Главная Культура 19:53 25 Августа 2010 3715
Джеймс Кэмерон: «Аватар» затмит «Звездный путь» и «Звездные войны»
Сегодня фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» возвращается на наши экраны в удлиненном варианте
Галя Галкина

— Обычно удлиненные версии фильма выходят на DVD, а «Аватар» с новыми сценами покажут в кинотеатрах. Почему?

— Дело в том, что большинство зрителей увидели «Аватар» в 2D. Они ждали 3D в тот момент, когда мы упустили многие 3D-экраны. Это произошло не потому, что фильм перестал пользоваться популярностью. Просто вышли фильмы «Как приручить дракона» в 3D, «Алиса в Стране чудес» и что-то еще, я уже не помню.

— А лично вам понравился «Как приручить дракона» в 3D?

— Два или три года назад Джеффри Катценберг заявил, что теперь все анимационные фильмы DreamWorks должны быть сняты в 3D. «Как приручить дракона» — это прекрасный пример того, как правильно сделать такой фильм. Он изначально был снят в 3D. И они мастерски использовали эту технологию. Фильм получился очень красивым.

— А у вас есть предпочтения в сфере 3D?

— Да. Два основных бренда — это Dolby и RealD. Обе — прекрасные системы. Они немного отличаются друг от друга, но вы должны быть экспертом 3D-технологии, чтобы заметить эти различия. RealD чуть ярче, чем Dolby. А Dolby чуть лучше в визуализации: изображение на экране практически не расплывается. Но это очень несущественные детали. Мне нравятся обе системы. А цифровой формат iMax 3D просто великолепен, у него четкие огромные экраны. Так что сейчас есть четыре основных тренда 3D: те, которые я упомянул, и еще XpanD, который наиболее популярен в Европе.

— Как вы думаете, почему некоторые люди критикуют формат 3D «Аватара»?

— Честно говоря, никогда не слышал, чтобы было много нареканий в адрес технологии 3D в фильме «Аватар». Возможно, это люди, которые просто не замечают разницы между 2D и 3D. Но это не более чем 5 процентов населения. Многие даже не знают о его существовании. Но даже после просмотра фильма в 3D они не замечают разницы. Это как человек с одним ухом пытается получить удовольствие от стереомузыки, но у него не получается.

— Что ждет технологию 3D в будущем?

— Думаю, она станет все более и более распространенной и все менее особенной. Полагаю, что наценка на билеты за возможность посмотреть фильм в 3D спадет, потому что слишком много фильмов будет сниматься в 3D. В следующие несколько лет 3D придет в дома к людям, и тогда эта технология станет обыденной. Думаю, когда закончу очередной фильм «Аватар», эта технология окажется чуть ли не устаревшей. С ней случится то же самое, что и с цветными фильмами через 10 лет после «Унесенных ветром».

— Как вы думаете, есть ли сюжеты, которые необходимо снимать в 3D?

— Давайте обратимся к цвету как к аналогии. Есть ли сюжеты, которые лучше снимать в цвете? Да. Если вы снимаете историю о маленькой девочке и миграции бабочек-монархов, то фильм будет лучше смотреться в цвете. Однако это не значит, что мы заранее решаем, какой фильм будет лучше в цвете, а какой — черно-белым: мы изначально снимаем все в цвете. Если цвет не очень важен, мы иногда разбавляем его, как в фильмах «Матрица» и «Книга Илая»: создается ощущение, будто их отбелили. Думаю, то же самое случится и с 3D: появятся такие фильмы, которые действительно будут выигрывать в этом формате, и те, для которых 3D будет лишь дополнением.

— Меняется ли роль режиссера в фильмах 3D?

— Если вы как режиссер правильно делаете свою работу, то она затмевает собой технологию 3D, особенно в плане приоритета, состава отснятых кадров, цветового дизайна, освещения, постановки и игры актеров. Все эти элементы должны сойтись, чтобы получилась хорошая сцена. Сама по себе технология 3D — лишь часть общего дела.

— Вы упомянули сиквел «Аватара». Когда он выйдет?

— Я сейчас веду переговоры с 20th Century Fox о последующих фильмах. В зависимости от результата этих переговоров я и дам вам ответ. Однако студия хочет, чтобы фильм вышел как можно скорее.

— Значит, если вы согласитесь на их условия, то они приступят к производству фильма сразу после того, как вы по-ставите свою подпись?

— Да. Мы просто прорабатываем детали. Все фильмы требуют подобной подготовки.

— Привлекают ли вас технические сложности проекта или отталкивают?

— Для того чтобы я взялся за проект, он должен быть очень трудным.

