Новости
Главная Культура 00:25 27 Февраля 2015 3745
Еще не вечер...

Знаменитый режиссер Марлен Хуциев завершает съемки фильма «Невечерняя»

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

На проходящем в Госфильмофонде РФ фестивале архивного кино вызвал ажиотаж показ фрагментов фильма «Невечерняя», над которым Марлен Хуциев работает уже более 10 лет. Легендарный режиссер, автор всемирно признанных шедевров «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), «Июльский дождь», «Был месяц май», «Бесконечность», наконец-то близок к тому, чтобы завершить свой многострадальный фильм о встречах, беседах Чехова и Толстого.

В эксклюзивном интервью «Труду» режиссер, которому в этом году исполняется 90 лет, рассказал, почему так долго страна ждет его незаурядный, судя по замыслу и представленным фрагментам, фильм.

— Марлен Мартынович, как возник дерзкий проект — представить вживе двух классиков?

— Как-то я перечитывал воспоминания Чехова и вновь наткнулся на эпизод о том, как Лев Толстой навестил заболевшего Антона Павловича. Вдруг подумалось: а в наше время возможно, чтобы, в общем, молодого писателя явился проведать кто-то из небожителей — знаменитых писателей, художников, артистов? Вряд ли... Я рассказал о сюжете сыну (Игорь Хуциев, сценарист, режиссер. — «Труд»), он подключился к делу. Предполагалось, что мы ограничимся одним этим сюжетом. Но потом решили снять вторую часть, когда заболел уже Толстой и лечился в Ялте, а его навещал Чехов. Дальше придумалось, что первая, московская часть будет выдержана в черно-белой гамме: такая стилизация под старую хронику. А вторая, ялтинская часть будет в неярком, неброском цвете.

— Фильм двухсерийный?

— Это будут две главы одного фильма. Каким будет окончательный метраж, будет ли фильм предназначен для проката или телевидения — загадывать рано. Есть соблазн сказать, что беру обязательства закончить картину к своему грядущему 90-летию. Но, во-первых, я человек суеверный, и лишний раз упоминать предстоящую дату не стоит. Во-вторых, недавно переболел тяжелым гриппом, и мне надо отдохнуть, набраться сил. В-третьих, неожиданно в последнее время я получил много предложений посетить зарубежные страны. Так что, скорее всего, завершу картину уже в следующем году.

— В вашем фильме Чехов и Толстой говорят о здоровье, о медицине, о жизни и смерти, о душе. Это подлинные диалоги?

— Диалоги в основном писал мой сын. Они опираются на подлинный материал, но это не сборник цитат, а фантазия на тему. Скажем, широко известен факт, что Чехов отбил издателю Суворину телеграмму, что его в больнице навестил Толстой и они говорили о бессмертии. Тема беседы взята реальная, а диалог сочинен.

— Не страшно было сочинять за Чехова и Толстого?

— Мы не пытались имитировать их диалоги. Но стояла и стоит задача максимального приближения к достоверности быта, среды, характеров. Наш фильм может показаться старомодным. Но жизнь меня научила, что картины, в которых во главу угла ставится самодовлеющая форма, быстро устаревают и выглядят архаичными. А если опираешься на сущностные вещи, то фильм живет долго.

— Тем не менее вы снимаете этот важный по всем приметам фильм уже более 10 лет.

— Существует обидная для меня легенда, будто я долго снимаю картины. На самом деле я снимаю быстро, а длительными бывают не зависящие от меня простои. Самые первые и посильные деньги на фильм мне выделил Сергей Лазарук, тогда еще глава департамента Госкино, ныне упраздненного. Я запустился с фильмом, потом мы дособирали средства по крохам, немного подбросил Анатолий Чубайс. Мы успели снять фильм процентов на 60-70, но тут средства иссякли, и мы остановились на восемь лет. За все это время ни один кинематографический начальник не поинтересовался, как дела, не надо ли чем помочь. Хотя несколько лет назад мир отмечал двойной юбилей классиков: 150 лет со дня рождения Чехова и 100 лет со дня смерти Толстого.

— А что же кинематографическая общественность?

— Озабочена своими делами. Все ищут финансирование для собственных картин, кто будет заниматься мною? Предыдущий министр культуры Авдеев отнесся к нашему проекту с необъяснимой холодностью. А к нынешнему министру Владимиру Мединскому я решил не обращаться. Дело в том, что мне долго звонили из министерства, чтобы я забрал орден, который там меня дожидался. Я пришел, решил заодно переговорить с министром. Но его помощница сказала, что министра нет на месте, но они меня обязательно найдут. С тех пор все никак не могут найти...

Спасти картину помог случай. Человек, имя которого я пока не называю, но обязательно назову, когда закончу картину, узнав о моих мытарствах из газет, бескорыстно предложил помощь. И выделил необходимую по смете сумму. На сегодня осталось доснять одну документальную сцену в Ялте и одну небольшую сцену во Владикавказе, связанную с линией Хаджи-Мурата.

— Где вы нашли актеров?

— Мы перепробовали много хороших актеров, но все было не то. А тут вместе с сыном смотрели канал «Культура», по которому давал интервью актер калужского театра драмы Михаил Пахоменко, и нас что-то зацепило. Внешне он не очень похож на Толстого, но его голос, интонации привлекали. А Чехова не могли найти буквально до отъезда в экспедицию. Ассистент по актерам не уставала мне повторять: «Надо ждать Ветрова, должен вернуться Ветров со съемок». И вот Ветров появился, и у меня сердце упало: никакой это не Чехов, ничего общего. На фотопробы времени уже не было, решили сразу делать видеопробы. Владислава загримировали, он вошел в павильон, заговорил — и все сомнения сразу отпали. Потом начались сложности из-за того, что Ветрова не отпускали из театра «Современник», где он основательно занят в репертуаре. Частенько он прилетал к нам всего на день. Камера уже стояла на точке, мы быстро снимали его, и он улетал обратно. Но это не отразилось на результате: и Ветров, и Пахоменко работали самоотверженно, на совесть. И не подвели не только меня, но и Чехова с Толстым...

 

 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9001
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5736
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4359
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4152
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?