04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОПРОС ВОПРОСОВ - ПОЧЕМУ?

Иванченко Александр
Опубликовано 01:01 24 Февраля 2001г.
"Как хороши, как свежи были розы". Но, как известно, все проходит - неумолимо и бесповоротно. Отписали свои мемуары "гэкачеписты", теперь, похоже, наступает черед "демократов". Ушел в отставку заместитель председателя Счетной палаты Российской Федерации Юрий БОЛДЫРЕВ. Какие бы вопросы ни задавались Юрию Юрьевичу сегодня, в его ответах естественно и непременно просвечивает попытка объяснить, почему все так произошло и почему все так происходит. Оно и понятно: это и есть тот основной и главный вопрос, ответ на который интересует многих. Особенно тех, кто в свое время был очарован яркими выступлениями "межрегионалов" на Первом съезде народных депутатов СССР. Помнится, даже на фоне многоопытных, энергичных лидеров межрегиональной группы выделялся молодой, напористый, разносторонне образованный Юрий Болдырев. Все вокруг него кипело и искрилось. Неужели на этот раз и "крутой романтик" покидает политическую авансцену? Один ушел - случай, двое - стечение обстоятельств, несколько (если не все!) - это уже тенденция... Так почему же они уходят?Хочется верить, что в случае с Ю.Болдыревым мы имеем дело со счастливым исключением. Он - не "как все". Это - политик с большим потенциалом. По итогам 1999 года Русский биографический институт включил его в пятерку политиков года наряду с В.В. Путиным, И.С. Ивановым, Е.М. Примаковым и Г.Н. Селезневым с формулировкой: за работу по становлению институтов демократического государства, борьбу с коррупцией и защиту национальных природных ресурсов.Итак, почему?

- Юрий Юрьевич, восемь лет вы отдали системе государственного контроля, из них последние шесть лет - Счетной палате России. Удалось ли палате стать органом, дисциплинирующим институты власти?
- И да, и нет. Полномочия палаты, правила организации ее работы, которые я некогда прописывал в законе и затем в регламенте, сделали ее на определенном этапе, наверное, самым объективным государственным органом. Подчеркиваю: не потому, что там работали "мы - хорошие", а потому, что такие механизмы мы заложили.
Палата стала источником сведений о невиданных злоупотреблениях власти. Сведений не на уровне слухов, а подтвержденных документами. Почему в такой богатой стране большинство людей - на грани нищеты? Почему мы так много задолжали Западу и куда делись долги других стран нам? Как самая прибыльная госсобственность оказалась в руках узкой группы? Почему собственность, оставшаяся в руках государства, не приносит нам прибыли? На все в отчетах Счетной палаты есть внятные ответы.
Но кому нужна эта информация? По ключевым фактам незаконных действий высших должностных лиц с огромным ущербом для государства уголовные дела не возбуждаются. Незаконные сделки с госсобственностью не расторгаются. В парламенте за эти годы не нашлось ни одной фракции, которая бы не просто критиковала власть, но внесла бы предложенные нами изменения в законы о правительстве и о Центробанке, в Уголовный кодекс и др. В результате у нас, как и прежде: за кражу батона - тюрьма, но за незаконное изъятие госсредств на миллиарды долларов - звания "профессионалов", "лучших министров" и т.п...
И главное: информация не востребована обществом - люди не делают политический выбор в зависимости от того, была ли власть просто добросовестна. Похоже, общество согласилось с тем, что ему так настойчиво внушалось: на Руси воровали всегда, и ничего с этим не сделать...
- То есть вы оцениваете эффективность работы палаты как весьма низкую?
- Напротив. Если сравнить расходы государства на содержание Счетной палаты с тем, что по нашему требованию было возвращено в бюджет, то эффективность невиданная - тысячи процентов. Беда в другом - в безнаказанности тех, кого уже поймали за руку, и можно затем ловить снова и снова. И беда в том, что в парламент при нынешних правилах финансирования избирательных кампаний и управления средствами массовой информации, прежде всего телевидением, приходят те, кто уже ангажирован коррумпированной властью и крупным бизнесом, выросшим на связке с этой властью.
- Вы говорите об очень тяжелой ситуации и в государстве, и в обществе, о масштабной коррупции, с которой практически никто всерьез не борется...
- Причем не о коррупции, отдельной от государства, но о коррупции как основе, стержне всей выстроенной государственно-политической системы. Системы крайне неэффективной, с точки зрения условий для экономического роста, защиты наших долгосрочных интересов, обеспечения приемлемых условий жизни для большинства людей.
