В четверг, 28 ноября официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин выступил с заявлением, которое многие СМИ восприняли как сенсационное. В отношении бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова все-таки возбуждено уголовное дело, – по статье «халатность». Ущерб от действий, совершенных экс-главой военного ведомства, следствие оценивает в 56 миллионов рублей.
Как стало известно прессе, дело, по которому Сердюков теперь является подозреваемым, связано с благоустройством элитной базы отдыха «Житное», расположенной в дельте Волги и принадлежавшей Валерию Пузикову, мужу родной сестры экс-министра, Галины. Следствие, в частности, отмечает, что дорога к коммерческому объекту строилась силами Министерства обороны и за государственный счет.
«Готов к труду и обороне»
Адвокат экс-министра Константин Ривкин уже прокомментировал журналистам заявление представителя СК, отметив, что его подзащитный намерен сотрудничать со следствием и будет давать показания.
Вот чего Сердюков, по словам адвоката, точно делать не собирается, так это признавать своей вины. Он многократно заявлял об отсутствии нарушений в своей деятельности на посту главы военного ведомства, – заявил Ривкин.
«Анатолий Эдуардович готов к труду и обороне, он законопослушный гражданин», – сказал адвокат.
Уведомления о возбуждении дела, по словам Ривкина, защита экс-министра пока не получила. Однако ранее другому адвокату пришла повестка о вызове Сердюкова на допрос в качестве свидетеля.
«Мой коллега Генрих Падва получил повестку о вызове на допрос в пятницу, в 10:30, – рассказал Ривкин. – Однако мы ходатайствуем перед СК, чтобы допрос был перенесен на вторник следующей недели, потому что адвокат Падва непрерывно занят в процессе в Мосгорсуде».
ЛДПР: чаще сажают несогласных с властью бизнесменов, чем коррупционеров
Вскоре после громкого заявления Маркина стали поступать комментарии от российских политиков и представителей Госдумы. Одним из первых на новость о возбуждении дела отреагировал вице-спикер Думы, член ЛДПР Игорь Лебедев.
«Приятно, что хотя бы одно уголовное дело после столь громких разоблачений, которые проходили в СМИ, было заведено против него, где он проходит не как свидетель, а как обвиняемый», – заявил он, добавив, что в нашей стране чаще сажают бизнесменов, не согласных с властью, чем реальных коррупционеров, которые воруют в открытую.
Также Лебедев выразил надежду, что решение по уголовному делу будет объективным, и что это – лишь первый шаг следствия, поскольку сумма причиненного ущерба, озвученная представителями СК сейчас, несопоставима с теми, что назывались в прессе ранее.
Общественность всегда хочет, чтобы коррупционеры понесли заслуженное наказание, – отметил Лебедев. Однако уголовное право устроено непросто, и довести дело до приговора бывает порой проблематично.
«Впечатление, что команда юристов, которая работала под началом Сердюкова, довольно грамотно все проводила, что сейчас следствию сложно доказать вину», – сказал депутат.
Помощь родственнику как служебная необходимость
Первоначально Анатолий Сердюков оказался в центре коррупционного скандала в конце октября прошлого года, когда стало известно о масштабных махинациях при сделках с землей, недвижимостью и акциями, принадлежащими ОАО «Оборонсервис». По фактам мошеннических действий, нанесших, по мнению следствия, ущерб государству в 4 с лишним миллиарда рублей, было возбуждено пять уголовных дел. Вскоре после этого, 6 ноября, приказом президента Владимира Путина Сердюков лишился своего поста в Минобороны.
С главной фигуранткой «дела Оборонсервиса», Евгенией Васильевой, у экс-министра, – полагает и следствие, и СМИ, – в течение некоторого времени были близкие отношения. Тем не менее, сам Сердюков по этому делу проходит только свидетелем. На вопрос «почему», заданный в начале осени журналистами, все тот же председатель СК Маркин ответил, что «не может этого объяснить».
Что касается дела о халатности, по которому Сердюков стал подозреваемым, то оно касается строительства дороги к элитной базе отдыха «Житное», расположенной в Астраханской области, и благоустройства самой базы, которая, как давно уже известно следствию, принадлежала зятю Сердюкова Валерию Пузикову.
Дорога протяженностью в 6,7 километров и несколько мостов в окрестностях «Житного» строились с использованием военнослужащих и военной техники. Солдаты-срочники занимались и озеленением территории комплекса.
Сам Сердюков уже давал показания по данным эпизодам, и в своем письменном заявлении, предоставленном следователям, объяснил свои действия, равно как и участие в проекте нескольких других чиновников от Минобороны, «служебной необходимостью». Бойцы зенитно-ракетных войск ПВО, несущие тяжелую и порой опасную службу на находящемся рядом полигоне Ашулук, нуждаются в качественном отдыхе, – отметил экс-министр. Так что министерство собиралось снабжать их льготными путевками.
На самом же деле, – отмечают обозреватели, – «Житное» посещали в основном VIP-персоны: сам господин Сердюков и люди из его ближайшего окружения. За это жители окрестных поселков прозвали базу «дачей Сердюкова».