08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УЗНИКИ "АЭРОФЛОТА"

Колыско Татьяна
Статья «УЗНИКИ "АЭРОФЛОТА"»
из номера 239 за 25 Декабря 2000г.
Опубликовано 01:01 23 Декабря 2000г.
На одном из этажей гостиницы московского международного аэропорта Шереметьево-2 под охраной сотрудников службы авиационной безопасности (САБ) постоянно проживают 25-30 необычных постояльцев. Это пассажиры, прилетевшие в Москву рейсами "Аэрофлота", но по каким-то причинам не допущенные спецслужбами на территорию России.

КТО-ТО задерживается на недельку-другую, иные на несколько месяцев, но есть и "долгожители", обитающие тут больше года. Номера обычные, только на окнах решетки, и эта часть коридора перегорожена мощной металлической дверью с маленьким окошечком, напоминающим о местах не столь отдаленных. Правда, условия проживания и довольствия несравнимо лучше. Каждый постоялец обходится "Аэрофлоту" в 110 долларов, или три с половиной тысячи рублей в сутки. Это стоимость номера и содержания, включая питание.
В конце 80-х в мире резко возросло число нелегальных иммигрантов, ставших настоящим бичом для авиакомпаний. Билеты, паспорта, визы стали подделывать на очень высоком уровне. Поэтому определить "липу" бывает сложно. Казалось бы, ну что за дело авиакомпании до визы пассажира, которая оказалась фальшивой? Ну не заметили, довели до места назначения - и до свидания. Однако в мире существует правило: за каждого нелегала, доставленного в страну, перевозчик подвергается крупному штрафу. Если же имярек будет отказано в виде на жительство, то перевозчик обязан увезти своего пассажира назад - естественно, за свой счет.
Когда к 1992 году штрафные счета "Аэрофлота" стали исчисляться миллионами долларов, было принято решение о создании соответствующей спецслужбы, дабы та занялась выявлением пассажиров, следующих с фальшивыми документами. Подразделение, возглавляемое Вячеславом Ануровым, сформировано из бывших сотрудников ФСБ, МВД и пилотов.
Это уникальное подразделение. Сотрудники в общей сложности владеют 13 языками плюс обязательный английский. Кроме того, прошли подготовку на специальных курсах, в том числе международных. Знают наизусть, визуально и даже на ощупь визы, паспорта и другие документы более чем 40 стран. Работая с пассажиром, задают пустячные, на первый взгляд, вопросы. Однако ответы на них профессионалу могут сказать очень много о собеседнике. Недавно, на основе собственного опыта, они издали справочник - пособие о видах мошенничества и методах борьбы с ним. В этой "копилке" сотрудников САБ - истории, с которыми правоохранительные органы не сталкивались
Группа киевлян из десяти человек - члены экипажа украинского морского судна - перелетали из Киева через Москву в Канаду. Паспорта - настоящие, билеты - подлинные, моряки - тоже. Это потом выяснилось, что корабль в Канаде их не ждал, а ждали с нетерпением родственники из украинской диаспоры. По канадским законам незваных гостей приняли. Но согласно этим же законам, с авиакомпании взыскали штраф - 30 тысяч долларов. Когда спустя некоторое время в Шереметьево-2 появилась следующая команда капитанов дальнего плавания из украинских степей, служба безопасности встретила их как родных...
К слову, сотрудники САБ могут только не допустить таких пассажиров на борт самолета, а вот задерживать не имеют права. Как правило, несостоявшиеся нелегальные эмигранты уходят восвояси. Через некоторое время объявляются вновь. Специальной службы, занимающейся отслеживанием таких "фальшиводокументщиков", в гражданской авиации нет.
По официальным данным, сегодня выявляется 95 процентов "липовых" документов. Только сотрудники САБ - не считая пограничников и других служб, - задерживают за год около 1,5 тысячи нелегалов. В основном это выходцы из стран Африки, а также из Юго-Восточной Азии, Китая, Афганистана. Если установлено, откуда пассажир прибыл, вопрос его депортации решается, как правило, в течение недели. Все это время он проживает в той самой гостинице, где решетки на окнах номеров. Гораздо хуже обстоят дела с теми, кто уничтожил в полете документы и заявляет, что они никто, звать их никак, приехали ниоткуда. Бывает, что некоторых разыскивает Интерпол за совершенные на родине преступления. И чтобы не мотать срок в какой-нибудь африканской стране, они предпочитают "отсидеться" на чужбине - например в России. Некоторые при этом еще претензии к меню предъявляют: поначалу отказываются есть щи, котлеты или кашу.
Но рано или поздно с постояльцами приходится расставаться. Когда все-таки удается выяснить, откуда прибыли, они депортируются к себе на родину. Согласно международным нормам, на одного депортируемого полагается 1-2 сопровождающих, потому как народ это нервный, возвращаться назад не хочет - знают, что дома часто ждет тюрьма...
Сотрудники САБ перевозят порой вдвоем по 10-20 человек. Оружия у сопровождающих нет, наручники использовать нельзя. Вся надежда на слово. Существует своя методика общения. Например, такой прием, как "убалтывание", когда сопровождающий всю дорогу развлекает разговорами всю группу. Можно вычислить лидера и вести задушевные беседы с ним. Лидер спокоен - спокойны все.
О работе своего подразделения рассказали нам начальник САБ "Аэрофлота" Валентин Баранов и его замы - Вячеслав Ануров и Азат Зарилов. Они же любезно согласились показать условия проживания нелегалов. Когда открылась тяжелая металлическая дверь, первый же вышедший в коридор постоялец при виде телекамеры заорал нечеловеческим голосом. Уже через несколько секунд, восприняв знак тревоги, вопли раздавались даже из-за закрытых дверей номеров. Люди выскакивали в коридор, наседали на незваных гостей, закрывали объективы камер. Перед нашими лицами мелькали черные руки, ноги, белые зубы. Крича и визжа, толпа оттесняла нас со своей территории - все это напоминало сцену из фильма о бунте в какой-нибудь африканской тюрьме. Долго еще истошные крики и брань доносились из-за закрытой двери...
Нелегалы - проблема всех летающих за рубеж авиакомпаний, и не только российских. Правда, за кордоном этот вопрос решается цивилизованно: если пограничники или служба безопасности не допускают пассажира к рейсу или даже задерживают, то тут же передают его в иммиграционную службу или полицию. Дальше уже эти органы определяют в своих спецприемники и занимаются дальнейшей судьбой. А перевозчик, как это принято, оплачивает содержание своего пассажира.
К слову, служба иммиграционного контроля в Шереметьево есть. Но ее функция ограничивается тем, чтобы отказать иностранцу, прибывшему в Россию на ПМЖ. Пункта временного содержания иммиграционная служба не имеет. А он должен быть в международных портах. Во всем мире условия содержания в таких спецприемниках, мягко говоря, спартанские. И только Москва устроила у себя "курорт" для нелегалов.
Недавно в Шереметьево задержали международного бомжа, 15 лет он путешествовал по миру, в каких только странах не был - перебирался в трюмах корабля, пешком через границу, на самолетах. А "засыпался" у нас - не смог проскочить через сотрудников САБ. Другая клиентка, прибывшая 3 месяца назад откуда-то из Южной Африки (личность ее все еще "идентифицируется"), оказалась в "интересном положении". На днях пришло время рожать - определили в роддом. Теперь, горько шутят в гостинице аэропорта, придется еще ясли открывать.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников