09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИЛ-18: СМЕРТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Степанов Александр
Опубликовано 01:01 27 Октября 2000г.
Крупнейшая за последние годы катастрофа произошла в наших Военно-воздушных силах. Вечером в среду при заходе на посадку на аэродром города Батуми (Аджария) в сложных метеоусловиях врезался в гору Мтирала (в переводе - "Плачущая гора") и взорвался российский военный самолет Ил-18. Все члены экипажа и пассажиры, находившиеся на его борту (по последним данным, 86 человек) погибли.

В Министерстве обороны РФ абсолютно исключают, что причиной трагедии стало плохое техническое состояние самолета или обычная сегодня для наших ВВС низкая выучка экипажа. Разбившийся Ил-18 входил в состав 8-й авиадивизии особого назначения, базирующейся в подмосковном Чкаловске. Ее самолеты регулярно возят грузы и пассажиров. В числе последних и руководство Минобороны. Поэтому налет и выучка экипажей ни у кого сомнений не вызывает. Так, находившийся на борту "Ила" заместитель командира экскадрильи летчик 1-го класса подполковник Андрей Староверов только в нынешнем году провел в небе, по данным Главного штаба ВВС, 350 часов. Результат, которому подавляющее большинство наших военных пилотов может только позавидовать.
Сами самолеты Ил-18, конечно, давно устарели. Летают они с 1959 года. Всего с той поры построено около 700 таких машин. Однако, по мнению специалистов, это сказывается главным образом на комфорте для пассажиров: сильный шум в салоне, болтанка и т.д. А вот по части надежности претензий к Илам нет ни у кого. В Главном штабе ВВС не сразу и вспомнили, когда с самолетами этого типа случались хотя бы авиапроисшествия. Потом уточнили: последняя катастрофа с ними была не менее 25 лет назад.
Скорее всего, считают военные специалисты, разгадку трагедии на "Плачущей горе" следует искать в работе наземных служб аэродрома Батуми. Вчера служба навигации Грузии сообщила, что Ил-18 на посадку должен был заходить со стороны моря. Однако, пытаясь обойти грозовой фронт, лег на курс, проходящий над горами. Но пилоты сами ни при каких условиях не имеют права лично выбирать посадочный курс. За них это делают аэродромные диспетчеры. Поэтому, видимо, вовсе не лишним будет личное участие в расследовании катастрофы президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, который, отложив дела, срочно прибыл в Батуми. Пока в Министерстве обороны РФ известно, что при заходе на посадку на борту Ил-18 все было нормально. В 17 часов 18 минут экипаж доложил расчетное время посадки и получил разрешение на снижение с высоты 3000 метров. А в 17 часов 22 минуты отметка от самолета внезапно исчезла с экранов локаторов.
Впрочем, обращает на себя внимание и еще одна странность. Почти весь вчерашний день сообщения о количестве погибших на Ил-18 противоречили одно другому. Вначале говорили о 64 пассажирах и 11 членах экипажа. Потом в МЧС России дали другую цифру - всего погибших 82 человека, в том числе 8 детей. Чуть позже уточнили - на борту было, оказывается, 83 человека... Более определенно сразу было известно только одно: это был плановый почтовый рейс из Чкаловска. В Ил-18 были в основном военнослужащие 12-й военной базы группы российских войск в Закавказье и члены их семей, возвращавшиеся к месту службы из отпусков и командировок.
Надо признать, подобная неточность для любой авиации, особенно военной, прямо-таки обескураживающая. В ВВС полагают, будто все запутали пограничники, осуществляющие в Чкаловском паспортный контроль. Это в их компьютере, говорят военные, вышел такой разнобой. Как бы там ни было, начальнику инспекции безопасности полетов генерал-полковнику Анатолию Тарасенко, возглавляющему комиссию по расследованию катастрофы Ил-18, наверняка теперь придется весьма пристально поинтересоваться и организацией работы на российском военном аэродроме Чкаловский.
* * *
Первыми к месту катастрофы прибыли спасатели департамента МЧС Аджарии. Как сообщил корреспонденту "Труда" дежурный департамента, о падении самолета им сообщили местные жители. Информацию о трагедии передали грузинским и российским военным, специальные команды немедленно направились на гору Мтирала. В первые же часы на место трагедии прибыло около 200 человек: 150 военнослужащих из российской военной базы в Батуми, более 50 грузинских спасателей и сотрудников спецподразделений МВД Грузии. Уже более суток они не прекращают работу. "Сейчас весь личный состав департамента МЧС Аджарии находится возле упавшего самолета", - подчеркнул дежурный.
После полуночи в Адлер вылетели специалисты "Центроспаса", Центра по проведению спасательных операций особого риска "Лидер", спасатели и оперативная группа МЧС. Вместе с людьми был доставлен и легкий вертолет БК-117 для проведения поисковых работ. Из-за сильного дождя и плохой видимости российским спасателям пришлось долго томиться в аэропорту, дожидаясь разрешения на вылет.
Президенты России и Грузии Владимир Путин и Эдуард Шеварднадзе в телефонном разговоре договорились вчера о слаженном взаимодействии соответствующих служб двух стран. Руководство всеми работами возложено на председателя Верховного совета Аджарии Аслана Абашидзе. Российскую государственную комиссию по расследованию катастрофы возглавил секретарь Совета безопасности Сергей Иванов. Владимир Путин поручил правительству оказать помощь членам семей погибших.
* * *
Главком ВВС и ПВО Анатолий Корнуков, комментируя это трагическое событие, сказал: "Экипаж был профессионален настолько, что о его неподготовленности не может быть и речи". Он исключил также техническую неисправность машины, полагая: виной всему - сложные метеоусловия.
Авиационные специалисты в один голос утверждают, что Ил-18 - один их самых надежных самолетов, который может лететь даже на одном двигателе. Впрочем, вряд ли это утешит создателя Ил-18 Генриха Новожилова. Сегодня ему исполняется 75 лет, и вот такое несчастье.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников