Главная Культура 00:04 24 Декабря 2021 21428
Евгений Цыганов: У нас есть рассветы, закаты, снегопады, сны, любимые дети и старики. Чего у нас только нет...

Знаменитый актер – о том, зачем нам кукольный театр, сказки и мир во всем мире

Анна Чепурнова
Евгений Цыганов впервые в жизни сыграл главную роль в кукольном спектакле. Фото предоставлены Театром имени С.В.Образцова.

В Театре кукол им. С.В. Образцова поставили спектакль о его создателе, у которого в этом году юбилей — 120 лет со дня рождения. Представление «Я — Сергей Образцов» — это своеобразное путешествие через столетие, куклы здесь создают образы Любови Орловой и Лидии Руслановой, Чарли Чаплина и Леонида Утесова, Соломона Михоэлса и Федора Шаляпина. Режиссером спектакля выступила внучка главного героя Екатерина Образцова, а его самого сыграл, впервые в жизни погружаясь в мир театральных кукол, Евгений Цыганов. Как выяснилось из беседы с актером, он Сергею Владимировичу тоже не чужой человек.

— Почему вы согласились на роль в постановке кукольного театра?

— Мне это показалось очень интересным, ведь кукольные и масочные представления — древнейшее актерское ремесло. Еще в XV веке в Германии сказание о докторе Фаусте часто разыгрывалось именно кукольными актерами — то есть задолго до того, как о нем написал Гете. У меня самого давно была затея поставить спектакль по пьесе «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей» Тикамацу Мондзаэмона, а ведь он писал для кукольного театра дзёрури.

Я рад, что режиссер Екатерина Образцова предложила мне эту работу, и мы объединились, чтобы сделать вместе спектакль-полет через ХХ век, совершенный нашим героем. Вообще-то мы с Катей родственники, моя бабушка была двоюродной сестрой Сергея Владимировича. А вот поработать вместе нам довелось впервые.

— Если вы с Образцовым не чужие люди, то, наверное, вам тем более было интересно воплотить его образ?

— Сергей Владимирович, конечно, очень интересная личность. Он был ровесником века и прожил 90 лет. Видел и царя, и Ленина, и Сталина, учился у Немировича-Данченко, общался со Станиславским, Таировым, Мейерхольдом... А также, например, с Ивом Монтаном, который в первый раз посетил нашу страну именно по приглашению Образцова. Еще Сергей Владимирович первым привез в Москву сиамских кошек. Он вообще обожал животных, у него на даче была голубятня, а в аквариуме жили два крокодильчика, подаренных ему в Америке сыном Шаляпина Борисом. Когда хищники подросли, режиссер отдал их в зоопарк, но соседи долго еще пытались высмотреть крокодилов в образцовском пруду. В 90 лет Образцов говорил о том, что совершенно не устал, и продолжал ставить спектакли, писать книги и иллюстрировать их, поскольку изначально он — художник (окончил ВХУТЕМАС). А еще он коллекционировал шарманки, маски, куклы, привозя их со всего мира. Главное же — Образцов не терял любви к жизни и любопытства, а это — особый дар. Но наш спектакль — не перечисление фактов биографии, а скорее желание чувственно охватить движение жизни во времени средствами театра. Кукольного, и не только.

Каких только фортелей не приходится выделывать драматическому актеру на кукольной сцене.

— А вы сами что-нибудь коллекционируете?

— Нет, я не коллекционер... хотя накопилось некоторое количество музыкальных инструментов — перкуссия, барабаны, пианино и несколько гитар, каждая из которых предназначается для разных постановок и для моих выступлений в музыкальной группе «Пока Прёт». В спектакле «Легкая боль» в Театре «Около дома Станиславского», когда начинается разговор о детстве, я играю на электрогитаре, подаренной мне родителями на мое 15-летие.

— Недавно вы стали номинантом на «Золотую маску-2022» благодаря роли Режиссера в спектакле «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция». Кстати, в нем вы играете в маске. Работать с Дмитрием Крымовым, режиссером постановки, было нелегко?

— Для меня нет понятия «трудно», а есть, скорее, «интересно» и «не интересно». Когда ты увлечен чем-то, сложностей не замечаешь. Зато, если тебе тоскливо, ты, может быть, еще и сделать ничего толком не успел, но уже чувствуешь себя измученным просто от убеждения, что время уходит как песок сквозь пальцы, а ты находишься не в том месте и не с теми людьми. В работе с Дмитрием Анатольевичем было много непонятного и загадочного, но меня такие вещи скорее интригуют и привлекают. Маска на лице артиста — это определенная театральная культура, носить ее — искусство, которому долгие годы учатся артисты японского театра кабуки или итальянской комедии дель арте, это умение там передается из поколения в поколение. А когда тебе, ученику русской драматической школы, говорят «надень маску и сыграй», ты чувствуешь растерянность, потому что как будто бы заходишь не на свою территорию. Это как если человеку, который 20 лет водит машину, предложили бы пересесть на гужевую повозку с лошадью — там совершенно иной способ движения.

Евгений Цыганов в спектакле «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция». Фото Globallookpress.com  © Ekaterina Tsvetkova

— Вы очень многогранны: играете в кино и театре, выступаете вместе со своей группой «Пока Прёт», создали театральную постановку, а еще недавно на Кинотавре представили снятый вами короткометражный фильм «Мятежный». Что заставляет вас, успешного актера, все время обращаться к чему-то новому?

