Главная Культура 13:18 24 Июля 2012 16451
Мария Максакова: Без провинциальной культуры столичная тоже умрет

Свой юбилей известная оперная певица встречает достижениями не только на артистическом, но и на политическом поприще

Сергей Бирюков

Сегодня у известной оперной певицы, продолжательницы знаменитой артистической династии, – юбилей. Красавица Маша – в том возрасте, с которым у артисток принято ассоциировать не столько коллекцию почетных званий и государственных наград, сколько участие в популярных телешоу и эффектные фотосессии в глянцевых журналах, однако в ее активе есть и то и другое. Поработав солисткой «Новой оперы», «Геликон-оперы», Большого театра, в 2011 году она приняла приглашение Валерия Гергиева в труппу Мариинского театра, где поет в операх Моцарта, Оффенбаха, Рихарда Штрауса… А полгода назад Мария прошла в Государственную думу от Астраханской области – родины ее великой бабушки, чье имя и профессию она в точности повторила. О том, как удается сочетать творческие дела с государственными и семейными, – наш разговор.

– Депутатство не оторвало вас от оперной сцены?

– По счастью, нет. За эти полгода я спела премьеру «Сказок Гофмана» в Мариинском театре, за дирижерским пультом стоял Валерий Абисалович Гергиев. Спектакль получился чудесный, праздничный, в нем много «гофманиады» – например, в волшебных нарядах художницы Маши Даниловой. Я пела партию Николауса – друга и неразлучного спутника главного героя, его альтер эго. В отличие от постановок этой оперы в других театрах – никаких купюр, мне достались все три арии моего персонажа… В целом, правда, последние месяцы действительно я пела в опере меньше, чем, допустим, в предшествующие полгода, но это уже зависит от репертуара театра – в прошлом году шло много «моих» спектаклей – и «Ариадна на Наксосе», и «Свадьба Фигаро», едва успевала бежать с дневной репетиции в гримерную – готовиться к вечернему представлению. Скучаю по сцене. В следующем сезоне в плане – постановка «Фауста», у меня – роль Зибеля. Очередная моя «брючная» партия, что-то мне на них в Мариинском театре везет.

– Но донна Эльвира в «Дон Жуане» – уже не «брючная» роль. Как вы, меццо-сопрано, собираетесь петь сопрановую партию?

– Ну, это пока только мое намерение. Однако я уже поговорила на этот счет с Валерием Абисаловичем, и он считает, что я вполне могла бы ее спеть в спектакле, который много лет идет в Мариинском. Она не такая уж высокая – наверху всего лишь си-бемоль. Мне вообще кажется, что самое удачное исполнение этой партии было у Кристы Людвиг (великая немецкая певица – меццо-сопрано. – «Труд»), она поет фантастически свободно, открыто. Я уже вовсю учу с концертмейстером эту роль. А если выйти за рамки Мариинского театра, то 19 сентября у нас с Симфонической капеллой под руководством Валерия Полянского – концертная премьера оперы Александра Журбина «Жизель». 3 ноября спою «Севильского цирюльника» в «Геликон-опере». Также предстоит ряд выступлений за рубежом.

– Еще вы записали полуджазовый альбом.

– Почему «полу» – настоящий джазовый. Сделали его за шесть часов, что для меня совершенно ново: в классике я привыкла к бесконечным дублям, а тут все записалось сходу – с первого, максимум второго раза. Эта «невыносимая легкость бытия» у джазменов произвела на меня большое впечатление. Как здорово – не копаться в мелочах и не ограничиваться жесткими рамками написанного текста.

– Минувшей зимой вы с увлечением говорили о вашем проекте – Детском артбюро «ДА»: поиске талантливых детей по всей стране и открытии сайта, где о них рассказывается, с тем чтобы они нашли поддержку у государства, меценатов…

– Пока проект пошел немного не туда, куда я предполагала. Была создана рабочая группа, которая заменила слово «одаренный» на «высокомотивированный», и она хочет заниматься размещением информации для таких детей о конкурсах, олимпиадах и т.п. Тоже нужное дело, но это не поиск талантов. Одаренный ребенок – очень хрупкое существо, нуждающееся в особом отношении, которое сегодняшнее консумирующее циничное большинство редко демонстрирует. Сколько кропотливого труда требуется, чтобы из искорки разжечь звездочку… Я сейчас нахожусь в переговорах с частными бизнес-компаниями и надеюсь вместе с ними довести мою идею до логического завершения.

– А пока вы прослушали талантливых детей в Астрахани.

– Естественно, с этим краем у меня кровная связь, там корни моей семьи (оперный театр в Астрахани носит имя Марии Максаковой-старшей. – «Труд»). В эти же дни в Астрахани был Денис Мацуев, мне хотелось, чтобы он послушал юных стипендиатов Фонда Марии Максаковой и, возможно, взял их в руководимый им фонд «Новые имена». Кажется, двое из ребят его заинтересовали.

– Вы с Мацуевым не воспользовались возможностью выступить дуэтом?