Вдумайтесь: в госсобственности - более трети бывшей общенародной собственности (включая контрольные пакеты акций РАО "ЕЭС России", "ЛУКОЙЛа", Аэрофлота и др.). Эта собственность должна либо решать социальные задачи (обеспечить людей теплом и т.п.), либо приносить прибыль. А что у нас? Поступающая в федеральный бюджет прибыль от всей госсобственности в сумме меньше, чем прибыль от одного российско-вьетнамского "Вьетсовпетро" по добыче нефти у берегов Вьетнама. Почему? Межгосударственный договор, заключенный еще в советские времена, и работа вьетнамской стороны таковы, что ни приватизировать российскую долю, ни спрятать прибыль нельзя. Всего-то!
- Но нам рассказывают про износ основных фондов, про неудовлетворительное состояние энергетики. И что государство должно еще вкладывать в нее наши деньги...
- Только где амортизационные отчисления, которые все эти годы исключались из налогообложения? Зачем в первую очередь приватизировались и выводились из-под госконтроля предприятия, производившие оборудование для электростанций? И почему на покупку телеканала "RenTV" у более чем наполовину государственной РАО "ЕЭС России" средств хватает, а на энергетику - нет?
- Помогут ли в такой ситуации реформы естественных монополий?
- Это зависит от того, кем и с какой целью они будут проводиться. Пока я вижу больше обмана, нежели трезвой постановки ключевых вопросов. Так, хотя бы в одной дискуссии упомянули, как в США жестко регулируется рынок электроэнергии и что лишь в одном штате в качестве эксперимента недавно освободили оптовые цены, но теперь здесь - проблемы... Или что в тех же США все пассажирские железнодорожные перевозки дотируются и осуществляются компанией-монополистом, принадлежащей государству...
- Если умалчивают, то это кому-то нужно?
- Творившееся у нас в последние десять лет не имеет к западной модели развития никакого отношения. Государство выпустило из-под контроля стратегические объекты. По морским портам и аэропортам невозможно выяснить, кто же их собственник. Сравните с явно "западной" Польшей. Все три морских порта приватизированы так: половина акций - государству, примерно четверть - местному самоуправлению, оставшееся - инвесторам. Даже в "либеральных" США государство контролирует собственников. Был человек хоть раз судим - уже не может взять под контроль более 10 процентов акций банка. Президентом стать - можно, банк контролировать - нет.
У нас же предприятия, производящие турбины для подводных лодок, двигатели для самолетов и ракет, отданы под контроль компаний из стран - участниц НАТО.
- Вы затронули важную тему. По сути, речь идет о сдаче долгосрочных национальных интересов?
- Да. И если наводить в своем доме порядок, защищать национальные интересы, как это делают равно и на Западе, и на Востоке, то начать стоит с того, что не допускать к власти проворачивавших эти сделки. Пока же эти люди занимают высокие должности в государстве и на ключевых предприятиях с госучастием...
И еще, сравните: федеральный бюджет, которым так тщательно занимаются депутаты, - 40 млрд. долларов, а запасы нефти и газа на Сахалине, переданные иностранным компаниям (еще и зарегистрированным в оффшорных зонах) на условиях соглашений о разделе продукции (СРП) с правом вывода из-под судебного иммунитета России - около 80 млрд. долларов. Правительство внесло в Думу бюджет, но в нарушение закона не представило доклад о реализации СРП. Депутаты важно спорят о миллионах рублей, судьба же десятков миллиардов долларов и, следовательно, будущих бюджетов решается без информации да еще и законопроектами в несколько страничек, истинного веса которых большинство депутатов себе не представляют...
Так, только что законом в полстранички разрешен перевод на СРП под контроль иностранцев одного из крупнейших в России месторождений газа - Ковыктинского. Где серьезное обоснование, оценка последствий? Не случайно на экспертизу в Счетную палату эти документы наш парламент направить не решился, а с несогласными в Совете Федерации, требовавшими от правительства сначала представить положенный по закону доклад о реализации СРП, видимо, договорились кулуарно...
Вдумайтесь: в России, где и зарплаты, и пенсии - все зависит от мировых цен на энергоносители, в отличие от стран ОПЕК проводится политика внедрения СРП - режима отказа на будущее от самой возможности участия в регулировании мировых цен на это сырье!
- Но мы много слышали о большом успехе реализации СРП на Сахалине?
- Получить за такой объем нефти и газа "две больницы и три школы" - "успех" выдающийся. Мы в 1999 году проверяли, как работают соглашения "Сахалин-1" и "Сахалин-2", сделали анализ последствий (Россия по этим соглашениям из 80 млрд. долл. может не получить вообще почти ничего) и предложили изменения в закон, не допускающие заключения столь опасных соглашений. Внятной реакции нет. А ведь налицо и прямая уголовщина. Так, в повторном обращении к Касьянову мы указали, что письма Минфина, ставшие основанием для незаконного перевода госсредств в частные банки, оформлялись так, что под одним номером значилось несколько документов противоположного содержания...
