейской женщины, оказавшейся «не в то время и не в том месте». В субботу французская журналистка Соня Дриди отправилась к площади Тахрир – делать репортаж для телеканала France 24 о событиях в «революционном» городе.
В ходе съемок девушку окружила большая группа молодых мужчин. Один из них отобрал у француженки микрофон, после чего Соню стали выталкивать из кадра. Затем демонстранты попытались сорвать с Дриди одежду. Происходящее привело француженку в ступор. «Рядом со мной была моя команда, я и не думала, что мне угрожает какая-либо опасность», – рассказала журналистка.
По ее словам, от группового изнасилования ее спасли только крепкий пояс, благодаря которому демонстранты так и не сумели сорвать с нее одежду, – и решительность оператора. «Они начали меня трогать, и я решила всячески держаться за своего коллегу, который пытался защитить меня», – поделилась пережитым Дриди.
Пытаясь спастись от озверевших египтян, телевизионщики укрылись в близлежащем кафе. Хозяин заведения запер за ними дверь и задернул шторы. Однако и там журналисты не чувствовали себя в безопасности: несколько десятков человек долгое время оставались перед входом в заведение, стучали и требовали, чтобы их пустили внутрь.
Через двадцать минут за Дриди и ее оператором прибыло такси. Им удалось сесть в машину, выйдя с черного хода. Но даже после этого несколько наиболее упорных нападавших путались их преследовать.
Обозреватели отмечают, что коллективные изнасилования журналисток стали одной из недобрых традиций Египта последних лет. В июне текущего года озверевшая толпа надругалась над британской корреспонденткой прямо во время демонстрации. Полиция так и не смогла помочь женщине. В феврале 2011 была избита и изнасилована репортер американского телеканала CBS Лара Логан. А в ноябре того же года на площади Тахрир насилию подверглись сразу двое репортеров: американка Мона ат-Тахави и француженка Каролин Синз. На них напала толпа местных жителей, праздновавших смену правительства.
Варфалла: последние солдаты Каддафи
Не менее жаркими выдались выходные и в другом государстве, в полной мере познавшем горечь «арабской весны» – в Ливии. В Бенгази толпа манифестантов штурмом взяла здание американского арабоязычного телеканала Al Hurra. Сотрудникам пришлось спасаться от расправы через окна и черный ход.
Нападавшие кричали: «Варфалла!». Это название племени, до последнего сохранявшего верность лидеру Джамахирии, Муаммару Каддафи. В настоящее время бойцы Варфаллы продолжают удерживать племенную столицу – город Бани-Валид, который боевикам нового режима не удалось взять, даже несмотря на мощную поддержку натовской авиации и применение тяжелых вооружений.
Нападение на штаб телеканала стало лишь частью масштабных беспорядков и уличных боев, развернувшихся в Бенгази с прошлого четверга. По данным агентства Франц-Пресс, нападение на канал Al Hurra связано с тем, как именно его редакция освещала межплеменные столкновения. Масла в огонь подлило очередное сообщение о смерти младшего сына Каддафи – Хамиса, который для существенной части ливийцев являлся в последние месяцы символом сопротивления «демократии», принесенной натовскими бомбардировщиками и боевиками «Аль-Каиды».
Слезоточивый ветер перемен
В Кувейте прошедшие выходные отметились массовыми акциями протеста и столкновениями с полицией. Причиной стали поправки в законодательство страны, которые распорядился внести эмир Кувейта, шейх Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах, в целях «укрепления национального единства и демократии в стране».
Оппозиционеры из числа местных исламистов и лидеров племен решили, что поправки играют на руку проправительственным силам, и объявили бойкот предстоящим в декабре выборам. Поддержать своих лидеров на улицы вышли от тридцати до ста тысяч человек. Полиция встретила их слезоточивым газом и резиновыми пулями, в результате 100 манифестантов и 11 полицейских оказались в больницах.
Впрочем, применение резиновых пуль, по мнению некоторых обозревателей – признак того, что в стране еще все не так плохо. В столице Ливана минувшей ночью оппозиционеры и солдаты вели настоящую боевую перестрелку. Сражение спровоцировал теракт, в котором погиб руководитель ливанских спецслужб Висам аль-Хасан, известный своей антисирийской позицией.
Лидеры оппозиции обвинили в гибели аль-Хасана правительство и сирийские спецслужбы, и заявили, что найдут тех, кто стоит за его убийством. Силы правопорядка некоторое время пытались зачистить улицы с помощью слезоточивого газа, однако без помощи вооруженных бойцов справиться с толпами недовольных все равно не удалось. Вооруженное преследование оппозиционеров продолжилось и на окраинах Бейрута. В результате некоторые обозреватели уже высказали мнение, что Ливан, вероятно, пошел по сирийскому сценарию.
