Главная Культура 23:13 29 Мая 2016 2312
За чем именно «Шинник» и байкеры едут в музей

Журналист «Труда» побеседовал с куратором проекта «Предметный разговор» Ярославского музея-заповедника Екатериной Змеевой

Виктория Пешкова, Ярославль - Москва

Фестиваль «Интермузей» по праву называют главным событием в музейном календаре. Но яркий и шумный праздник заканчивается, участники возвращаются домой. И там-то, в родных стенах, и протекает самое важное — повседневная жизнь музея. А она не такая уж тихая, скучная и чинная, как может показаться.

Двинутого на гаджетах посетителя сегодня не увлечешь обычной экскурсией, а это и есть узаконенный традицией способ общения музея с публикой, где перевод с «академического» на «человеческий» идет в режиме монолога. Ломать столь прочно укоренившийся стереотип непросто. Особенно если ты не знаменитый федеральный, а скромный региональный музей. К тому же в интернете множатся платформы, позволяющие, не вставая с дивана, заглянуть в самые знаменитые музеи мира. Ну и что же надо придумать, чтобы подвигнуть жителя Тулы или Сыктывкара прийти в местный музей, уступающий в статусе и раскрутке Лувру с Эрмитажем? А ведь ему, музею, надо госзадание выполнять, деньги зарабатывать...

Форум «Музейный гид», который Благотворительный фонд Владимира Потанина традиционно проводит в рамках фестиваля «Интермузей», на сей раз проходил под девизом «Следующий шаг!». Как раз в духе извечно-классического «Что делать?». Собственно, сей «гид» и есть своеобразный компас, выявляющий новые векторы развития. Один из главных трендов — междисциплинарный подход, изменение форматов партнерского взаимодействия, стратегии подключения к музейной деятельности новых аудиторий. А еще как ни странно — живые человеческие истории.

Как все это сосуществует, «Труд» выяснил у Екатерины ЗМЕЕВОЙ, старшего научного сотрудника Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Ее проект «Предметный разговор» стал одним из победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире».

— Наш проект и есть собрание живых историй, — рассказывает Екатерина Олеговна. — Публика ищет именно их, а вовсе не сухие абстрактные знания. Начиная «Предметный разговор», мы хотели посмотреть, как много может рассказать о времени и о себе музейный предмет. Скажем — уличная табличка советских времен «Пл. Подбельского» (кому и что сегодня скажет эта фамилия?) или портреты обитательниц Ярославля конца XVIII века, имен которых история вообще не сохранила. Нам хотелось даже не диалога, а полилога — общения многих со многими, где слово имели бы не только эксперты — историки, искусствоведы, культурологи, археологи, но и простые жители.

Каждый из десятка предметов — главных героев проекта — с помощью своих многочисленных «собеседников» постепенно выстраивал свой сюжет. И неважно, происходило ли это на ученой дискуссии о музейных превращениях или на киновечере. Кстати, «героиней» того вечера стала программа-либретто немого фильма «Стенька Разин», снятого в Ярославле в 1914 году...

Способов заманить человека в музей множество, в том числе и очень простой — сделать музей и публику равноправными партнерами. Футбольный клуб «Шинник» предоставил проекту наградные кубки из своей коллекции. Ставшая в советские времена спортивным призом японская ваза смогла увидеть своих более молодых «коллег». Еще пример: в снятом для выставки видеоинтервью участники байк-клуба «Черные медведи» рассказали, как один из предметов-героев, флюгер в виде ярославского герба-медведя, стал их логотипом. А потом целой делегацией они пришли на вернисаж.

Соцсети сегодня упрекают во всех смертных грехах, но они только средство, люди сами решают, наполнять их созиданием или разрушением. В группе, организованной музеем в «Фейсбуке», народным голосованием выбирали имя ископаемой шерстистой носорожихе, чей череп хранится в музее. Нарекли Корнелией — и экспонат сразу обрел индивидуальный обаятельный образ.

На «Интермузее» всегда много мультимедиа-технологий. Бум длится не первый год, и профессионалов уже всерьез тревожит, устоит ли историческая достоверность под натиском виртуальной реальности? Не превратится ли музей из просветителя в аттракцион?

— У нас есть такой фокус, — делится Екатерина Олеговна. — Неподалеку от уже упомянутых портретов ярославских купчих, которых мы прозвали Никитична и Потаповна, стоит экран, на котором крутится мультфильм, где они же, но уже нарисованные современным художником, поют голосами местных фольклористок забытую народную песню о Ярославле. Я наблюдала за посетителями: даже если человек начинал с мультика, он потом все равно шел к оригиналам — заглянуть в глаза женщинам, жившим два века назад. Аура подлинника не теряет силы, несмотря на технический прогресс и клиповое мышление!

Работу музея оценивают в цифрах: количество посетителей, выставок, акций. Но разве настоящий результат не в тех чувствах, которые он пробудил в человеке? Ответ напрашивается сам собой.

— Никакая статистика никогда не ответит нам на вопрос, что изменилось в душе посетителя после посещения музея. Главное — дать человеку шанс для саморазвития, — считает Екатерина Змеева и переходит с прозы на стихи:

— У Анны Герасимовой (она же — певица Умка) есть прекрасные строчки:

Я не поэт, я переводчик,
Не гений, не первопроходчик.
Не мной построен пароход.
Не мной Америка открыта,
Но гордое мое корыто
В мою Америку плывет.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8517
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5671
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4303
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 4067
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?