«Мое последнее слово впереди»

В «Тихом Доне» Аксинья в исполнении Быстрицкой воспринималась живым портретом настоящей донской казачки. Фото: globallookpress.com

Так всегда говорила Элина Быстрицкая


Не стало Элины Быстрицкой – легендарной Аксиньи в «Тихом Доне» Сергея Герасимова, актрисы, которую даже ее придирчивые коллеги называли самой красивой женщиной всех времен и народов. «Мое последнее слово впереди», любила говорить она, сталкиваясь с кем-то в мнениях и незыблемо веря в свою правоту. Сегодня, к сожалению, уже нам приходится говорить о ней, великой артистке и уникальной личности.

Ее вознес на недосягаемый пьедестал советский кинематограф. Удивительно, но когда сегодня мы смотрим такие фильмы, как «Добровольцы» или «Неоконченная повесть», не возникает ощущения, будто эти ленты устарели. А это потому, что герои в них живые, и их судьбы по-прежнему вызывают отклик в наших сердцах. Не говоря уж о «Тихом Доне», где Аксинья в исполнении Быстрицкой воспринималась живым портретом настоящей донской казачки, так приглянувшейся самому Михаилу Шолохову.

Природные данные этой актрисы, ее красота и человеческое достоинство всегда подкупали зрителей, и когда после «Тихого Дона» она пришла в Малый театр, ее тут же зачислили в труппу, роли посыпались одна за другой. Поразительно, как эта киевская девочка умела безошибочно угадывать тональность классической пьесы, превращаясь, допустим, в английскую леди: незря же ей (в отличие от очень многих) так нравилась Маргарет Тэтчер – настолько, что, будучи у «железной леди» в гостях, она попросила автограф.

Элина Быстрицкая никогда не снималась в том кино, где ей не нравился сценарий, и неслучайно после «Тихого Дона» не выходила на съемочную площадку 25 лет. В театре режиссерам тоже с ней приходилось несладко. Нет, она не капризничала, но ее привлекала художественная правда, достоверность показываемых событий – то, что возможно только на высшем уровне таланта авторов и постановщиков.

Обладая не только звездной внешностью, но и уникальным голосом, Элина Авраамовна удивительно тонко чувствовала внутренний ритм романтических героинь Островского, и так, как она сыграла Кручинину, потерявшую сына («Без вины виноватые»), вряд ли могла сыграть другая актриса, хотя собственных детей у Быстрицкой не было.

Когда в День Победы Элина Авраамовна выходила на сцену и пела в торжественном концерте, глаза слепила не только ее красота, но и блеск многочисленных наград, которые она в этот день по полному праву надевала. Но военные медали она заслужила не актерским трудом – юной девчонкой работала в госпитале и отдавала свою кровь раненым бойцам. Такое не забывается, закаляет характер на всю жизнь.

Это была настолько мощная натура, что нам казалось – Эллина Быстрицкая всегда будет рядом, даже если уже не выходит на сцену, но магия таланта продолжает вдохновлять идущих вслед за ней – великой актрисой и замечательным педагогом. Ведь около 40 лет отдала Элина Авраамовна преподаванию в Щепкинском училище и ГИТИСе. Поэтому церемония прощания с народной артисткой СССР в понедельник на сцене Малого театра превратится для всех нас в расставание с драгоценной, невосполнимой частью национального достояния.




Большинство жителей Екатеринбурга поддержали перенос места возведения храма, выяснил ВЦИОМ.