Индийский вектор «Роснефти»

Лидеры России и Индии в преддверии V ВЭФ познакомились с проектами новейших арктических танкеров. Фото: © Kremlin Pool, globallookpress.com

Российская компания укрепляет экономическое сотрудничество с восточными партнерами


Торгово-экономические отношения России и Индии продолжают активно расширяться. И одним из главных драйверов этого развития является крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть». Во вторник, 22 октября, глава нефтяного гиганта Игорь Сечин провел встречу с индийской делегацией во главе с министром нефти, природного газа и стали Индии Дхармендрой Прадханом. Эта встреча стала логичным продолжением договоренностей, которые были достигнуты главами двух стран чуть более месяца назад.

Развитие диалога

4 сентября с визитом в Россию прибыл премьер-министр Индии Нарендра Моди для участия в V Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке. В этом году Моди был главным гостем ВЭФ, ежегодно собирающего на своей площадке тысячи политиков и бизнесменов со всего света для обсуждения развития Дальнего Востока России и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. Однако его визит не ограничился официальными переговорами с президентом России Владимиром Путиным и участием в панельной сессии форума.

До начала своей официальной программы индийский лидер вместе с Владимиром Путиным воспользовался случаем и посетил уникальный судостроительный комплекс «Звезда», который находится в городе Большой Камень Приморского края и реализуется консорциумом инвесторов во главе с «Роснефтью». Лидеры двух стран осмотрели строящиеся объекты завода, а также познакомились с проектами новейших арктических танкеров и судов, которые будут способствовать увеличению межгосударственного товарооборота.

По итогам визита Моди в Россию лидеры двух стран приняли совместное заявление, в котором договорились о расширении торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В развитие этих договоренностей спустя всего полторы недели глава «Роснефти» Игорь Сечин по приглашению индийского министра Прадхана посетил Нью-Дели. На встрече были подняты актуальные темы сотрудничества, включая энергобезопасность региона, развитие совместных, в том числе перспективных, проектов.

Ответ индийской стороны не заставил себя ждать. Через месяц с визитом в Россию в составе большой бизнес-миссии приехал министр Прадхан. И первым делом он посетил судостроительный комплекс «Звезда», где провел встречу с Игорем Сечиным.

В состав индийской делегации вошли представители государственных структур и деловых кругов Индии, в том числе председатель совета директоров компании ONGC Шаши Шанкар, директор ONGC Videsh Алок Кумар Гупта, директор Bharat Petroleum Лалит Уоттс, представители руководства сталелитейных компаний Tata Steel, Steel Authority of India Limited, JSW, а также угледобывающей Coal India Limited.

Интегральное сотрудничество

В ходе встречи стороны обсудили актуальные темы сотрудничества, в том числе взаимодействие по таким успешно развивающимся проектам, как разработка месторождений Ванкорского кластера и развитие компании Nayara Energy.

«Роснефть» развивает интегральный формат взаимодействия с индийскими партнерами. В основе нашей совместной работы лежат доверие, учет взаимных интересов и долгосрочные перспективы. Работа идет по всей технологической цепочке — от добычи и переработки нефти до нефтехимии и реализации нефтепродуктов. Надеюсь, что сегодняшняя встреча придаст новый импульс дружбе между нашими странами«, — заявил индийским партнерам Игорь Сечин.

С 2016 года индийским компаниям (ONGC Videsh Ltd., Oil India Limited, Indian Oil Corporation и Bharat PetroResources) принадлежат 49,9% дочернего общества АО «Ванкорнефть». Эта расположенная в Красноярском крае компания ведет разработку Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения — крупнейшего из открытых и введенных в эксплуатацию в России за последние 25 лет.

Также консорциуму индийских компаний (Oil India Limited, Indian Oil Corporation и Bharat PetroResources) принадлежит 29,9% в компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», которая владеет лицензиями на участки Центрального блока Среднеботуобинского месторождения и Курунгский лицензионный участок (другими акционерами являются «Роснефть» и ВР). Добыча нефти и газового конденсата здесь в 2018 году составила 2,9 млн тонн, что более чем в два раза выше уровня 2017 года.

С 2001 года индийская компания ONGC Videsh Ltd. входит в состав участников проекта «Сахалин-1» (другими акционерами являются «Роснефть», ExxonMobil и японская Sodeco). В 2018 году в целом по проекту «Сахалин-1» добыто нефти и конденсата свыше 11,63 млн тонн. Потребителям поставлено около 2,48 млрд кубометров газа.

«Роснефти» принадлежит основной пакет акций (49,13%) индийской компании Nayara Energy (что в переводе означает «Новая эра»), в состав которой входят первоклассные активы, в том числе НПЗ в городе Вадинаре мощностью переработки 20 млн тонн в год. Завод является вторым по величине в Индии и одним из самых технологически развитых в мире. В настоящее время Nayara Energy разрабатывает поэтапную программу развития НПЗ «Вадинар». Первый этап предполагает организацию производства нефтехимической продукции, в том числе производства до 450 тысяч тонн полипропилена в год, и выход на индийский нефтехимический рынок. Предварительный общий объем инвестиций в 2020-2022 годах на первом этапе составит 850 млн долларов. Финансирование планируется обеспечить за счет собственных средств индийской компании, а также с привлечением банковского финансирования. Кроме того, рассматривается также возможность увеличения объема переработки на НПЗ «Вадинар» в два раза.

Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

В состав бизнеса Nayara Energy также входит глубоководный порт, который может принимать сверхбольшие танкеры класса VLCC, объемное хранилище для сырья и готовых продуктов, собственная электростанция, покрывающая потребность НПЗ в электроэнергии, железнодорожный терминал, а также одна из крупнейших в Индии розничных сетей, насчитывающая уже около 5,3 тысячи АЗС (расположенные в 27 из 28 штатов Индии). При этом компания планирует дальнейшее расширение сети АЗС.

Проект «Восток Ойл»

Экономист Михаил Делягин отмечает, что интегральный формат взаимодействия индийского рынка нефтепродуктов и крупнейшего нефтяного гиганта России успешно расширяется. «Сотрудничество «Роснефти» с индийскими компаниями приносит стратегическую стабильность и надежные прибыли обеим сторонам и становится одним из ключевых факторов, формирующих Евразийское пространство. «Возможное участие Индии в проекте «Восток Ойл», объединяющем уникальные месторождения Ванкорского кластера и новые сверхперспективные участки с колоссальной ресурсной базой, придаст сотрудничеству еще большую динамику», — отмечает Делягин.

«Восток Ойл» не просто так упоминается экспертом. Обсуждение возможного участия индийских компаний в этом новом масштабном проекте «Роснефти» имело место как месяц назад в Индии во время визита делегации во главе с Сечиным, так и в минувший вторник, 22 октября.

В проект могут быть включены крупнейшие месторождения Ванкорского кластера (Ванкорское, Сузунское, Тагульское и Лодочное), месторождения Паяхской группы, проекта «Ермак Нефтегаз», Западно-Иркинский участок, а также Восточно-Таймырские участки. Кластерный подход к освоению этих месторождений позволит максимально эффективно реализовать их добычный потенциал и обеспечит значительную синергию. К 2030 году добыча нефти в рамках проекта «Восток Ойл» может составить до 100 млн тонн, что позволит выполнить майский указ президента РФ Владимира Путина по загрузке Северного морского пути.

«Восток Ойл» обладает масштабной ресурсной базой. В перспективе будет создан новый кластер мирового уровня», — заявил Игорь Сечин.

Дополнительным конкурентным преимуществом проекта «Восток Ойл» является близость к уникальному транспортному коридору — Северному морскому пути. Его использование открывает возможность поставок сырья с месторождений «Восток Ойл» сразу в двух направлениях: на европейские и азиатские рынки. Транспортировка нефти будет осуществляться танкерами ледового класса Arc7 при частичном сопровождении ледоколами с последующей перевалкой на типовые нефтяные танкеры.

Прогнозы специалистов оптимистичны. По их мнению, реализация проекта «Восток Ойл» позволит освоить уникальный ресурсный потенциал нового кластера и обеспечить загрузку Северному морскому пути (СМП).

Игорь Сечин уверен, что при реализации проекта «Восток Ойл» с учетом больших объемов добычи целесообразно использовать собственный флот. Это позволит гарантировать своевременную транспортировку и нивелировать зависимость от ставок фрахта на рынке. Кроме того, такая логистическая схема даст возможность реализовать высококачественное сырье проекта «Восток Ойл» со значительной премией по отношению к нефти сорта Brent.

Финансовый аналитик Сергей Суверов согласен с тем, что проект позволит загрузить СМП и реализовывать качественную нефть на рынках Азии и Европы со значительной премией по сравнению с Brent. «Конкурентным преимуществом проекта, безусловно, является наличие у «Роснефти» флота и возможности его расширения благодаря уникальным производственным мощностям судоверфи «Звезда», где в рекордные сроки строятся сверхсовременные танкеры. Первый «Афрамакс», судя по сообщению компании, находится уже в завершающей стадии строительства», — комментирует Суверов.

