Новости
Главная Культура 19:10 29 Июля 2016 2136
«Большой театр помнит о своих корнях»

Спектакль «Дон Кихот» открыл юбилейные гастроли прославленной балетной труппы в Лондоне   

Сергей Николаев

26 июля в Лондоне начались традиционные летние гастроли балета Большого театра. В этом году они имеют особый смысл: ровно 60 лет назад британская столица увидела после многолетнего перерыва спектакли ГАБТа и открыло для себя великую балерину Галину Уланову. Нынешние гастроли открылись одним из классических шедевров балетного репертуара – «Дон Кихотом». «Труд» подобрал первые отклики лондонской прессы на выступления российских танцовщиков.

«Балетная труппа Большого определенно знает, как сделать хороший спектакль, и «Дон Кихот», один из самых бесхитростных и приятных балетов XIX века — прекрасный способ продемонстрировать уникальный русский бренд, в котором сочетаются веселье и пышность. Лучшего спектакля открытия трехнедельных гастролей труппы в Лондоне нельзя было и придумать, – пишет Дебра Крейн в The Times. – Это новая хореографическая редакция Алексея Фадеечева, однако она создана в той же манере, что и его предыдущая версия, и  максимально приближена к оригинальной хореографии Петипа и Горского».

«Причина, по которой «Дон Кихот» исполняется сегодня, – продолжает автор, – заключается в том, что  этот балет богат  роскошными  классическими танцевальными номерами, где можно продемонстрировать всю виртуозность. Здесь и высокие прыжки, и взмахи, и высокий уровень энергетики. И кроме того – масса страстных характерных танцев (в конце концов, действие происходит в Испании!), тореадорских страстей, движений цыганской души и элементов лихой комедии. Эта постановка позволяет каждому артисту труппы блистать, что и происходит —  на всех уровнях. Герои стучат кастаньетами и размахивают плащами, играют веерами и кинжалами; это мир томных женщин и развязных мужчин. Противопоставить этому можно райскую благодать сцены видения в царстве дриад (второе действие), где Дону снится Дульсинея, образ его женского идеала; здесь у женского кордебалета есть возможность продемонстрировать свое целомудрие, уместную женственность и очарование.

Что касается декораций и костюмов, «Дон Кихот» — это настоящее пиршество для глаз, особенно для тех из нас, кто привык к вечно серым сценам в европейских постановках. Нас почти ослепляет цвет, который рвется наружу при любой возможности; особенно это заметно, когда дело доходит до потрясающих костюмов Елены Зайцевой. Декорации Валерия Левенталя —  залитая солнцем площадь Барселоны в первом действии, замок герцога, сцена свадьбы Китри и Базиля в третьем действии — очень элегантны.

Это был особенный спектакль; первый состав соответствовал духу момента. Ольга Смирнова в роли Китри продемонстрировала настоящий взрыв на сцене. Она вылетела туда, как пробка из бутылки шампанского, и показала такую отчаянную технику, будто собиралась завоевать весь мир. Ей потребовалось какое-то время, чтобы разогреться, но к концу спектакля Смирнова покорила всех; ее финальное па-де-де (никогда не видела, чтобы фуэте исполняли быстрее) стало настоящим триумфом.

Денис Родькин в роли Базиля стал настоящей сенсацией. Каждое его движение очень точное; он демонстрирует щегольство, силу и радостное возбуждение. Его исполнение было наполнено жизненной энергией и юмором; кажется, ему удалось воплотить дух самого Большого.

Павел Сорокин, который дирижировал оркестром театра, словно пронесся сквозь партитуру Минкуса на полной скорости; он добился очень искусного исполнения и самых тихих пассажей, и самых энергичных фрагментов. Балет будет исполнен еще два раза, а затем программу гастролей продолжит «Лебединое озеро».

В газете Financial times тему подхватывает критик Клеменс Крисп. «Балетная труппа Большого открыла свои лондонские гастроли постановкой «Дон Кихота» в хореографической редакции Алексея Фадеечева, – пишет он. – Мы видим полуторавековую историю жизни московской труппы; эта постановка перекликается с ее историей, в ней отражены правдивые факты о России, ее балетной жизни и даже ее политическая индивидуальность (постановка была сочтена приемлемой и в царской России, и при коммунистическом режиме, когда балеты делили на «благонадежные» и «неблагонадежные» с точки зрения их политической подоплеки).

Петипа, который знал культуру Испании, создал свой балет «Дон Кихот»в Москве в 1869 году. Многие его последователи изучали и редактировали оригинал; в итоге получилась блистательная, удивительно непохожая на все остальные спектакли постановка, которая стала нам так хорошо знакома в течение последних десятилетий. Создавались новые декорации, исчезали старые; мне очень нравились работы Коровина и Головина, которые появились в начале 1900-х, и я не слишком впечатлен новыми декорациями, которые мы видим в этом году. В то же время, партитура разрослась, а танцевальные номера волшебным образом преобразились и словно заискрились.

Итак, в понедельник вечером, под аккомпанемент оркестра Большого театра под управлением великолепного, уверенного Павла Сорокина, мы увидели сокровище, балетный палимпсест (наложение художественных свидетельств нескольких эпох. – «Труд»), где исторические прецеденты и великолепие дня сегодняшнего объединены какой-то безумной фантазией, вступая в резонанс с долгой и славной историей существования спектакля на театральной сцене. В этом балете, который был создан достаточно давно, и так хорошо продуман, много бравуры и полностью отсутствует какой-либо здравый смысл; тем не менее, он рассказывает нам об истории и идеалах русского танца, который пережил и хорошие, и плохие времена.

Я люблю этот балет, поскольку он вызывает в памяти образы  балерин, блиставших в главной партии Китри, от Плисецкой и Максимовой до Осиповой и Ольги Смирновой, которая вышла на сцену в понедельник вечером (нетипичный выбор для этой роли; тем не менее, она восхитительна). Я совершенно покорен потрясающим талантом всех исполнителей, включая роли цыган, дриад, солистов (Анна Тихомирова вызвала бурю восторга своей вариацией в последнем акте), а также исполнением Алексея Лопаревича (Кихот), который продемонстрировал чувство собственного достоинства, а также веселым улепетыванием Романа Симачева (Санчо) и костюмами Елены Зайцевой, от которых захватывает дух. Денис Родькин создал великолепный образ Базиля; он продемонстрировал все свое мастерство и понимание художественной истории. Чувствуется, что труппа помнит о своих корнях; это великолепная балетная труппа в самом своем истинном проявлении. Анна Антропова, исполнившая цыганский танец, продемонстрировала просто-таки безудержную страсть. Восторг!» 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9028
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5739
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4364
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4178
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?