– Мы давние друзья, я была в 7-м классе ЦМШ, когда Денис пришел в 9-й (родители привезли Дениса из Иркутска на учебу в Москву в 15-летнем возрасте. – «Труд»). Это, пожалуй, вообще самый одаренный человек, которого я видела в своей жизни. Иногда в порядке шутки мы устраивали совместную импровизацию. Но до выступления на концерте дело не доходило. Не знаю, в какой степени ему интересна роль концертмейстера. Как знать, может, в дальнейшем… Во всяком случае мой джазовый диск он взял послушать.

– Став депутатом, много ли друзей вы на этом потеряли?

– Ни одного. Скорее наоборот, приобрела ряд новых если не друзей, то знакомых – в том числе тех, что в интернете негативно оценивают мою деятельность. А что касается, например, таких людей, как Владимир Спиваков или Дмитрий Бертман, то мое общение с ними приобрело новую форму – в рамках совета по культуре при спикере Госдумы Сергее Нарышкине. Когда Сергей Евгеньевич в отведенные ему регламентом пять минут выступления сказал, что задумал создать такой совет, я испытала большую радость: это говорило о понимании им важности культурной проблематики. И он его действительно создал в сжатые сроки. Возлагаю на это образование огромные надежды, оно многое может сделать для устранения ошибок в законодательстве – таких, например, как в часто поминаемом недобрым словом ФЗ-94 (закон, согласно которому любой проект государственной организации должен пройти конкурс, что часто приводит к абсурдным ситуациям: например, театр не может впрямую позвать на постановку желаемого режиссера. – «Труд»). Поддерживаю Спивакова в его предложении – отменить обязательный 20-летний стаж для присвоения почетного артистического звания. Те, кто в президентство Дмитрия Медведева готовил его указ об этом стаже, видимо, хотели отсеять эстрадных звездочек-однодневок, но в итоге пострадали балетные танцовщики, чей профессиональный век полностью попадает в этот промежуток, да и оперные певцы и представители других артистических специальностей тоже… Мне кажется, человека надо поощрять в зените творческих возможностей, а не тогда, когда он истанцевался и испелся. Это же не генеральское звание, которое надо высиживать… Но одновременно надо улучшить работу наградных отделов, повысить квалификацию их работников, чтобы они давали звания действительно достойным исполнителям.

– В Думе бог знает сколько лет валяется проект закона о меценатстве…

– Я им сейчас серьезно занимаюсь. Но наш подход совершенно иной, чем у тех, кто его писал 15 лет назад. Там текст небольшой, в основном сводится к тому, что меценат должен быть поощрен признанием… Я предложила конкретный путь – из прибыли, с которой берется налог, вычитать сумму меценатских расходов. Тем самым мы бы пошли навстречу бизнесу, одна из всегдашних головных болей которого – в законных рамках минимизировать объявляемую прибыль, чтобы сократить налог. Другое дело – как отсечь возможные злоупотребления, когда, допустим, на «благотворительный» взнос создается фирма, якобы занимающаяся театральным делом, в реальности ничего не делающая, а лишь через хитро устроенную структуру и офшоры переводящая деньги в частные карманы. Сейчас мы ведем переговоры с Минфином и Федеральной налоговой службой о предельном проценте или сумме, на которую юрлицо, осуществляющее меценатство, могло бы уменьшать свою облагаемую налогом прибыль (что касается физических лиц, они у нас не сильно ограничены – если хотят заниматься благотворительностью, инструментарий большой). Конечно, надо прописать и меры контроля за целевым расходованием средств. Надеюсь, все это подвигнет богатых людей к поддержке культуры, ведь бюджетных средств, выделяемых на госпрограммы, не хватает, особенно это касается периферии – театры, оркестры в небольших городах задыхаются, им не хватает исполнителей, зарплат. А если не будет провинциальных оркестров, не будет базы и для столичных коллективов, замрут филармонии, всемирно знаменитые оперные и балетные театры…

– Когда ждать готовый проект?

– В осеннюю сессию мы его, безусловно, внесем, и он пойдет по профильным комитетам, ведомствам, откуда мы потом получим отзывы…

– Маша, но ваша деятельность в Думе, хочешь не хочешь, не ограничивается сферой культуры. Наверняка многим вашим друзьям из артистического мира не нравятся те жесткие законы против участников митингов или получателей иностранных грантов, за которые вы голосовали.

– Во всех странах во все времена государство, неся ответственность за безопасность общества, ограждало себя от радикализма и экстремизма. То, что у нас эта часть законодательства не была прописана, – упущение. Возможно, просто нужды не было: гражданская активность в стране была ниже, и Россию не так еще охватили негативные веяния извне – может, их источники в тот момент были заняты революциями в других странах и с разной успешностью реализовывали там свои программы. Очень не хочется, чтобы и наша страна стала плацдармом для отработки «оранжевых» технологий.

– Вы всерьез верите, что такие планы существуют?

