Главная Экономика 00:01 23 Июня 2023 7595
Не плюй на ВАЗ

Легковая машина в России снова стала не роскошью, а средством передвижения. С комфортом и ветерком на ней уже не прокатишься

Александр Киденис
У министра Антона Силуанова новая «Лада» завелась. А вот у банкира Германа Грефа – нет. Фото: Сергей Петров/news.ru, Фото: globallookpress.com

На Германа Грефа компания «АвтоВАЗ» должна бы подать в суд. На прошлой неделе глава Сбербанка случайно или преднамеренно опозорил вазовскую новинку на показе во время Петербургского экономического форума — она у банкира не завелась даже с двух попыток. Причем машина была не виновата.

Напомним: сначала глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов показывал автомобиль министру финансов Антону Силуанову, зачем-то подошедшему главе Сбербанка и журналистам. Машина всем понравилась — удлиненная модель Vesta с коробкой-автоматом, удобным набором приборов, светлым кожаным салоном. Глава Минфина сел за руль, плавно тронулся и объехал по кругу гостиницу Airportcity Plaza. Но следом за руль сел глава Сбера — и у него двигатель не завелся с двух попыток. После чего Греф вышел со словами «Сломали машину», что сразу же растрезвонила пресса. Ситуацию не спас даже министр финансов, который снова сел за руль и завел машину.

Лишь через сутки «АвтоВАЗ» выступил с комментарием о причине «конфуза». Автомобиль у Грефа не завелся, поскольку после предыдущей поездки его заглушили, оставив коробку передач в положении «драйв». После чего любые попытки завести двигатель блокируются до тех пор, пока автомат не переведут в режим «паркинг».

Знал ли об этом глава Сбера, которого давно возят на заднем сиденье служебные лимузины BMW 7-Series 750Li и Tesla Model S ценой не ниже 10-12 млн рублей? Конечно, в былые времена Герман Оскарович слыл рисковым автолюбителем, принимавшим участие в нескольких российских ралли. Но больше он прославился после того, как сам Владимир Путин прокатил его на новенькой Lada Kalina, а Греф все же заявил, что лучше развивать представительства иностранных автоконцернов, а не пытаться вытянуть наш автопром. И сегодня, когда «АвтоВАЗ» пытается «встать на крыло», ему не может не повредить медвежья услуга главы крупнейшего банка...

Тем временем компания сообщила о майской реализации на российском рынке 23 904 легковых и легких коммерческих автомобиля Lada — в 4 раза больше, чем годом ранее. По итогам пяти месяцев текущего года российские дилеры Lada тоже отличились: продали 115 779 машин, что на 72,2% выше прошлогоднего показателя и чуть более 30% от общего объема продаж в России новых легковых машин. Бестселлером в мае остается Lada Granta, чья реализация выросла к прошлому году в 7,4 раза и составила 17 041 авто. Второе место в объеме продаж занимает внедорожник Lada Niva Travel с показателем 3431 (рост в 4 раза). Внедорожник Lada Niva Legend, который выпускается с 1977 года, выбрали 2945 покупателей — втрое больше, чем годом ранее.

А еще «АвтоВАЗ» обещает в этом году экспортировать 10-15 тысяч машин, а в будущем, за счет сборочных производств в Узбекистане и Казахстане, — до 50 тысяч, соперничая там даже с Китаем.

«Сегодня «АвтоВАЗ» выпускает в полной мере народную продукцию, — говорит Максим Соколов. — Это самая массовая машина, приобретаемая автолюбителями страны. Лидер продаж — Granta, которая вновь завоевала российский рынок. Цена находится в пределах 700 тысяч: Мы обновляем его: не только делаем внешний рестайлинг, а в следующем году поставим новый двигатель, более мощный, тяговитый. Это тоже придаст динамики продажам».

