Новости
Главная Культура 20:10 30 Июня 2018 6313
Андрей Соколов: После «Маленькой Веры» прошла целая жизнь. Но прошлое всегда вспоминается в радужном свете

Один из самых ярких фильмов времен перестройки отметил свое 30-летие

Анна Чепурнова
Кадр из фильма «Маленькая Вера»

В нынешнем году исполнилось 30 лет с выхода на экран одного из самых ярких фильмов времен перестройки — ленты Василия Пичула «Маленькая Вера». В главной роли героя-любовника тогда снялся студент театрального училища Андрей Соколов, тут же ставший секс-символом той бурной эпохи: А у нас есть новый повод остановиться-оглянуться: в состоявшейся на днях премьере в Театре Наций Андрей Соколов сыграл главную роль в спектакле «Утопия», поставленном Маратом Гацаловым по пьесе Михаила Дурненкова. Герой Соколова — бизнесмен из Москвы, решивший в глубинке возродить любимый бар под названием «Утопия». Мечта этого мужчины — хотя бы на день вернуть атмосферу давно ушедшей юности. Перед премьерой актер рассказал «Труду», почему он согласился участвовать в авангардной постановке и знакомо ли ему чувство ностальгии.

— Андрей, спектакль «Утопия» во многом экспериментален, вас в таких проектах видеть непривычно...

— Все началось со звонка руководителя Театра Наций Жени Миронова, предложившего мне прочесть пьесу Михаила Дурненкова. Для меня это был новый автор — и открытие. Пьеса покорила сразу: написана шикарно, характеры яркие, сюжет азартен. Отказываться от такой хорошей современной драматургии было бы глупо. Дурненков много чего в ней зашифровал, в пьесе постоянно открываются новые слои.

— Дурненков и режиссер спектакля Гацалов молоды, они ровесники. А вы человек уже другого поколения. Трений не возникало?

— Не сочтите за напыщенность, но возраст в искусстве вообще не имеет значения. Вспомните Лермонтова или Есенина — а сколько они прожили. А по поводу трений: Мне посчастливилось сниматься у целой плеяды режиссеров (например, у Эльдара Рязанова, Владимира Мотыля, Зиновия Ройзмана), про которых говорили, что с ними трудно работать. Для меня это звучало странно, поскольку мое ощущение от работы с ними было невероятно позитивным. Вот и Марат Гацалов для меня новый режиссер, из другого поколения, но земля слухами полнится — а слышал я о нем только хорошее. И, похоже, мы с ним одной группы крови.

— То есть работается вам вместе над «Утопией» легко и радостно?

— Радостно — да, а вот легко — это не про наши репетиции. Поначалу было очень тяжело даже чисто физически. Персонажи в постановке практически все время пребывают в положении лежа. А зрители видят наши отражения над сценой в огромном зеркале. Такое решение спектакля я встречаю впервые (поклон Марату и художнику Ксении Перетрухиной). Актерам не то что двигаться, но и говорить сначала было затруднительно. Но со временем все это обрело чрезвычайно интересную форму, а еще огромным плюсом стали оставленные на полу лишние килограммы.

— Ваш герой хочет восстановить свое любимое кафе в точности таким, каким оно было в 90-е. А вам чувство ностальгии свойственно? Вспоминаете ли вы, к примеру, свой дебют в «Маленькой Вере» и все, что с ним связано?

— Конечно, я ведь живой человек. В молодости, как бы она ни складывалась, была беззаботность, которой сейчас не хватает. Со временем начинаешь ценить свой жизненный багаж, относишься с благодарностью к любому опыту. После «Маленькой Веры» прошла целая жизнь, но прошлое всегда вспоминается в радужном свете. Даже неудачи. Например, я много лет занимаюсь хоккеем, и вот как-то сидим с приятелем, вспоминаем события 20-летней давности — и просто взрываемся от хохота, вспоминая, как ему на одном из матчей полоснули коньком по лицу. А тогда уж точно не до смеха было...

— Про «девяностые» до сих пор говорят с обязательным эпитетом «лихие». Вы с этим согласны? Да, для многих артистов это были нелегкие времена, но, кажется, не для вас?

— Мои «девяностые» были разные, но, в общем-то, могу сказать, что мне повезло. Я все время снимался, иногда за год по четыре-пять картин было. В 1994-м участвовал в первом в своей жизни театральном эксперименте — спектакле Андрея Житинкина «Игра в жмурики». Сюжет очень жесткий и страшный, действие происходило в морге. И практически все время со сцены звучала ненормативная лексика, персонажи выдавали такие многоступенчатые изыски: Зрители первые пять минут испытывали шок, но потом понимали, что психологически все оправданно. Мы с этим спектаклем объездили почти весь мир.