– Это действительность, верим мы в нее или нет. Все ли организации, получающие деньги из-за рубежа, являются иностранными агентами? Надо просеять решето, но то, что в итоге таковые будут выявлены, несомненно. Очевидно, что никому за рубежом мощная российская экономика – именно экономика, а не сырьевой комплекс – не нужна. В рамках этой экономической борьбы цель наших противников оправдывает средства. На примере соседних стран можно пронаблюдать эти процессы, и они во всех случаях приходили к ухудшению экономического положения… Нашу страну оберегал и оберегает от подобных потрясений сильный лидер, который за все годы руководства никогда не прибегал к репрессивным мерам. Убеждена, что ограничение каких-либо свобод ни в коем случае не будет самоцелью политики Владимира Путина. Он прекрасно понимает, что оппозиционные демагоги не упустят возможности попиариться на этом, но идет на действия, о которых вы сказали, ради сохранения конституционного строя и государственной целостности. Ради нас с вами. А что касается мнения моих коллег, друзей, знакомых – я любому, вот как вам сейчас, всегда охотно и подробно изложу свою позицию. Я всегда высоко ставила либеральные ценности, вхожу в либеральную платформу «Единой России».

Обязательно анализирую, насколько какая-то инициатива ущемляет личные права и свободы. С моей точки зрения, недавние изменения в законодательстве никому из тех, кто не стремится к переворотам, не мешает. А история учит: самое страшное и кровавое, что только может быть в нашей стране, – это революция, не дай Бог в каком-то виде ей повториться.

– Давайте к более приятным темам. Я прочел, что ваш сын Илюша выступил в качестве солиста-пианиста на концерте в Астрахани, сыграл с оркестром «Марш» Прокофьева.

– Это, конечно, шикарно, я гордилась так, что потом прослушала запись не знаю сколько раз. Но за этим – от 2,5 до 3 часов ежедневно за роялем, в том числе сейчас, на отдыхе, у моря, куда вы мне позвонили. Каждый матрицу собственного воспитания проецирует на своих детей. Меня воспитали вот так – «ни дня без строчки». Очень надеюсь, что Илья будет мне за это благодарен, как я сейчас благодарна своим родителям. Но борьба по утрам, когда надо садиться за инструмент, идет суровая. Самое главное – Илья видит результаты: ему очень нравится сцена, зачеты и экзамены он, как правило, играет лучше, чем ту же программу в классе, и это меня тоже одушевляет – значит, артистизм в нем заложен. А младшая, Люсенька, сейчас пойдет в класс арфы к Елене Ильинской в ЦМШ. Елена Николаевна очень позитивно о ней отозвалась – в том смысле, что Люсеньке арфа подходит. Посмотрим. Ведь маленькие дети играют на арфе взрослой величины, детских инструментов нет. Когда дочка начала перебирать струны пальчиками, я была шокирована – насколько она маленькая, а арфа огромная.

– У ваших детей есть свободное время или они такие стойкие оловянные солдатики, у которых все расписано по секундам?

– Стараюсь максимально их время организовать. Раньше это лучше удавалось – Илюша был меньше, и я, грешным делом, колдовала с часами, а он, бедняга, не понимал, как получается, что он занимается так долго, а прошел всего час. Сейчас этот прием уже не работает, Илья точно знает свое расписание: работает до четырех часов, а дальше – пляж и прочие приятные дела. В общем, если я их лишаю детства, то не в полной мере. (Смеется.)

– О маме (народная артистка России, знаменитая актриса Вахтанговского театра Людмила Максакова. – «Труд») вы всегда говорите как о самом надежном вашем помощнике. Как она отнеслась к вашему депутатству?

– Она присматривается ко мне в моем новом качестве. Конечно, поддерживает мои мысли насчет меценатства, артистического стажа и прочего.

– Не просит: «Маш, помоги Вахтанговскому театру, Щукинскому училищу»?

– Но депутат же не может влиять на финансовые потоки. И потом, мама очень интеллигентный человек, настоящий аристократ духа – такие люди вообще редко что-либо просят, тем более то, что осуществить малореально.

– Недавно я узнал еще об одном члене вашей семьи. Раньше вы говорили, что у вас нет супруга, теперь на вашем официальном сайте появилось имя гражданского мужа Джамиля Алиева.

– Джамиль давно со мной. Но поскольку официальных сведений о нашем союзе не было, бульварная пресса помещала сведения о моей личной жизни, не соответствующие действительности, что нас с ним очень расстраивало. И мы решили заявить, о том, что есть на самом деле. Почему мы не расписаны – ну пока так. Это же все таинственно и совершается на небесах.

– Но небесам можно помочь.

– Не готова пока прокомментировать вашу реплику. А про Джамиля могу сказать, что он ювелир, сын замечательного музыканта, который вырос в Баку, но играл в лучших симфонических оркестрах разных стран. Последние годы играет в Турции. Его мама – дочь известного иранского революционера, сыгравшего большую роль в восстании 1946 года, когда часть Ирана присоединили к советскому Азербайджану и удерживали полтора года.

– Какое место из виденных вами на земле самое прекрасное?

– Из зарубежных мне больше всего нравятся город Зальцбург и вилла Боргезе в Риме. А из наших – конечно, Санкт-Петербург. Если бы не холодный северный климат, то Риму или Парижу он не уступил бы ни в чем. А по красоте ему, конечно, нет равных во всем мире.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 26395
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5658
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5542
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?