- Картину вы рисуете безрадостную. Но если вернуться к Счетной палате, достаточно ли полно вы описали ее роль? Так не кажется ли вам, что иногда и палата, преследуя благие цели, играет роль инструмента лоббизма либо легализованного способа сбора компромата на конкурентов?
- Было бы странно, если бы любой госорган не пытались так использовать. Частично от этого защищают нормы, которые я семь лет назад прописывал в законе и затем в регламенте палаты. Например, о праве дать поручение палате не только большинства, но и меньшинства в двадцать процентов депутатов Думы или СФ. Большинство лоббирует "в одну сторону", меньшинство - "в другую". И оба поручения - обязательны.
- Тем не менее необъективность возможна? Так не кажется ли вам парадоксальным, что палата дважды с интервалом в два года проверяет законность одного и того же события и приходит к противоположным выводам? Или насколько соответствует принципам работы палаты ситуация, когда цель и название той или иной проверки пересматриваются уже после ее проведения? Например, последняя проверка управления госсобственностью в Липецкой области и Новолипецкого металлургического комбината?
- В Счетной палате такие же люди, что и за ее стенами. Были примеры и волокиты, и попыток проверять не все, и попыток скрывать данные. В ряде случаев удавалось противостоять, в том числе, через "особое мнение". Но были и случаи, когда ничего сделать не удавалось.
Так, на несоответствие содержания отчета и наименования Липецкой проверки мне пришлось указать на Коллегии. Но вместо проведения допроверки большинство решило... скорректировать название. Своя рука - владыка: сами принимаем план - сами его и изменяем. Юридически - имеют право. По сути - профанация. Что же касается повторной проверки приватизации "Норильского никеля", дело не в пересмотре выводов, а в добросовестности. Поэтому мне и пришлось заявить "особое мнение". Любопытно, что и в этом случае, и в случае с НЛМК речь идет о, с моей точки зрения, недобросовестных действиях одного и того же аудитора. Но не в его фамилии дело - ведь все поддержано большинством членов коллегии...
- Да, вы известны своей принципиальностью. А какова судьба этого "особого мнения"? Кому оно адресовано, требует ли от кого-то реакции?
- "Особое мнение", в котором я заявил о фактической фальсификации проверки, адресовано всем, кто будет читать отчет: депутатам, прокуратуре, простым людям. Юридически реагировать никто не обязан. Политически же требовать реакции граждане вправе.
Но откуда люди что-то узнают? Ведь действия средств массовой информации зависят от интереса собственников. Если данные удобно использовать в борьбе с противником, идет их "раскручивание". Если же эти данные угрожают потерей собственности, приобретенной в результате коррумпирования власти и незаконных сделок, то либо замалчивание, либо обвинения в "некомпетентности" и "политизированности". Кстати, одно из изданий, зависимых от, с моей точки зрения, незаконных собственников "Норильского никеля", о моем уходе сообщило так: "Был наконец снят с должности заместитель председателя палаты Юрий Болдырев". Но читатели не узнают, в чем истинная причина радости собственников этого издания.
Судите сами: пересмотр бюджета 2001 года с явным или скрытым изыманием средств из наших карманов связан с необходимостью выплатить "Парижскому клубу" пять миллиардов долларов. А годовая прибыль мирового монополиста по ряду цветных металлов "Норильского никеля", подаренного "друзьям" в 1995-1996 гг. в результате притворной сделки - полтора миллиарда долларов. Лишь этой прибыли чуть более чем за три года хватило бы для просроченного платежа. Но миллиарды будут втихую изымать из наших карманов, а ТВ и радио будут кричать о щедрой благотворительности и меценатстве этих "друзей власти", на самом деле копеечных по сравнению с масштабом незаконно изъятого из наших карманов.
- А не будет вас - не будет и "особых мнений"? То есть результаты проверок зачастую "обречены" на принятие "заданного" решения?
- Мне не хотелось бы вставать в позу: "Вот я там был - была правда, не будет меня - и правды не будет". В основу палаты закладывались механизмы, которые бы минимально зависели от качеств работников. Но это возможно, если есть заказчик объективной информации - общество и представляющий его парламент. Если же общество слабо, а парламент пропускает в законе о бюджете на 2001 год статью 113, позволяющую правительству давать дотации и субсидии предприятиям всех форм собственности, то есть легально перекладывать госсредства в частные лавочки, чего ожидать и от Счетной палаты?
