Минфин РФ в обозримом будущем не ожидает улучшения внешнеэкономической ситуации в стране. Об этом в среду на расширенном заседании коллегии Федерального казначейства заявил глава ведомства Антон Силуанов.
По словам министра, «отскоков» можно не ждать: их не будет. Поэтому необходимо готовиться к длительной перестройке экономики.
«Мы готовы к длительной работе в нынешних условиях», – отметил Силуанов. Наряду с этим глава Минфина подчеркнул, что бюджет необходимо адаптировать под имеющиеся реалии.
Минфин vs Минэкономразвития
18 февраля правительство принципиально одобрило антикризисный план, подготовленный Министерством экономического развития. В рамках реализации этого плана на поддержку российских предприятий предполагается потратить 250 миллиардов рублей. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал ведомству Алексея Улюкаева неделю на доработку документа. Обозреватели отметили, что это – уже второй антикризисный план, подготовленный за два месяца.
Не ускользнуло от внимания журналистов и то обстоятельство, что Минфин не стал представлять отзыв на проект Минэкономразвития. Финансовое ведомство крайне скупо и только на закрытых совещаниях комментировало отдельные положения коллег, отвечающих за экономическое развитие. Однако после того, как подчиненные Улюкаева получили отсрочку на доработку окончательного варианта плана, Антон Силуанов направил правительству письмо, где изложил ряд своих претензий к плану коллег.
Прежде всего министр финансов недоволен тем, что документ предполагает стимулировать экономику деньгами, которых, по мнению Минфина, у правительства нет. В частности, в письме отмечается, что Кабмин имеет не больше половины от суммы, которую предполагается потратить на стимулирование экономики. Экономисты Минфина подсчитали, что сейчас в антикризисном фонде правительства лежат 65 миллиардов рублей. Еще примерно 55 миллиардов могут в нем появиться в апреле, после того, как казначейство перечислит туда невостребованные остатки бюджета 2015 года. Таким образом, в распоряжении правительства будет не более 120 миллиардов рублей.
По словам Силуанова, именно этими средствами правительство и может располагать, распределяя их в рамках антикризисного плана.
Выборочная поддержка, тотальная экономия
Недостающие деньги Минфин предлагает взять из президентского резерва. Силуанов отметил, что по поручениям главы государства правительство суммарно имеет право потратить до 342,2 миллиардов рублей в течение года. Впрочем, отмечают обозреватели, очевидно, что президент имеет на эти деньги свои планы, и министрам придется попотеть, доказывая, что реализация антикризисного плана является более важной «корзиной» для вложения.
В общем и целом Силуанов предлагает ужать расходы правительства до 120 миллиардов рублей. В эту цифру включены уже понесенные затраты на поддержку Крыма и отношения с Украиной, общим размером в 17,1 миллиардов. Также Минфин предложил просить у главы государства не 203 миллиарда (то есть полную сумму заявок, прописанную в антикризисном плане), – а лишь 130 миллиардов. Сокращение расходов предполагается получить за счет тотальной экономии на всем, чем только можно.
Неизменными Минфин предлагает оставить только расходы на поддержку машиностроения. Здравоохранению, по мнению представителей ведомства, необходимо «ужаться» с 45,8 до 13 миллиардов; поддержке экспорта через Российский экспортный центр, ВЭБ и Росэксимбанк – с 25,3 до 9 миллиардов рублей. Также министерство считает невозможным выделить 10 миллиардов на реструктуризацию долгов промышленных предприятий и 21 миллиард – на перспективные работы по созданию новых образцов в промышленном машиностроении.
При этом ведомство Силуанова настаивает на создании очередного резерва на случай «непредвиденных расходов». Экономисты Минфина хотели бы заморозить на эти цели ни много ни мало 34,9 миллиардов рублей.
Комментаторы инициативы из числа российских экономистов отметили, что в письме Минфина не упоминаются такие пункты антикризисного плана, как стимулирование агроимпортозамещения, на которое план Улюкаева предлагает выделить 23 млрд рублей, и поддержка продаж самолетов Sukhoi Superjet 100, которую предлагается субсидировать на 30 миллиардов. «Что видимо, следует расшифровывать как «Мы против, но это следует обсуждать с президентом», – полагают аналитики.
