19 октября 2017г.
МОСКВА 
5...7°C
ПРОБКИ
7
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.57   € 67.93
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСЕЙ СЛАПОВСКИЙ: "ЛЮБЛЮ ИЗБИТЫЕ СЮЖЕТЫ"

Заозерская Анжелика
Статья «АЛЕКСЕЙ СЛАПОВСКИЙ: "ЛЮБЛЮ ИЗБИТЫЕ СЮЖЕТЫ"»
из номера 015 за 30 Января 2008г.
Опубликовано 01:01 30 Января 2008г.
Алексей Слаповский прославился как автор сценариев популярных сериалов "Остановка по требованию", "Участок" и, конечно же, фильма "Ирония судьбы. Продолжение", который побил в прокате все кассовые рекорды. А вот роман писателя "Синдром Феникса" не стал призером Национальной литературной премии "Большая книга", хотя и вошел в список финалистов. Тем не менее своими прозаическими сочинениями Слаповский дорожит больше, чем сценариями.

- В чем, собственно говоря, состоит для вас принципиальное отличие прозаического произведения от киносценария?
- Сценарий - более плоский жанр, чем проза. Он напрочь лишен оценок автора, его комментариев, пояснений. Текст сценария должен быть визуально прозрачен. Если в повести автор может описать чувства и мысли героев, то в сценарии внутренний мир человека отображается только посредством его поступков. То есть в кино персонажи не думают. А если и думают, то обязательно так, чтобы было видно и слышно. Поэтому в сценарии больше рамок, ограничений для фантазии автора.
- Согласитесь, что сюжет "Иронии судьбы. Продолжения" не отличается новизной. Все, что происходит с героями популярного фильма, слишком предсказуемо. Неужели с вашим богатым жизненным опытом нельзя было сочинить нечто более неожиданное?
- Мне всегда немного странно слушать обсуждения своих сочинений, будь это повести, сценарии или пьесы, после того, как они уже вышли в свет. Когда я заканчиваю ту или иную историю, она от меня уходит, что называется, с концами. Поэтому я не всегда принимаю близко к сердцу и похвалы, и ругань: я уже в другом месте, пишу другой текст.
Что же касается банальности продолжения "Иронии судьбы", спорить не буду. Я люблю избитые сюжеты, в числе которых и несбывшаяся любовь, и провалы в памяти, и вмешательство фортуны. В свое оправдание могу сказать, что Шекспир тоже пользовался чужими сюжетами, и Пушкин. Я не сравниваю себя с великими, просто упоминаю их имена для наглядности. В литературе ЧТО ДЕЛАТЬ - важно, но КАК ДЕЛАТЬ - гораздо важнее.
- Мне кажется, вы построили продолжение "Иронии судьбы" на извечно русском мечтательном восклицании "Вот если бы!". Оправданием неудачной личной жизни героев первой "Иронии судьбы" - Жени и Нади - служат их дети. Авось у детей получится стать более счастливыми...
- Лично я напрочь лишен этого свойства - строить версии насчет своего прошлого и будущего. Я никогда не задавался вопросом: хотел бы я жить в другом времени? У меня даже мысли не возникало: почему я родился в селе Чкаловское Ровенского района Саратовской области, а не в Париже. Родился и родился. Все. Без вариантов. Зато герои моих сочинений мучаются вопросами самоидентификации. Возможно, это объясняется тем, что в конце 80-х годов и все 90-е (а именно в этот отрезок времени разворачивается действие многих моих книг) современники хотели быть кем угодно, только не самими собой.
Кстати, мой первый роман так и называется "Я - не я", и его герой только в конце обретает самого себя. Впрочем, поиск самого себя в этом мире - вечная тема. Вот и в продолжении "Иронии судьбы" сын Лукашина помчался искать, как в сказке, "то, не знаю что". А "Надежда Надеждовна", в свою очередь, ждала "того, не знаю кого". Вот и влюбилась в проходимца, предпочтя его деловитому Ираклию, которого блистательно сыграл Безруков. Выбор героини так же нелогичен, как и выбор ее матери. Мне рассказывали, что в свое время ЦТ завалили письмами разгневанные зрительницы: как можно было бросить красивого, высокого, солидного Ипполита ради человека с веником? Но любовь - штука непредсказуемая.
- Вам удалось в сценарии новой "Иронии судьбы" избежать пошлости, грубости, рискованных выражений. Неужели продюсеры не требовали от вас юмора на грани фола, удали в духе матерщинника Сергея Шнура?
- Я использую мат в своих сочинениях, будь это проза или сценарии, только в случае крайней необходимости. Несмотря на зрелый возраст, я не хочу, чтобы мои родители морщились при чтении моих книг. Я так воспитан - ими же. Помнится, когда я впервые читал роман Генри Миллера "Тропик рака", задался вопросом: "А папа и мама были у этого Миллера, и как они отнеслись к такому произведению своего сына?" Такие же мысли приходили в голову, когда я читал роман Эдуарда Лимонова "Это я, Эдичка". Спекулятивная слава - не то, ради чего стоит огорчать папу с мамой. Такая вот моралистическая позиция. Самому странно.
- И все-таки, почему вы прославились не как писатель, а как сценарист?
- Потому что читателей меньше, чем зрителей. И потому еще, что мои книги выпускает не Первый канал. И третья причина, главная: я не работаю в области коммерческой литературы.
- Вы ее не любите?
- Конечно. Я не разделяю мнения некоторых: дескать, пусть себе пишут, пусть себе читают, вреда не будет. Как сказать. Конечно, коммерческие писатели выгодны партии и правительству, они поддерживают курс на дебилизацию населения. Вот за это я их и не люблю. Смею надеяться, что ни мои сериалы, ни фильмы в процессе дебилизации народа не участвуют. У каждого из нас есть выбор: идти на все ради своего успеха или нет. На все я не подписывался.
Хотите верьте - хотите нет, для меня в прошлом году было гораздо более значимое событие, чем "Ирония судьбы" - выход книги пьес. "ЗЖЛ" называется, то есть - "Замечательная жизнь людей". Мыслей там уж точно побольше, чем в кино, и герои глубже и интереснее. Так уж сложилось: у нас говорят не о том, что действительно достойно разговора, а о том, о чем все говорят. Но я не скрываю, что куда больший заработок мне приносят киносценарии, а не повести и пьесы.
- Алексей Иванович, вы просто обезоруживаете своей откровенностью. Все стремятся к толерантности, политкорректности, а вы говорите, что думаете, и это так непривычно...
- Ну я тоже вам не скажу всего, что думаю, - всему есть время и место. Обо всем с газетой, даже такой уважаемой, как ваша, я откровенничать не буду. А толерантность часто смешивают с отсутствием каких бы то ни было принципов. Нельзя упрекать гомосексуалиста в его пристрастиях, не толерантно, не политкорректно. Ладно, согласен, молчу. Нельзя говорить подлецу, что он подлец, - тоже не толерантно и не политкорректно. Нет уж, извините, - надо говорить. А то вконец исподличается.
Напоследок - смешная история из-за этой самой откровенности. Меня давным-давно не взяли на службу в милицию, в детприемник - воспитателем: психологический тест не выдержал. На все вопросы теста ответил предельно честно, что показалось комиссии ненормальным для будущего блюстителя порядка. Несмотря на то что меня в милиции забраковали, интерес к ней у меня не пропал. Она, родная, очень точно отражает все, что творится в нашем обществе. Поэтому в моих книгах и сценариях столько милиционеров, что хватило бы на целую роту...


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.