Уже внесены в Думу поправки в Закон о Счетной палате: председатель должен назначаться по предложению президента, а заместитель и аудиторы - по предложению председателя. И палата подотчетна президенту. Закрепят депутаты в законе складывающуюся сейчас из-за слабости парламента ситуацию - Счетная палата превратится в контрольное управление президента номер два. Значит, будет уничтожено то, что я создавал - Счетная палата, независимая от тех, чьи действия она должна проверять.
Контрольным управлением президента я руководил восемь лет назад. Но там - никаких "особых мнений". И никакой публичности без разрешения президента. Если уверены, что "добрый царь" теперь навсегда, а избирать самостоятельных парламентариев мы так никогда и не научимся (а если царь добрый, то вроде и не нужно), тогда - пожалуйста. Но если президент сменится?
- То есть опасность превращения палаты лишь в заказной инструмент реальна?
- Такая опасность есть всегда применительно к любому госоргану. Этой опасности нужно противостоять. И для людей, работающих в таком органе, много зависит от того, есть ли им на что опереться. Если есть, применительно к Счетной палате - на парламент или через средства массовой информации на общество - можно бороться и чего-то добиваться. Если нет - результат будет печален.
- Можно ли это понимать и как ответ на вопрос, почему вы подали заявление с просьбой освободить вас от должности, а не попытались остаться на следующий шестилетний срок?
- Да. Я был одним из авторов закона о Счетной палате и затем шесть лет "наладчиком" этой системы. Но того самостоятельного Совета Федерации, на который я опирался, уже нет. Как бывший член СФ, я понимаю, о чем спорить с лидерами регионов. Но о чем говорить с их помощниками? Символично: на бывшую мою должность назначен замначальника Контрольного управления президента, которого несколько лет назад прежний СФ не пропустил даже в аудиторы. Времена изменились. Теперь это была единственная кандидатура, и решение - почти единогласное, даже без обсуждения. Если не на что опереться, то чего можно добиться? Биться головой о стену, заявляя очередное "особое мнение", которое ни на что не повлияет? Или занимать должность и жить тихо и приятно? Но дело ли это для сорокалетнего мужчины?
- А каковы ваши планы на будущее? Имеете ли вы какие-то льготы? Где вы будете работать и возможна ли ситуация, когда вы перейдете работать в структуру, которую вы проверяли?
- Для читателей личная судьба прежде высокого должностного лица - не самый главный вопрос. Рассмотрим ситуацию как модельную: к служению чему или кому она подталкивает тех, кто изначально может и хотел бы честно служить своему государству, гражданам своей страны.
Пока я работал, была зарплата, была машина с федеральным номером и "мигалкой", госдача и, что очень важно, медицинское обеспечение семьи. Шестилетняя работа закончилась - и закончилось все в один момент.
- Но хотя бы трехмесячное выходное пособие есть?
- Нет. Нет ничего.
- Разве такое возможно? Бывшие представители президента в регионах целый год после отставки получают зарплату и имеют все льготы. Кажется, что-то аналогичное имеют бывшие министры... Вы же приравнены к членам правительства?
- Во время работы, но не после отставки. Конечно, в ситуации во много раз худшей находятся миллионы наших сограждан. Но речь ведь не обо мне - у меня достаточная квалификация, чтобы не пропасть. Насколько сама система в интересах этих сограждан? Речь о людях, которые либо каждодневно вступают в конфликт с самыми сильными сего мира и тем приносят согражданам пользу, либо могут этого не делать. На коллегии промолчать, не заметить, не портить отношений с властью и крупнейшим бизнесом. И никто ни в чем вас не упрекнет. И проблемы трудоустройства ни у вас, ни у ваших супругов, детей и друзей не будет. Но это ли в интересах тех самых миллионов сограждан?
- Да, с мотивацией к добросовестному труду ситуация плачевная. И если все-таки продолжить о вас лично, скажите, а хотя бы моральным поощрением от государства ваша-то работа уж точно отмечена?
- Если я отвечу "нет", вы не слишком удивитесь? Орденоносцы у нас за большие заслуги перед Родиной (разумеется, кроме погибших подводников и иных действительно послуживших стране) еще и Гусинский, Потанин и компания, сотрудники администрации президента и др. И тот аудитор, который занимался проверкой в Липецкой области и несколько ранее - повторной проверкой "Норильского никеля", почти сразу после нее получил орден... Совпадение, случайность?
Выбор прост: либо ордена и прочие поощрения, либо возможность, когда сын вырастет и спросит, как же можно было допустить то, что было сделано со страной в последнее десятилетие, без стыда посмотреть ему в глаза...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников