В двух запусках от Луны

Американцы собираются высадиться на Луну через пять лет. А мы, если ошибемся с выбором пути, останемся далеко за бортом. Фото: © Friedrich Saurer, globallookpress.com

Через 60 лет для посадки астронавтов на Луну нам потребуются уже два запуска ракеты-сверхтяжа. Так это шаг назад?


— На будущей лунной базе, которую в ближайшие годы собираются строить США, а позже и Россия, одна из острейших проблем — радиация. Защита экипажа там должна быть мощнее, чем на МКС, летающей вокруг Земли, — говорит руководитель Службы радиационной безопасности пилотируемых космических полетов Института медико-биологических проблем РАН Вячеслав ШУРШАКОВ. — Хотя и на МКС облучение космонавтов немаленькое — 0,3-0,8 миллизиверта (мЗв) ежесуточно, или в вдвое больше дозы, получаемой во время рентгена грудной клетки в поликлинике. Но на Луне поток заряженных частиц существенно выше, доза составит уже 1,4 мЗв в сутки. За год экипаж без дополнительной защиты может там получить критически опасную дозу.

Как долго будет длиться вахта на Луне одного экипажа в период строительства станции: две недели, месяц, три месяца? Частая смена экипажа — дорогое удовольствие, а длительное пребывание там опасно. На одних роботах такой проект не вытянуть.

— По мнению конструкторов, с которыми я беседовал, создание лунной базы потребует таких колоссальных денег, которые будут просто неподъемны для страны, тем более после глобального кризиса, — делится мой собеседник. И берется за расчеты.

Итак, каждый запуск сверхтяжелой ракеты может стоить, по предварительным расчетам независимых экспертов, порядка 100 млрд рублей (в США оценивают запуски американской сверхтяжелой SLS от 2 до 1 млрд долларов). При строительстве лунной базы для краткосрочной высадки экипажа на поверхность Луны потребуется как минимум два запуска сверхтяжелой ракеты. Сверхтяжелый «Енисей» доставит 20-тонный корабль «Орел» с экипажем из трех человек на лунную орбиту. Другая ракета «Енисей» выведет на ту же орбиту 22-тонный лунный взлетно-посадочный комплекс (ЛВПК). После стыковки двое перейдут из «Орла» в ЛВПК и совершат посадку на Луну. Такова в общих чертах схема предстоящей экспедиции.

Но ведь американская ракета «Сатурн» выводила на околоземную орбиту 140 тонн, а к Луне доставляла и основной космический корабль с экипажем, и 15,5-тонный ЛВПК. Через 60 лет для посадки астронавтов на Луну нам потребуются уже два запуска сверхтяжа. Так это шаг назад?

Но продолжим подсчеты. Стоимость даже краткосрочной высадки экипажа на Луне обойдется в 300 млрд рублей. А сколько потребуется полетов для развертывания лунной базы? Американцы насчитали 17 миссий. Поверим им. И что же получается? Только транспортные расходы выливаются в 5 трлн рублей. А открытый бюджет Роскосмоса (без учета оборонного заказа) на нынешний год составляет 176 млрд. Многократное увеличение бюджета очень далеко от реальности. Получается, идем в тупик. Стоит ли терять три — пять лет, после которых можем оказаться на обочине мировой космонавтики?

Дуглас Ловерро, один из руководителей пилотируемой программы NASA, сообщил журналистам, что в целях ускорения развертывания базы на Селене решено на данном этапе отказаться от использования широко разрекламированной ранее лунной орбитальной станции Gateway в пользу более упрощенной схемы. После подписания президентом Трампом указа, закрепляющего право американцев на добычу лунных космических ресурсов, интерес к освоению естественного спутника Земли возрос.

— Мы подошли, может быть, к последней развилке, — считает Шуршаков. — Есть ли у нас идеи и возможности, чтобы начать свою лунную программу в более экономном варианте? Пожалуй, есть.

Одно из самых интересных предложений — использовать двухпусковые схемы. Сначала летит корабль, потом разгонный блок. Они должны по техническим условиям быстро стыковаться на околоземной орбите. Сегодня мы научились осуществлять надежные быстрые стыковки. Второй момент: если использовать в схеме околоземную орбитальную станцию, то экипаж может ожидать прибытия разгонного блока, находясь на ее борту. Только за счет того, что мы откажемся от прямого полета к Луне, можно будет снизить стоимость доставки экипажа на ночное светило в полтора раза.

Конечно, всегда трудно отказываться от заранее принятых схем. Хотя те же американцы не побоялись крутого разворота. Кстати, год назад в «Труде» аргументированно критиковалась лунная программа NASA (статья «Расчеты и мечтания — 2» из номера № 031 за 07 мая 2019 г.). Сегодня США принимают решение о прямой посадке на Луну без использования промежуточной станции Gateway.

— Двухпусковая система — лишь один пример, есть и другие интересные идеи, — завершает беседу Шуршаков. — Их реализация при создании лунной базы может дать экономию в расчете на шесть лет, исчисляемую триллионами. Но нужны заинтересованные инициаторы, которые запустят процесс обсуждения. Иначе нашу космонавтику ждет невеселое будущее...

Практик 07 Мая 2020, 21:38
Сергей! Пора взрослеть! Были они на Луне, были! А мы нет! :((( И не надо прятаться в песок!
Всем: Автор правильно вопрос поставил, надо искать эффективные пути достижения Луны! Иначе кроме молитв типа их там не было! у нас ничего не останется!
Практик 30 Апреля 2020, 20:27
Сергей! Пора взрослеть! Были они на Луне, были! А мы нет! :((( И не надо прятаться в песок!
Всем: Автор правильно вопрос поставил, надо искать эффективные пути достижения Луны! Иначе кроме молитв типа их там не было! у нас ничего не останется!
Сергей 29 Апреля 2020, 06:34
Ну мечтать конечно не вредно, но все таки будьте реалистами. Нам с Вами до луны ой как еще далеко! Это раз. Второе, американцы ни когда не были на луне, это факт, иначе бы они там уже понастроили небоскребов. Политико-киношное шоу этот их полет. И наконец три - лучше давайте на Нашей планете матушке сначала порядок наведем!!!



Турция и Италия готовятся открыть границы для иностранных туристов. Когда наконец откроют, вы поедете?