Главная Культура 18:26 28 Июня 2018 3804
Кири-ку-ку — царство наше на боку

Геликон-опера показала, что с нами будет, когда «жареный петух клюнет»

Сергей Бирюков
Шемаханская царица (Юлия Щербакова) в конце концов-таки положит Додона (Михаил Гужов) и его царство на бок. Фото Антона Дубровского, предоставлено Геликон-оперой

Вот так ходишь в силу журналистских обязанностей по премьерам – на одних умильно качаешь ножкой в такт, на других откровенно скучаешь. И никогда не знаешь, где по-настоящему рванет. Или клюнет – в хорошем, конечно, смысле.

На этот раз «рвануло» и «клюнуло» в Геликон-опере. Нет, не Сорокин, не Серебренников и никто другой из скандалистов сегодняшнего театра. Римский-Корсаков – «Золотой петушок». Классика из классик. Но трудно придумать что-либо зубодробительней – по авангардной до сих пор музыке. По динамитному тексту. А еще – по тому, как его подали в одном из самых востребованных московских музыкальных театров (в копродукции с Немецкой оперой на Рейне, Дюссельдорф).

Начнем с текста. Сказку Пушкина мы, конечно, любим с детства, а став взрослыми, оцениваем ее иносказательную иронию. Но это всего четыре книжные странички. Владимир Бельский – редчайший случай – смог развить и многократно усилить самого Пушкина. А главное – это актуально абсолютно на все времена. Уж в России – точно: «По законам? Что за слово? Я не слыхивал такого. Моя прихоть, мой приказ – вот закон на каждый раз» – думаю, эти слова царя Додона (бас Михаил Гужов) мог бы пропеть, попади он в оперную сказку, едва ли не любой современный начальник. А история с воеводой Полканом (Сергей Топтыгин), который пусть неотесан, но хоть как-то беспокоится о безопасности государства – и его же за назойловость гонят, хуже – подозревают: «Он с врагом не заодно ли?»

Потому что милее всего на свете нам – правильно, «сон». Когда спокойно, тихо, стабильно. Когда можно «царствовать, лежа на боку». А как еще царствовать, если все равно «щит весь ржавчиной изъеден… и колчан стрелами беден». Спасибо – народ (хормейстер Евгений Ильин) тебя понимает, в подавляющем проценте поддерживает, ибо сам поспать вволю не дурак, и даже провожая на бой, уговаривает: «Ты себя-то соблюди, стой все время позади».

В режиссуре Дмитрия Бертмана практически нет пресловутого «а ля рюс». Царь и его челядь носят вполне сегодняшние министерские костюмы. Только Звездочет (тенор Михаил Серышев), Шемаханская царица (сопрано Юлия Щербакова) и Петушок (Майя Барковская) имеют традиционный сказочный вид: они – посланники вечности, в миллионный раз разыгрывающие для публики людскую драму самоуправства и глупости, теперь – на примере наших современников. Зато сколько остроумных деталей. Дураки-царевичи (тенор Вадим Летунов и баритон Константин Бржинский) не поубивали друг друга за Шемаханскую царицу, а просто перегуляли с этой девицей-суперагентом до полной потери человеческого облика, за что получают от отца по морде. Сама Царица, сопровождаемая балетом в духе пародийного варьете (хореограф Эдвальд Смирнов), поет знаменитую супервиртуозную выходную арию на трех «вражеских» языках – французском, немецком и английском, сразу давая понять, что она – перевертыш. Народ в третьем действии дивится тому, что давно не слышал голос Золотого петушка, возвещающего о мире или войне – а мы в это время видим, как временщица-Ключница (меццо Лариса Костюк) смачно доедает здоровенную жареную куру: зачем нам СМИ… то есть, тьфу – интеллигенция… то есть, тьфу – петух, который мешает спокойно жрать и спать?

Понятно, кончается все плохо: держава, не знающая законов и сжирающая тех, кто говорит правду, рушится – сама оказывается на боку. Печальное назидание.

Но кроме грустной морали, у спектакля есть громадный бонус – гениальная музыка Римского-Корсакова, великолепно поданная прекрасным, ровным составом поющих актеров и оркестром под водительством легендарного Владимира Федосеева (во втором составе это молодой талантливый Валерий Кирьянов). Слушаешь и ахаешь: да это же Прокофьев взял! Да тут Равель горстями зачерпывал! А там композиторы всяких кинотриллеров приложились, вплоть до «Основного инстинкта»!

Правда, вспоминаешь и то, что Римского-Корсакова уморила цензура, не пропускавшая его с сатирическую оперу, и композитор умер в тяжкой обиде, так и не увидев свое последнее творение на сцене. Ничего не напоминает из сегодняшних, по-прежнему далеко не вегетарианских поползновений власти в отношении творчества?

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3586
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3331
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

Роман о «грязном мире российской олигархии», который написала Риз Уизерспун, попал в топ бестселлеров The New York Times

Труд
Откуда Риз известны реалии Рублевки, звезда «Блондинки в законе» не уточняет. Фото: Giada Papini Rampelotto/EuropaNe, globallookpress.com

Обладательница премии «Оскар» Риз Уизерспун совместно с автором детективов Харланом Кобеном написала роман. Главная героиня — военный хирург Мэгги Маккейб. Ее муж погибает, сама она из-за ошибки лишается медицинской...

В свет вышла книга-исповедь журналиста Евгения Широкова

Анатолий Журин
Труд
Евгений Широков. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Редко кому удается в таких подробностях сохранить в памяти события, свидетелем которых тебе выпало быть за 65 лет служения своему делу. У моего старшего товарища, журналиста от Бога Евгения Широкова это получилось....

Разговор с Марией Кирилловной Лавровой - о профессии, родителях и жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото: Yury Pilipenko, globallookpress.com

Фамилия Лаврова обязывает и дисциплинирует, с ней невозможно халтурить ни на сцене, ни в жизни, считает продолжательница династии, дочь прекрасного актера Кирилла Лаврова. Сама Мария Кирилловна — заслуженная...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Volkmar Heinz, globallookpress.com

Эти чудеса рядом с нами. Кажется, только руку протяни — и вот они, возникшие из памяти, из детских ощущений, которые и спустя десятилетия не выцветают, не утрачивают запахи и звуки. Многие громкие...

Культура 19:01 / 06 Декабря 2025 2975
Куда смотрят женщины?

Онлайн-кинотеатр KION накануне Дня матери попытался выяснить предпочтения женской составляющей аудитории

Труд
Среди любимчиков наших зрительниц - герой Павла Прилучного в сериале «Жизнь по вызову». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Онлайн-кинотеатр KION накануне Дня матери попытался выяснить предпочтения женской составляющей аудитории и, в частности, то, как они меняются с возрастом и какие фильмы и сериалы чаще всего попадают в повторные...

Андрей Николаевич приступил к созданию своей радиостанции

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Пожалуй, за долгие годы измерений телесмотрения компанией «Медиаскоп» такой случай встречается впервые. Вот уже который месяц подряд на верхних строчках лучших передач среди всех зрителей оказываются только два проекта....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?