Школа на удаленке: что это было?

Главный вывод экспертов: к широкому использованию удаленной учебы оказались не подготовлены ни школы, ни ученики, ни родители. Фото: © Siegfried Kuttig, globallookpress.com

Учеба раньше и теперь - это, как говорил полковник Скалозуб, дистанция огромного размера...


В минувшую субботу, 23 мая, в российских школах прозвучал последний звонок — конечно, символически: школы давно на карантине, ученики и педагоги завершали год на дистанционном обучении. Каков же он, первый опыт учебы на расстоянии? На сей счет много острых и тревожных споров. Заговорили чуть ли не о переходе на такую форму обучения на постоянной основе. Президент Путин вынужден был успокаивать общественность, назвав такие разговоры провокационными... Важное исследование провели специалисты Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова Минздрава России. Его результатами с «Трудом» поделилась известный специалист, эксперт РАН, доктор медицинских наук, профессор Наталья СКОБЛИНА.

К опросам были привлечены 500 родителей из 15 регионов, 650 учителей из 30 регионов, множество школьников.

— Начну с главных выводов, — говорит Наталья Александровна. — К широкому использованию дистанционных форм обучения оказались не подготовлены ни педагоги, ни ученики, ни их родители. Учителям не хватает опыта. Много нареканий вызвали технические проблемы: нервотрепка с интернет-соединением, у ребят не получалось установить специальные программы на компьютеры с устаревшими браузерами. Но еще больше тревог связано с возникающим риском для здоровья школьников: резко возросли нагрузка на зрение, на психику, недостаток физической активности, движения — все это выявлено в ходе нынешнего исследования.

А каково мнение родителей об учебе на удаленке? В абсолютном большинстве отзывы резко негативные. Даже если убрать эмоции, добрых слов о дистанционном обучении практически нет. Вот только некоторые из замечаний по существу от мам и пап.

Дети не усваивают материал. Учителю невозможно удерживать внимание класса. Нет качественного опроса, отсутствует индивидуальный подход. Нагрузка увеличена, стресса много, а качество обучения снижается. Требуются постоянное вмешательство и контроль родителей. Отношения в семье портятся.

А вот еще картинки, нарисованные участниками опроса: «Моя дочь сидит за ноутбуком целый день с утра до ночи. Кошмар!», «У нас двое учеников в семье. И мы видим: дети стали уставать, болит голова, ухудшилось зрение», «За полтора месяца ребенок из нормального превратился в плохо спящего зомби с больными глазами и нервными срывами...», «Какое дистанционное обучение? У меня пятеро, все учатся. Как разместить их, чтобы друг другу не мешали? На какие шиши купить им компы и прочую оргтехнику?».

Понятно, в чрезвычайных обстоятельствах такая форма обучения как временная — это выход. Но рассуждать о ее преимуществах и распространении в будущем на все российское образование — это действительно закладывать бомбу под завтрашний день — так можно сформулировать общее мнение людей, участвовавших в исследовании. В завершение всем им задавали вопрос: «Хотели бы вы, чтобы дистанционное обучение стало основной формой?» Абсолютное большинство респондентов (95,4%) ответили отрицательно.

Но это цифры. А вот вам простой пример из жизни школяров, грызших науку нынешней весной. Пятикласснику дают задание: в стакан налить несколько видов жидкости разной консистенции, которые не должны смешиваться. При этом каждый слой должен быть хорошо виден. После этого надо бы сфотографировать стакан, фото отправить учителю. В рекомендациях предлагалось использовать кленовый и кукурузный сиропы, керосин, спирт с контрастным красителем... Где, скажите на милость, у нас искать кленовый сироп? Не в Канаде, чай, живем. А керосин? В общем, два часа пятиклассник вместе с родителями экспериментировал, в ход пошли растительное масло, компот, раствор для мытья посуды, молоко, водка. Четкого разделения слоев жидкости не получалось, но фото отправили, чтобы было видно: мальчик старался. А ведь в условиях школы подобные опыты легко проводились и полвека, и век назад.

Зато теперь резко выросла загруженность гаджетов, которыми пользуются ученики.

— Общее время пользования школьниками стационарных и мобильных электронных устройств возрастает у многих на 3-4 часа в сутки, — делится Наталья Скоблина. — А это, сами понимаете, не способствует ни усвоению материала, ни здоровью. Дополнительные нагрузки ведут к проблемам не только со зрением, но и с опорно-двигательным аппаратом и с психикой. При ежедневном многочасовом общении с мерцающими экранами негативное воздействие на организм усиливается.

Жалобы на самочувствие, по словам профессора, появляются у трети школьников уже в течение первого часа работы, еще у четверти ребят — в течение второго часа, 60% учащихся указали на усталость глаз, 40% — на головные боли, у стольких же возникли неприятные ощущения в спине. Меняется образ жизни школьников, в том числе режим дня: сокращается время ночного сна, уменьшается двигательная активность...

Что дальше? Будет ли востребовано дистанционное обучение в новом учебном году? Это вполне возможно, ведь медики не исключают второй волны коронавируса в предстоящий осенне-зимний период, а значит, Министерству просвещения и школам предстоит готовиться к новому экзамену. А для этого надо подготовить понятные детям, ярко проиллюстрированные материалы. Нужны специальные электронные образовательные программы и платформы. Особое внимание — электронной технике и в школах, и в семьях. Она должна быть проверена, в ряде случаев заменена за счет бюджета. А еще очень важно определить здоровый режим труда и отдыха школьников, выработать подробные рекомендации...

— Многие специалисты, и я в их числе, считают, что длительность учебных занятий в дистанционном режиме должна быть сокращена, — подытоживает Наталья Александровна, — а перемены — составлять минимум 20 минут. И детей надо приучать к активному проведению этих перемен: двигаться, делать гимнастику для глаз. А хотя бы на один день в неделю хорошо бы полностью отказаться от использования школьниками электронных устройств.

Что же касается учителей, то необходима широкомасштабная их подготовка для дистанционного преподавания, отработка методик и педагогических приемов. Придется подумать и об условиях труда педагогов, о внесении корректив в учебное расписание.

Словом, к дистанционному обучению, даже вынужденному, нужно всерьез готовиться.

P.S. Насколько будет востребовано дистанционное обучение в новом учебном году? Медики не исключают второй волны коронавируса, а значит, Министерству просвещения и школам предстоит готовиться к новому экзамену.

 



Должна ли вакцинация от коронавируса быть обязательной?