Судоверфь «Звезда»

Важнейшую роль в создании собственного ледового и танкерного флота России должна сыграть судоверфь «Звезда». Этот проект реализуется «Роснефтью» практически с нуля. По сути, это первый центр высокотехнологичного судостроения в нашей стране и одна из ведущих верфей в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

«С 2015 года по поручению президента РФ Владимира Путина проект строительства верфи реализует консорциум инвесторов во главе с «Роснефтью». Всего будет построено 97 объектов: из них 30 крупных промышленных, в том числе 16 объектов первой очереди, основные из которых уже введены в эксплуатацию, и 14 объектов второй очереди. Строительство второй очереди идет опережающими темпами», — рассказал индийским партнерам Игорь Сечин.

У строительства судоверфи в городе Большой Камень есть ряд неоспоримых географических преимуществ. Во-первых, ССК «Звезда» расположен на берегу незамерзающего Уссурийского залива Японского моря, что обеспечивает круглогодичное функционирование верфи. Кроме того, территория граничит с активно развивающимися северо-восточными районами Китая, через Японское море выходит к морским границам Японии, Южной Кореи и других стран АТР. Таким образом, суда будут строиться рядом с потенциальными рынками сбыта. Также завод отличает развитая инфраструктура: недалеко от Большого Камня находится Артемовская ТЭЦ, проходят железная и автомобильная дороги.

Во время визита индийская делегация ознакомилась с ходом строительства «Звезды» и посетила ее ключевые производственные объекты, включая сухой док и достроечный стапель, где в настоящее время ведется сборка первых двух судов: судна снабжения и танкера класса «Афрамакс», строительство которого находится в завершающей стадии. Всего на верфи в настоящее время строится восемь судов: четыре судна снабжения и четыре судна класса «Афрамакс».

На совещании обсуждалась возможность размещения заказов на «Звезде» индийскими компаниями. Технологические возможности судоверфи позволяют строить все существующие и перспективные виды судов, в том числе высокотехнологичные атомные ледоколы, танкеры, газовозы, крупнотоннажные суда, морские буровые, разведочные и добычные платформы, корабли и суда обслуживающего флота, в первую очередь ледового класса.

Производственная программа судостроительного комплекса «Звезда» разработана до 2035 года и насчитывает 178 единиц судов и морской техники различных типов. На сегодняшний день портфель заказов судоверфи составляет 39 судов (с учетом опционов — 59 судов). Пилотную загрузку комплексу обеспечивает «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов.

В составе верфи уже имеются уникальные объекты и оборудование — например, открытый достроечный стапель, который на сегодняшний день является крупнейшим спусковым сооружением в России.

Также среди таких объектов — два крана «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тысячи тонн каждый, транспортно-передаточный док грузоподъемностью 40 тысяч тонн, сухой док, который является одним из крупнейших гидротехнических сооружений мира (габаритные размеры: 485 м х 114 м х 14 м).

Условия участия

Индийские партнеры, судя по всему, впечатлились увиденным. «Нам предлагают стать партнерами в проекте «Восток Ойл», это часть Восточного кластера. И в данный момент наши компании активно рассматривают данные, мы, вероятнее всего, совершим эту инвестицию», — сказал Прадхан на следующий день после визита в Россию.

Он напомнил, что индийские компании не первый год принимают участие в ряде российских проектов. И для дальнейшего углубления сотрудничества необходима поддержка российских властей.

«Мы ищем хорошие возможности для инвестиций во всех отраслях — уголь, нефть и газ. Но развитие Дальнего Востока в основном будет зависеть от руководства России», — подчеркнул Прадхан.

В «Роснефти» ранее также поясняли, что окончательное решение об участии индийских компаний в проекте «Восток Ойл» может быть принято после согласования регулирующими органами стимулирующих инвестиционных условий, обеспечивающих эффективность проекта. «Проект может рассматриваться как основа энергомоста между нашими странами, который обеспечит энергобезопасность Индии в условиях возрастающих геополитических рисков», — поясняли ранее в компании.

«Этот визит, который вот мы сейчас видели, он очень важен. Безусловно, дальнейшие шаги нужны не только со стороны «Роснефти» или правительства Индии, но необходимы шаги со стороны правительства России: нужно привести в соответствие с международными нормами налоговый режим в сфере арктических проектов. Мы видим на примере «Ямала СПГ», что при нормальном налоговом режиме проекты развиваются», — заявил гендиректор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.

«Компания «Роснефть» является старым партнером Индии, на нее можем положиться всегда. В будущем мы планируем увеличить поставки из России по всей номенклатуре углеводородов — по нефти, газу и углю», — заявил также Прадхан.



Россия победила алкоголизм, считает французская газета Le Monde. Так ли это?