— Мне просто все это очень интересно. Как раз сегодня, в день нашего с вами интервью, мы с ребятами играем концерт, и у нас презентация клипа на совместную песню с нашей подругой — музыкантом из Санкт-Петербурга Светланой Невестиной. Мне сказали, что пока продан 21 билет — даже в пандемический период это маловато. Понятно, что мы не особо занимаемся рекламой, да и на концерт вечером придет, скорее всего, больше народу, но все-таки...Однако, сколько бы зрителей у нас ни было, играть мы будем, и сделаем это, уверен, классно. Кстати, и Образцов, к которому я в последний месяц все время мысленно возвращаюсь, в 1920-е — 1930-е годы со своими перчаточными куклами играл всюду — в Домах печати, издательствах и даже во дворах с грузовика за небольшие гонорары, а иногда и бесплатно, потому что был очень этим увлечен. И вел дневник, в котором все время исследовал природу реакции зрителей.

Далеко не все персонажи Сергея Образцова симпатичны. Некоторых он ненавидел точно так же, как и его зрители.

Что касается моего 20-минутного фильма «Мятежный» — замысел его когда-то так крепко засел у меня в голове, что в определенный момент я понял: не смогу этот фильм не снять. Хотя и не очень понятно, для какой аудитории такие киноминиатюры делаются.

— Пандемия на вашу жизнь влияет?

— В общем-то сегодня уже не особо. Театры открыты, кино снимается, а к разным ограничениям мы как-то приспосабливаемся.

— Свои кукольные спектакли Образцов показывал не только детям. В наше время взрослым людям нужны сказки и истории с хорошим концом?

— Разумеется, как и вообще искусство, ассоциативное мышление, воображение. Ведь сказка — это сказание, разговор о чем-то. «Чайку» Антона Павловича Чехова тоже можно так назвать. Да, сказки не всегда бывают с хорошим концом, хотя мне больше нравятся те, которые дают надежду. Но ведь сам театр по своей природе сказочен, и не важно, Театр ли это Образцова, или Мастерская Петра Фоменко или Театр «Около...». В каждый из них люди приходят, чтобы вырваться из рутины, перенестись в созданный воображением авторов мир.

Куда бы судьба ни заносила Образцова, родная Москва и созданный им Театр кукол оставались главными на всю жизнь

— Скоро Новый год, где вы его отметите?

— Думаю, всей семьей соберемся у моей мамы, у которой 11 внуков, и будут всякие «языческие» развлечения: что-то загадаем, напишем пожелания на бумажках, потом сожжем их. Так мы отмечаем Новый год практически всегда, в дальние края не ездим, потому что семья большая, а праздник домашний. Иногда, правда, отправляемся, за город, но тем же составом.

— Коль скоро мы коснулись семейной темы — что для вас, папы восьмерых детей, означает быть хорошим отцом?

— Каждый ребенок знает, что его мама самая лучшая, правда ведь? Вот и я надеюсь, что для своих детей я лучший папа, вне зависимости от количества подаренных им игрушек. Всегда стараюсь каждому из них уделить столько времени, сколько имею в запасе. Но тут смысл не просто в том, чтобы все время сидеть рядом с ребенком нос к носу и контролировать каждый его вздох. Я бы сказал, что родительство — это своего рода импровизация: важно понимать, когда нужно поддержать ребенка, а когда оставить в покое. Быть хорошим отцом — это, наверное, почти то же самое, что быть хорошим сыном...

— Мне кажется, быть хорошим сыном проще.

— Родители в какой-то момент тоже как бы становятся детьми, которым нужны и внимание, и забота, и поддержка. Быть хорошим сыном и хорошим отцом я учусь все время — к сожалению, этой наукой нельзя овладеть раз и навсегда, а значит, приходится постоянно находиться в тонусе. Но — было бы желание, а возможности всегда можно найти.

— Что вы пожелаете себе на Новый год?

— О самом личном я вам, конечно, не расскажу. Но вообще без всякой иронии хочется пожелать мира во всем мире — насколько это вообще возможно. Хотя я, например, не понимаю и не принимаю стремления некоторых людей этот мир нарушить. Еще — как себе, так и другим желаю обойтись без паранойи относительно завтрашнего дня. Мы часто существуем на нерве, так как не сильно застрахованы и в плане внешней политики, и в плане экономики и многих других обстоятельств: допустим, сегодня у вас есть пенсия, завтра нет. Мне бы хотелось, чтобы наше общество было поспокойнее и подружелюбнее, как ни наивно это звучит. Например, чтобы со мной разговаривали вежливо не только тогда, когда меня узнают.

И еще — вот сейчас все говорят: хочется, чтобы поскорее наступил Новый год. Но ведь нужно, чтобы ощущение счастья не только в праздники возникало. Мы живем в потрясающем мире — у нас есть рассветы, закаты, снегопады, сны, любимые дети и старики. Чего у нас только нет! Важно все это свежим взглядом увидеть, полюбить и подольше не терять это ощущение радости момента.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10411
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5921
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 5752
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5678
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 4685
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?