— Вы ищете трудности в каждом проекте?

— Да, вот именно. Как сказал Джон Кеннеди, когда-де-факто послал человека на Луну, «мы делаем это не потому, что это легко, а потому, что это трудно; если бы не было трудно, нам бы не хотелось это делать».

— Вы еще не соскучились по малобюджетным фильмам?

— Я снимаю малобюджетные документальные фильмы, и у них свои трудности, как, например, маленькая команда. Я сам снимаю фильм как оператор, работая подолгу без остановки. Я вдоволь насладился подобной работой. Однако порой хочется снова собрать своих коллег, взять одну камеру без штатива и сделать фильм вручную. Но в какой-то момент мне снова хочется снять что-то большое.

— А у вас есть аватар в вашей команде или вы и есть аватар для всех вокруг?

— У меня есть команда, и я в ней лидер. Но у каждого члена команды есть свои идеи. Все мои ребята получили университетское образование, и все прекрасные эксперты в информатике. Они даже во сне могут написать код программы. Я же ничего подобного не могу сделать. Я просто эрудит. Я тот, кто знает немного об их работе, но достаточно для того, чтобы попросить их сделать то, что нужно. Однако я не могу сделать это самостоятельно.

— Каков ваш следующий шаг и какова ваша конечная цель как кинорежиссера?

— Моя мечта — продолжать заниматься тем, чем я занимаюсь. Если бы у меня были мечты, выраженные в виде целей, то, наверное, они бы вообще не были связаны с кинематографом. Меня волнуют источники энергии, глобальное потепление, разрушение аборигенных культур и необузданное уничтожение тропических лесов. Я выражаю это в своих фильмах, но иногда мне кажется, что это уж больно окольный путь борьбы с такими пагубными явлениями. Если бы я только мог найти прямые пути борьбы с ними, то я бы это сделал. Моя мечта — оказать положительное влияние на мир, в котором живут мои дети. Работа над «Аватаром» свела меня с людьми, которые пытаются решать подобные проблемы, а также с теми, кто усугубляет их.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Я буду продюсировать фильм Гильермо Дель Торо «At The Mountains of Madness». Это экранизация повести Говарда Филлипса Лавкрафта. Фильм будет в формате 3D. Мы стараемся как можно быстрее запустить его производство. Гильермо хочет начать съемки во втором квартале следующего года.

— Где вы его будете снимать?

— Мы все еще думаем об этом. Наверное, в Канаде или в Европе. Конечно же, мы ищем наиболее эффективную стратегию производства. Основная часть действия проходит в Антарктике, хотя это больше выдуманная Антарктика. Возможно, мы снимем там пару кадров, но все остальное будет выдуманная Антарктика. Кроме этого, у меня есть несколько документальных проектов на следующий год. Надо переформатировать «Титаник» в 3D — эта работа должна быть завершена к 2012 году. Сейчас пишу роман «Аватар», в котором будет представлена прелюдия к первому фильму. Так что в ближайшие месяцы буду занят этими проектами.

— Ваш роман станет трилогией?

— Он будет служить картой для всей истории, и не думаю, что мне придется писать продолжение. Я пытаюсь как бы создать библию для будущих писателей, чтобы они по крайней мере правильно поняли корни этой истории. В этой книге содержится информация о всех растениях Пандоры, транспорт-ных средст-вах, культуре, языке и музыке нави, а также их религии и многом другом. Не знаю, окажется ли это лучшим романом на свете, но главное, что он будет правильным. А уже потом остальные могут продолжить, опираясь на мой роман.

— Значит, у Fox есть право производить добавочные «Аватары»?

— Конечно. Это одна из тех ситуаций, когда люди требуют нового мира, в который они могут войти-либо через новые фильмы и книги, либо через видеоигры.

— Станет ли Пандора вселенной?

— Да, наша цель — создать вымышленную вселенную, которая затмит «Звездный путь» и «Звездные войны».

Наше досье

Джеймс Кэмерон родился 16 августа 1954 года в провинции Онтарио в Канаде. В начале 60-х семья переехала в США. Поступил на физический факультет Калифорнийского университета, но диплом не получил — начал работать на киностудии.

В 1978-м вместе с двумя школьными друзьями снимает первый фильм «Ксеногенезис». Самые известные картины: «Терминатор» (1984), «Чужие» (1986), «Бездна» (1989), «Правдивая ложь» (1994), «Титаник» (1997), «Аватар» (2009).

Был женат пять раз, последняя супруга — актриса Сьюзи Эймис, у них трое детей.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 28322
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5694
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5581
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?