Но теперь посмотрим на весь российский автомобильный рынок, на 34% состоящий из отечественных машин. И признаем, что это заслуга не только «АвтоВАЗа», но и бережливых и рукастых российских автовладельцев. Ибо средний возраст отечественных автомобиле — 14,5 года, а иномарок — лишь 9 лет. При этом наш уровень автомобилизации держится на показателе европейских стран и США в 1970-е — около 250 машин на тысячу человек. В Европе он превышает 500 машин, в США — более 700 машин. Если учесть, что среднестатистическая российская семья состоит из трех человек (как и большинство европейских), получается, что у четверти наших семей автомобиля нет вообще, а в Европе их по два, в США — еще больше.

При этом, по данным Росстата, в нашей стране более 35 тысяч сельских населенных пунктов с числом жителей от 1 до 10, а также более 30 тысяч хуторов и деревень с числом жителей менее 50. И автомобили там — редкость, как и дороги, по которым можно проехать.

Главная причина удручающей статистики известна — позорное многократное отставание России от Европы и США по средней зарплате населения: 61-е место в мире. В 2,5-3 раза ниже, чем в Германии и Австрии, Швеции и Бельгии, Франции и Японии, а также более чем вдвое ниже, чем в Испании, Чехии и даже в Литве и Пуэрто-Рико: Неудивительно, что восстановление в Тольятти производства Lada Granta за соответствующую российским доходам цену в 700 тысяч рублей почти немедленно вызвало оживление потребительского рынка — по одежке протягивай ножки!

Удивляет другое: отечественные автозаводы, не успев насытить внутренний массовый рынок качественной дешевой продукцией, уже бросаются в погоню за богатыми казенными покупателями — российскими чиновниками. Тот же «АвтоВАЗ» не просто так начинает выпускать удлиненную на 25 см Vesta под брендом Lada Aura и ценой почти в 4 раза выше бюджетной модели. Машина предназначена специально для чиновников, которым по правилам безопасности запрещается садиться на переднее сиденье — только на заднее, и чтобы ногам было не тесно: вдруг придется выскакивать? Лозунг «Сидеть на заднем сиденье будет комфортно!» стал девизом модели. Гендиректор Соколов этого не скрывает и ласково называет новинку «младшим братом Aurus» — лимузина президентского кортежа за 30 млн рублей. При этом «АвтоВАЗ» намерен строго держать цены на уже выпускаемые массовые модели и заявил, что к дилерам, нарушающим соглашения о рекомендуемых розничных ценах (от 1,24 до 1,7 млн рублей), будут применены штрафные санкции.

В Москве ситуация хуже. Дешевых машин после ухода из России компании Renault нет, а фактически китайский автомобиль «Москвич 3», уже выпускаемый методом крупноузловой сборки (российская деталь — только шильдик), сразу получил базовую цену в 1 992 000 рублей — выше, чем у тольяттинской Lada Aura. А после провала розничных продаж в столице началась агитация за пересадку на отечественные «полулимузины» чиновников московского правительства и депутатов Мосгордумы, которые пока отбрыкиваются. А ведь до конца года «Москвич» планирует выпустить около 50 тысяч автомобилей. Спрашивается: для кого? То есть речь нужно вести не о потребностях и возможностях бизнеса, а о государственных приоритетах.

Тем временем на российский рынок начинает претендовать Иран, готовый привезти первые 20 тысяч автомобилей — седан Saina и хетчбэк Quik ценой от 1 млн рублей, а также более просторный седан Shahin чуть подороже. И в свете этих перспектив о возможном снижении цен начали говорить китайские компании. Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр в начале июня заявлял, что китайские автомобили в России могут упасть в цене. Причина экономическая: по оценке автоэксперта, машин из Китая на отечественном рынке в избытке, очередей за ними нет, а продукцию нужно куда-то продавать. Россия — самый ближний рынок. Только за январь — май 2023 года импорт китайских автомобилей в РФ вырос почти втрое от прошлогоднего, и упускать уже открывшиеся возможности там не захотят. То есть «российская лошадь» может прийти последней — и отечественные автопроизводители вновь останутся без работы.

