Главная Культура 00:01 29 Июля 2022 11620
Эдгард Запашный: Ждем в гости даже слонов

На бойкот Монте-Карло мы ответим собственным международным цирковым фестивалем

Александр Славуцкий
Цирк Запашных и без Монте-Карло знаменит на весь мир. Фото предоставлено Большим московским цирком на проспекте Вернадского

Санкционные страсти захлестнули даже такой, казалось бы, далекий от политики мир, как цирк. Накануне из Монте-Карло пришло письмо с официальным отказом от приглашения российских участников на 45-й международный цирковой фестиваль. Кажется, подобное случилось впервые за всю историю этого смотра. Невзирая на то, что планы его проведения были давно сверстаны, гендиректора компании «Росгосцирк» Сергея Белякова звали в состав жюри, а известный российский цирковой деятель Гия Эрадзе еще несколько лет назад был назначен главным режиссером праздника... Реакция Министерства культуры последовала незамедлительно. Буквально через несколько дней было объявлено, что с 3 по 6 ноября в Санкт-Петербурге в знаменитом Цирке Чинизелли на Фонтанке пройдет Международный фестиваль циркового искусства. Высказать свое мнение о ситуации, как и вообще о месте цирка в современной культуре, мы попросили одного из самых знаменитых отечественных артистов, директора Большого московского цирка, народного артиста России Эдгарда Запашного.

— Эдгард, насколько этот бойкот со стороны руководства фестиваля в Монте-Карло соответствует настроению артистов цирка в мире?

— Совершенно не соответствует. Судите сами: в первые же три дня после объявления о международном цирковом фестивале в Санкт-Петербурге его организаторы получили заявки на участие из более чем из 100 стран. В том числе из таких цирковых держав, как Италия, Франция, Испания, Португалия, США... Разброс жанров универсальный — от гимнастики и акробатики до клоунады и дрессуры. Даже есть заявка на номер со слонами. Поэтому нет сомнений, что демарш Монте-Карло — исключительно политического свойства. Политика нынче все чаще вмешивается в искусство. Фестиваль в Монте-Карло поддерживается княжеской семьи принца Альберта и принцессы Стефани. Вероятно, кем-то они были поставлены в жесткие условия, потому вынужденно, «с сожалением» отказали нашим артистам. Мне кажется, что показателем истинных настроений в цирковом сообществе можно считать позицию одной из крупнейших (несколько тысяч человек!) мировых компаний — канадского цирка «Дю солей». Там не расстаются с российскими артистами и не отказываются принимать на работу людей с нашими паспортами. Да и какой серьезный менеджер по доброй воле лишит себя возможности сотрудничать со столь высокими профессионалами? Напомню: на последнем перед пандемией международном фестивале в Монте-Карло российские артисты взяли все самые высокие призовые места. А в этом году победили на цирковых фестивалях в Венгрии, Испании... Мне искренне жаль зрителей Монте-Карло, которые так ждали возвращения их любимого праздника после долгой коронавирусной паузы, а теперь они будут лишены очень значимой его части. Да и артисты, которые получат там призы, не смогут в полной мере ощутить радость победы, поскольку конкурс пройдет без самых сильных участников.

— Что ваша компания потеряла из-за отказа, полученного из Монте-Карло?

— Не удивляйтесь, но ничего. Буду откровенен: после того, как три месяца назад там провели благотворительное шоу в поддержку украинских артистов, у меня возникло подозрение, что события пойдут так, как они и пошли затем в реальности. Потому никакой специальной подготовкой мы не занимались, держа этот фестиваль в уме, как говорится, по остаточному принципу. А вот у «Росгоцирка» ситуация другая. Там, как и в Цирке Юрия Никулина, готовили несколько очень серьезных и интересных номеров. Но нет худа без добра. Теперь эти прекрасные работы увидит отечественный зритель в Санкт-Петербурге.

— А что вы готовите для Петербурга?

— Мы хотим представить единственный в мировой практике аттракцион в сложнейшем жанре подкидных досок, в котором участвуют только женщины. Прежде в таких номерах на десяток мужчин приходилось не более одной-двух представительниц слабого пола. Сейчас вносим окончательные штрихи в несколько новых сложных трюков.

— Но сами вы на фестивале выступите только как ведущий. Не обидно?

— Нисколько. Выступить в этой роли мне предложил генеральный директор «Росгосцирка» Сергей Беляков. И те, кого я буду представлять зрителям — мои коллеги и друзья. В последние годы мне уже приходилось вести различные цирковые церемонии — фестиваль в том же Санкт-Петербурге, церемонию награждения участников смотра в Саратове... Такие приглашения очень почетны. Мне вообще нравится совмещать разные роли. Кстати, знаете, в Санкт-Петербурге я еще и надеюсь выступить в качестве импресарио — мы с начальником нашего зарубежного отдела рассчитываем присмотреть кого-нибудь из перспективных зарубежных артистов, чтобы пригласить выступить у нас.

У Эдгарда и его команды есть номера на все вкусы

— Не поделитесь, чем еще живет сегодня Большой московский цирк?

— Труппа находится в постоянном творческом развитии. Порой ступаем на совсем необычную территорию. Например, наша клоунская группа подготовила спектакль, посвященный жизни самого цирка, который мы показываем на сценах московских театров. А сборная команда КВН Большого московского цирка на протяжении трех лет выступала в Высшей лиге, где дважды доходила до финала.

— А что с фестивалем «Идол», который традиционно проходил на проспекте Вернадского в сентябре?

— Мы проводили его уже семь раз, он прочно вошел в топ-5 мировых цирковых фестивалей. Но в этом году возникли трудности. Вообще-то наш цирк, хоть и подчиняется административно правительству города Москвы, финансово независим, за помощью мы обращаемся только в исключительных случаях. Например, в период пандемических ограничений правительства РФ и Москвы помогали со средствами на зарплату артистам и корм животным. Фестиваль тоже требует такой поддержки. Но нынче нам из мэрии поступил официальный отказ. Так что с грустью сообщаю: «Идола» в этом году не будет... Есть и еще одна болезненная проблема, очень далекая от решения — капитальный ремонт и реконструкция здания. Этот вопрос не сдвигается с места на протяжении многих лет.

— В представлении многих обывателей артист цирка нищ, голоден, не имеет своего жилья и вечно странствует в кибитке по городам и весям.

— Что касается постоянного передвижения с арены на арену, то жизнь циркового артиста подразумевала их в любые времена. Хотя, разумеется, кибитки остались в прошлом. Сам я в детстве сменил почти полсотни школ, ездя с родителями на гастроли. А вот в вопросе дохода все зависит от профессионального уровня артиста. Тут, прямо скажем, бывает по-разному. Как и везде в искусстве: у кого-то получается лучше, у кого-то хуже, кому-то везет, а кто-то остается ни с чем. Но, например, работать в Большом московском цирке не только престижно, но и финансово оправданно. У нас постоянная очередь из желающих поступить на работу. Посмотрите хотя бы на нас с братом. Мы собираем стадионы уже больше 15 лет. Не называю вам других успешных артистов и коллективы только потому, что список получился бы слишком длинным.

— А если сравнить условия работы с теми, какие имеют зарубежные цирковые артисты?

— Считаю, что мы в гораздо лучшем положении. Прежде всего благодаря наследию, которое получили еще от Советского Союза. Это большие, отапливаемые здания стационарных цирков, позволяющие нам круглогодично трудиться в благоприятной среде, а не перемещаться из шапито в шапито, каждый раз обустраивая эти площадки на малоподготовленных местах и заботясь об элементарном комфорте вроде установки биотуалетов. К тому же в нашей стране существует традиция государственной поддержки циркового искусства. Конечно, желательно, чтобы этого внимания было больше...

— Насчет внимания — почему-то никакого интереса к цирку давно не проявляет телевидение. Ну, изредка покажут что-то по «Культуре», но программ о цирке по Первому каналу или «России» нет.

— Тут правильнее было бы сказать, что вообще российской культуре в информационном пространстве не уделяется должного внимания. Если мы с вами выйдем на улицу и попросим прохожих назвать 10 популярных сегодня артистов цирка, боюсь, вернемся в эти стены ни с чем. И другие искусства вряд ли в лучшем положении. Спросим о балете — кроме Цискаридзе и Волочковой, может быть, с трудом припомнят еще одно-два имени. В опере знают певицу Нетребко и дирижера Гергиева. А если обратимся к другим творческим сферам, то потерпим полное фиаско. И конечно на фоне этого искусственно созданного вакуума народными кумирами мгновенно становятся какие-то плохо образованные тик-токеры... Нужна принципиально иная государственная информационная политика. И ведь она была у нас — помните, как серьезно прежде работали над созданием имен. Конечно, главным источником популярности Карандаша, Эмиля Кио, Олега Попова, Юрия Никулина, Леонида Енгибарова, Валентина Филатова, Юрия Дурова и многих других артистов был их талант — но он встречал активную поддержку государства. Сейчас времена изменились, все отдано на откуп социальным сетям, хайпу. И в результате мы получаем поколения людей, для которых слова «российское искусство» — пустой звук.

— Знаю, что немало хлопот цирку доставляют чересчур активные зоозащитники, требующие отказа от номеров с животными.

— Зоозащитник зоозащитнику рознь. Есть те, кто действительно стремится улучшить жизнь животных и высказывает аргументированную критику. Но есть и другие, кого точнее назвать зоорадикалами, вот они на самом деле преследуют цели, далекие от блага животных, и деятельность их часто весьма разрушительна. Например, глава самой большой американской зоозащитной организации несколько лет назад заявила о своем стремлении добиться того, чтобы домашних животных не было вообще. Представляете? Вот с такими людьми договариваться о чем-либо крайне тяжело. Да, наверное, и не нужно. Чтобы вы почувствовали глубину боли, с которой я это говорю, посмотрите, как самые шумные из зоозащитников вели себя во время коронавируса: тише воды ниже травы! Хотя в эти два года зоопарки, цирки, приюты буквально умоляли о финансовой поддержке. Особенно в самый тяжелый период, когда из-за санитарных ограничений остро не хватало людей, чтобы просто покормить животных: волонтерам-то вход был закрыт! И вот эти «зоозащитники» просто перестали напоминать о себе. Поскольку иначе кто угодно мог спросить: а где, собственно, ваша помощь? Где ваши деньги?

То же самое и в связи с событиями на Украине. Мариупольский зоопарк обстрелян, цирки в Донецке и Луганске функционируют с трудом. Но никто из крупных зоозащитников не проявляет желания помогать тамошним животным — это же большая трата денег. А им куда сподручнее провести шумную кампанию по спасению какой-нибудь обездоленной собачки.

Доброе слово и кошке приятно. Даже очень большой

— Тем не менее на Западе многие цирки отказываются от номеров с животными.

— Вы отстали от жизни — сейчас волна пошла в обратную строну. Зритель, особенно за время коронавируса, соскучился по хорошему цирку, и отношение к номерам с животными изменилось. Так, в Бундестаге отклонили закон, запрещающий работу животных в цирке. Та же ситуация в Мексике, ряде других стран. Здравомыслящим людям надоел террор зоозащитников.

— Вы, любитель афоризмов, как-то признались, что постоянно носите с собой томик высказываний Бернарда Шоу. Какое его изречение у вас самое любимое?

— Да, было такое — кто-то подарил эту действительно занимательную книжицу, умещающуюся на ладони, и я ее с удовольствием читал. Но яркие и мудрые мысли высказывал не только Бернард Шоу, со временем у меня стало путаться в голове, кому какое высказывание принадлежит. И сейчас моя самая любимая фраза: «А кто сказал, что будет легко?» Хотя ее придумал точно не Бернард Шоу.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3557
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3480
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3261
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?