— А где места вашей молодости?

— Я родился и вырос в Замоскворечье, но оно сейчас совершенно другое. Среди особо памятного мне, например, «Апельсин» — дом на Ленинградке жуткого оранжевого цвета, который время от времени перекрашивали. И возле него назначали свидания. Еще помню плавучий ресторан «Бургас» — очень по тогдашним временам крутой, он стоял у «Ударника» на противоположной стороне Москвы-реки. Мы с родителями жили неподалеку. А когда я стал постарше, часто ходил в «Арагви» на Тверской. Это был шик — если швейцару десятку не дашь, даже не мечтай туда попасть.

— Вам вообще, похоже, свойственен риск. Вы, к примеру, играли Тригорина в «Чайке», которую снимала Маргарита Терехова, а ведь она все-таки не режиссер, а прежде всего актриса.

— Те съемки для меня были замечательным опытом. Марго — такой женский режиссер... Ты не понимаешь, что она с тобой делает, а в результате все получается. У мужчин все как-то конкретнее. А Терехова работала на таких тонких материях, что просто диву даешься.

— Сейчас вы снимаете фильм «Выжившая» — про то, как террористы завербовали девушку. Чем эта тема вас зацепила?

— Тем, что подобное может произойти сегодня с любым ребенком в самых разных уголках Земли, и не дай Бог такое пережить ни одному родителю. Это что касается актуальности. А еще есть глубокий психологический подтекст. Мне очень интересно, как можно кардинально поменять мировоззрение человека всего за месяц переписки в соцсетях. Ведь вроде у нас все про всех понимают, молодые люди ходят держа пальцы веером. А потом что-то случается — и человек вдруг обнаруживает, что перешел роковую черту. Как это с ним произошло? Мы пытаемся провести художественное исследование человеческих душ в ситуации, вполне сегодня возможной.

— По-вашему, соцсети — это зло?

— Да нет, я не об этом. Дело не в соцсетях как таковых — они лишь инструмент, средство, путь к сердцу потенциальной жертвы, но отнюдь не единственный. Человека могут завербовать там, где у него открыто сердце. Особенно когда кто-то только что пережил личную трагедию. И тут как из-под земли появляется некий доброжелатель с сочувствием: «Ну перестань, не переживай, мы тебе поможем». Это подкупает, тем более когда дома что-то не складывается и хочется пойти туда, где тебя приласкают. Но за сыр в мышеловке всегда потом очень тяжело расплачиваться.

— Сами-то вы в «Выжившей» сыграете?

— Украшу какой-нибудь эпизод своим присутствием (Улыбается).

— А с другими кинопроектами дело имеете?

— Ни на что больше нет времени. Сроки с «Выжившей» поджимают. В конце июня лечу в Казахстан, у нас не хватает последней подписи, чтобы приступить там к съемкам. А если ее не будет, придется менять локации, тогда о летнем отпуске вообще придется забыть.

— С вашим плотным графиком время посмотреть телевизор остается?

— Конечно, слежу за футбольными событиями, куда от них деться. Но вообще в последнее время, когда включаю телевизор, ловлю себя на мысли, что глаз ничего не цепляет.

— А ведь когда-то вы сами были ведущим ток-шоу «Только для мужчин» на «ТВ-Центре». Сейчас, если бы вас позвали на телевидение, какую передачу хотели бы вести?

— Это должно быть что-то очень азартное или психологически въедливое. Очень.

— Опять ток-шоу?

— Знаете, был такой Артем Тарасов, мой друг, первый советский миллионер, к сожалению, ушедший из жизни в прошлом году. В последнее время он занимался тем, что собирал талантливые проекты изобретателей. Например, плащ-парашют для пожарных, в котором можно выпрыгнуть из окна горящего дома. Одно время Артем пытался воплотить в жизнь идею интеллектуального шоу, в котором изобретатели представляли бы свои разработки, а эксперты бы их выкупали. Возможно, нечто подобное уже есть на телевидении. Если бы меня в подобную передачу позвали, было бы очень интересно поработать. Это и живое общение, и бизнес хороший — тот, что, извините за громкие слова, во славу России.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9005
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5737
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4360
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4155
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?