Кстати

А что же с электромобилями? Похоже, наш бизнес не намерен заниматься ими. Во всяком случае всерьез.

«Я считаю, сегодня, несмотря на тренды в некоторых государствах Европы по быстрому переходу на электромобили, инфраструктура нашей страны еще не готова, — утверждает гендиректор «АвтоВАЗа» Максим Соколов. — Во-первых, это климат. У нас северная страна, и сегодня технологи пока не создали такую батарею, емкость которой не падала бы на 50% при температуре ниже минус 20 градусов. А если начинаем использовать эту батарею на обогрев автомобиля, то емкость падает еще больше — от нее остается максимум треть. Это чуть больше 100 км пути.

Во-вторых, в СМИ не освещается проблема утилизации этих батарей и даже эксплуатации батареи. А ведь какие-нибудь столкновения с повреждением батареи приводят фактически к полному выходу из строя всего автомобиля и его утилизации. Ибо батарея является самым дорогостоящим элементом. В среднем она стоит от 1,5 до 2 млн рублей — и это сразу меняет общую цену автомобиля, который уже будет стоить под 3 млн».

По оценке экспертов, доля электромобилей в совокупном легковом автопарке составляет около 2%. И, по оптимистичным прогнозам, она достигнет 20% лишь спустя десятилетие. То есть электромобили останутся привилегией немногих богатых стран, которые могут позволить себе огромные вложения в соответствующую инфраструктуру и генерацию. Россия к ним точно не относится. Так есть ли смысл в нынешних и без того непростых условиях тужиться и пытаться бежать впереди паровоза? Или у нас бензин в дефиците? Ответ дают российские автолюбители, голосующие рублем за самый дешевый и массовый автомобиль.

Как выяснилось, Марк Твен был прав: землю действительно больше не производят

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Спрос на загородные участки бьет рекорды. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Похоже, этой весной всех одновременно потянуло к земле. И дело не только в долгожданном тепле, кружащем горячие головы. Спрос на загородные участки бьет рекорды — как следствие, земля в России резко подорожала. Как...

Почему в стране с крупнейшими газовыми запасами дома топят дровами

Александр Киденис
Труд
Почему народ вдруг отказывается от газификации, когда газ уже у забора? Ответ простой: нет денег. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

«Бояться нужно не генералов, а ефрейторов», — говорил герой французской кинокомедии «Закон есть закон». Нынче эти слова вспомнились при попытке выяснить, как выполняется общероссийская программа социальной...

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Кто виноват в случившемся?

Евгений Акатов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Вслед за затоплениями в Орске и Оренбурге дома ушли под воду до крыш в Кургане, в городе эвакуируют целые микрорайоны. «Уровень воды в реке Тобол...

Экономика 00:10 / 12 Апреля 2024 5091
Взаймы у жизни

Центробанк обнародовал портрет среднестатистического российского заемщика

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Оказывается, самый массовый российский заемщик - это пенсионер с тремя кредитами. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Как выяснилось, это пенсионер с тремя кредитами. В кабалу банков попали уже 50 млн россиян. Только за последний год их стало на 4,7 млн больше. Полстраны в долгах! Банк России выразил озабоченность тем, что...

Минфин выступил с инициативой повысить розничные цены на крепкий алкоголь. Ему не впервой

Алекс Зверев
Труд
Официальной причиной грядущего подорожания объявлены инфляция и рост производственных затрат. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

В результате таких хлопот с 1 июня самая дешевая поллитровка водки подорожает с 281 до 299 рублей, бренди — с 375 до 403 рублей, а коньяка — с 517 до 556 рублей....

