Аналитики одного из крупнейших в мире инвестиционных банков – Goldman Sachs полагают, что в ближайшее время цены на нефть вновь могут пойти вниз. В качестве возможной причины нового обвала специалисты называют то, что хранилища нефти и нефтепродуктов по всему миру практически заполнены, а следовательно, в перспективе предложение вновь превысит спрос.
По данным Goldman Sachs, запасенные в Европе и США объемы нефти близки к историческому рекорду. «Происходящее напоминает события 1998 и 2009 годов, когда хранилища нефтепродуктов переполнились и цены на сырую нефть резко упали», – отметили эксперты.
Новый прогноз – $31 за баррель
Специалисты банка также сообщили, что в настоящее время объемы добычи нефти существенно превышают мировой спрос на нее. Крайне маловероятно, что в 2016 году на рынке установится баланс.
Обозреватели отмечают, что еще в марте специалисты предупреждали, что превышение объемов добычи нефти над ее потреблением приведет к падению цен. Эксперты отмечали, что ситуация в тот момент находилась в положении неустойчивого равновесия: цена на «черное золото» стабилизировалась на уровне 60 долларов за баррель, а запасы нефти в США достигли максимума за 80 лет. В результате американские нефтехранилища оказались заполнены на 70%. Япония и Европа тоже постарались запастись дешевой нефтью, заполнив свои хранилища на 80% и 90% соответственно.
К концу лета цена на нефть пошла вниз, пробив 50-долларовую отметку, а на минимуме коснувшись планки в $42,2 за бочку. В настоящее время биржевая цена за баррель нефти Brent колеблется у отметки в 48 долларов.
По мнению некоторых американских специалистов, цена может опуститься до отметки в 31 доллар за баррель.
В России верят в лучшее
В начале октября в рамках экономического форума в Сочи вице-президент «Лукойла» Леонид Федун заявлял, что в 2016 году мировая цена на нефть может подскочить до 100 долларов за баррель. Выступавший на том же форуме министр энергетики России Александр Новак сказал, что в 2016 году нефть будет стоить около 60 долларов, и что в течение года на нефтяном рынке ожидаются сильные колебания.
Несколькими днями ранее глава «Лукойла» Вагит Алекперов заявил, что до конца 2015 года цены на нефть останутся стабильными. Обозреватели отметили, что в июне Алекперов прогнозировал, что в ближайшие три года цена на нефть будет колебаться в пределах $60–70 за бочку, а в мае предсказывал в среднесрочной перспективе подорожание до 75 долларов.
Семь бед – один ответ
Впрочем, далеко не все российские руководители рассчитывают на возврат к временам дорогих энергоносителей. В сентябре глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что финансовая система РФ адаптировалась к низким нефтяным ценам, а потому при определенных условиях страна сможет прожить до 15 лет при цене в $50 за баррель.
Тогда же стало известно, что в правительстве просчитывается стресс-сценарий бюджета, в основе которого лежит цена в $30–35 за бочку нефти. Инициатором подготовки плана на случай экстремального падения цен стал глава Минфина Антон Силуанов. По мнению министра экономразвития Алексея Улюкаева, минимальный уровень, до которого могут опуститься мировые цены на нефть, составляет $40, а по расчетам ЦБ – $35 за баррель.
В любом из этих случаев правительство будет вынуждено сокращать расходы на содержание бюджетников и выжимать дополнительные поступления с нефтяников.
Американцам тоже достанется
У американских нефтебодывающих компаний также возникли трудности, даже при существующих умеренно-низких ценах. В первую очередь, падение цен на «черное золото» ударило по индустрии сланцевой нефти.
«Из-за низких цен уходят инвестиции, сокращается количество буровых установок в тех же США: если год назад их было 1600, то сейчас – около 600. То есть больше чем на 50% снизилось количество буровых установок. За последние 3 месяца мы наблюдаем снижение объема добычи примерно на 300 тысяч баррелей», – отмечал в сентябре министр энергетики РФ Александр Новак.
По словам главы российского энергетического ведомства, уход с рынка производителей сверхлегкой нефти – хороший признак, позволяющий надеяться на постепенную стабилизацию рынка.