Верещагин войну не любил. Знаменитый русский художник, прославленный баталист, он мечтал писать пейзажи, города, людей в их живом естестве и природном очаровании. «Я всю свою жизнь хотел писать солнце», - скажет он, будучи уже зрелым мастером, известным на весь мир автором таких картин, как «Апофеоз войны», «Смертельно раненный», «После удачи» и «После неудачи», живописного цикла «Наполеон 1 в России».
Его по этим картинам в основном и знают. «Другого» Верещагина, пейзажиста и портретиста, знатока Востока и страстного путешественника, открывает отечественному зрителю (и, конечно, не только ему) масштабная выставка в Русском музее. Более 220 произведений Василия Васильевича представлены в эти дни в корпусе Бенуа этого музея. Часть из них, и немалую, предоставили для показа в Петербурге Третьяковская галерея, Новгородское, Псковское, Костромское хранилища, частные коллекционеры.
Посвящена выставка 175-летию со дня рождения художника. Солидный срок для того, чтобы узнать и понять живописца. При условии, что работы того доступны зрителям, выставляются регулярно и в полном объеме. То, что случилось с Верещагиным, познавшим славу ещё при жизни, совсем молодым человеком, иначе как парадоксом не назовешь.
.jpg)
Старуха нищенка 96 лет, 1889 г. И портрет, и оригинальная рама - творение В. В. Верещагина
У нас в Русском музее большой его выставки не было ни разу, - призналась Евгения Петрова, заместитель директора крупнейшего в мире собрания русской живописи. - Была совсем маленькая, я бы сказала, скромная много лет назад. Объективно судить по ней о его творчестве, не приходилось. Объяснение этому у меня только одно. Его имя знают практически все, причем, с детства. Оно упоминается в школьных учебниках. Репродукции картин нередко печатаются в журналах. И это дает основания людям думать, что они с Верещагиным на «ты». На самом деле, мы, родившиеся во второй половине ХХ - начале ХХ1-го веков, не знаем его так, как знали современники - во всем гениальном многообразии Верещагина. А он был замечательным рисовальщиком, прекрасным пейзажистом, талантливым декоратором, удачливым коллекционером.
Талант декоратора открылся у него с началом активной выставочной деятельности. За свою жизнь (недолгую даже по тем временам, 62 года), художник с помощью брата Александра организовал более шестидесяти вернисажей как в России, так и в Западной Европе, в США. Пользовались те огромным успехом. Очереди выстраивались километровые – почти как на Айвазовского минувшей зимой в Петербурге, на Серова годом раньше в Москве. А спустя всего несколько после гибели Верещагина в 1904 году на подбитом японцами броненосце «Петропавловск» - ни каталогов, ни выставок, редкие публикации…
К слову, японцев и Японию он любил. Как вообще Восток. Его работы, посвященные природе и людям этой части Земли, впечатляют не меньше, чем философичные батальные. Чего стоит хотя бы «Перевал Барскаун» из «киргизских мотивов». Или «Хор дервишей, просящих милостыню»…
.jpg)
«Японский нищий», 1903 г.
Но, возвращаясь к Верещагину-декоратору. В полной мере проявилась эта черта его многогранного таланта при подготовке своих выставок. Едва ли не главную роль он отводил в них умелой подаче своих картин. Видя таковую и в создании особой атмосферы в залах (стены, а часто и окна в них были затянуты специальной тканью, везде стояли экзотические цветы, играла музыка), и в рамах. Он сам придумывал их. А потом оплачивал изготовление и доставку. И возил с собой по тем городам и странам, где выставлялись его полотна. Сын художника вспоминал, что при переезде одной выставки из Парижа в Петербург ящики с картинами в рамах «заняли четыре железнодорожные платформы».
Стоило того! Глядя сейчас на полотна гениального живописца (а в том, что Верещагин был таковым, сомнений нет, это признавал даже его коллега Илья Репин, сам несомненный гений), невозможно не восхищаться их обрамлением. Массивные, нарядно декорированные, покрытые сусальным золотом, с включенными в них надписями, рамы эти действительно впечатляют!
Ещё он был собирателем. Увлекшись Русским Севером, объехав его большие и малые населенные пункты, вернулся домой с богатой коллекцией старинных нательных крестов, серег, расписного печного кафеля, вышивки. А ещё привез народные женские головные уборы, пуговицы, иконы, рукописи. Многое из этого собрания было передано потом в Русский музей. Часть его можно увидеть на нынешнем вернисаже.
Это традиция выставок Русского музея: представить мастера, так сказать, во всей красе, познакомив не только с его работами, но и с ним самим.
Между тем
Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» открылся 27 января в Севастополе на базе Центральной городской библиотеки имени Л.Н.Толстого. Он стал уже вторым в Севастополе (после местного филиала Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова) и третьим в Крыму. Библиотека города русских моряков славится богатым книжным фондом, а также доступностью к современным информационным ресурсам. Она – одна из самых посещаемых на полуострове, за год здесь бывает до 15 тысяч читателей. В свою очередь, медиатека музейного проекта насчитывает более 500 мультимедийных программ, фильмов и игр, созданных на основе произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства из собрания хранилища. Всё это позволит сделать доступной коллекцию Русского музея для более широкой аудитории.
Ещё один виртуальный филиал музей открыл в апреле в Португалии, в колледже искусств Университета города Коимбра, который входит в тройку лучших вузов португалоязычных государств.