После череды громких дел в правительстве решили сделать бизнес, называемый инфоцыганщиной, цивилизованным

Максим Башкеев
Труд
«Королеве марафонов счастья» Елене Блиновской на пару с мужем предъявили 900 млн рублей долга. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

После череды громких дел в отношении блогеров и всевозможных коучей, наставляющих россиян на путь истинный, но при этом уклоняющихся от уплаты налогов, в правительстве решили сделать бизнес, называемый еще инфоцыганщиной,...

Решение принято, чтобы не допустить повышения цен и перебоев с поставками продукта населению 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле одобрила запрет экспорта сахара из РФ. Информированный источник в пятницу, 5 апреля сообщил агентству «Интерфакс», что ограничение...

Вести гостиничный бизнес по правилам сложно даже в Москве, Санкт-Петербурге или на побережье Черного моря

Максим Башкеев
Труд
черноморском побережье доля «серых» гостиниц доходит до 80%. Фото: Александр Лискин, globallookpress.com

Помните, как герой фильма «Мимино» получает заветное место в московской гостинице по большому блату, представившись эндокринологом? Сегодня на вокзале или в аэропорту ему бы оборвали фалды хозяева ночлежек,...

На прошлой неделе «Газпром» опубликовал отчетность за 2023 год, согласно которой впервые за 25 лет компания получила чистый убыток в 629 млрд рублей 

Андрей Раскин
Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Целое поколение россиян выросло под звучащую из каждого утюга рекламу: «Газпром» – национальное достояние». Как сообщает газета «Ведомости», зрители и слушатели, узнав о впечатляющих успехах компании, должны...

«Поступательное развитие нашей экономики позитивно отражается на федеральном бюджете». – отметил глава государства

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С января по март 2024 года доходы федерального бюджета России увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2023 года более чем в полтора раза. Об этом, как сообщает ТАСС, рассказал президент РФ Владимир Путин. «Поступательное развитие...

Как отметил зампред Совбеза, созданный Вашингтоном механизм присвоения российских ценностей противоречит международному праву 

Фото: www.government.ru

Соединенные Штаты развязали против России гибридную, судебную и правовую войны, чтобы обокрасть нашу страну, а заодно и создали механизм незаконного присвоения российских ценностей. Об этом в субботу, 27 апреля заявил в своем Telegram-канале...

По данным кабмина, при курсе менее 80 рублей за доллар пошлина нулевая

Фото: Konstantin Kokoshkin/Russian Look, globallookpress.com

Правительство России отменило экспортные пошлины на уголь на период с 1 мая по 31 августа. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров в своем Telegram-канале. «Правительство приняло решение отменить пошлины на вывоз энергетического...

Ранее некоторые российские издания отмечали рост цен на хлеб в ряде регионов страны

Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Цены на хлеб и хлебобулочные изделия в Москве практически не выросли с начала года, рост составил 1,27%. Как сообщает РИА Новости, об этом заявили в пресс-службе управления Федеральной службы государственной статистики по Москве и Московской...

По данным Мосстата, индекс потребительских цен на яйца в Москве в марте 2024 года составил 101,29 рублей

Фото: Petrov Sergey/news.ru, globallookpress.com

Цены на яйца в Москве с начала года выросли почти на 8%. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу управления Федеральной службы государственной статистики по Москве и Московской области. «По данным Мосстата, индекс потребительских...

Также запрещается импорт отопительных котлов, электроинструментов, деревообрабатывающего оборудования и другой продукции

Фото: Carsten Reisinger/imagebroker.com, globallookpress.com

Правительство Японии приняло решение расширить антироссийские санкции. В частности, пополнился список товаров, которые запрещается ввозить в РФ. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-релиз японского министерства экономики,...

Еврокомиссия планирует в этом году получить таким образом два или три миллиарда евро

Фото: Imago/Christian Spicker, globallookpress.com

Послы стран – членов Европейского союза согласовали процедуру изъятия доходов от российских активов для оказания военной помощи Украине. Об этом сообщает информационное агентство Reuters. В статье говорится, что Европейская комиссия планирует...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?