17 октября 2017г.
МОСКВА 
11...13°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.09   € 67.30
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НА ТРАКТОРЕ ПО ЯУЗЕ

Карпов Вадим
Опубликовано 01:01 30 Ноября 2000г.
Отравленная, захламленная, загаженная Яуза - безнадежно мертвая река. Вот главное впечатление, с которым закончил я июльское путешествие на резиновой лодке по знаменитой столичной водной артерии. Своими безрадостными впечатлениями тогда я поделился с читателями ("Труд", 20 июля).Изменилось ли хоть что-то на Яузе с тех пор? Давайте отправимся в новый круиз по реке.

Возле моста у проспекта Мира на никогда не замерзающей Яузе невиданное оживление. Один экскаватор с берега выгребает мусор - железки, хлам. Другой, тот, что установлен на легком понтоне, углубляет русло. Рядом два легких катера, гидромониторы - приспособления, чтобы размывать грунт и углублять русло.
Помню, как нелегко пришлось преодолевать этот участок на "резинке". Мели из смеси песка, покрышек, арматуры и камней. Резкий запах городских миазмов. Плыли тогда фактически от помойки к помойке. И совсем другое дело - сейчас. Ржавое болотце превратилось в речку - поток несется мощно. Весь хлам привален к каменным парапетам. Но и он постепенно исчезает. Время от времени к берегу подходят самосвалы за очередной порцией яузского мусора. Яуза приобретает, похоже, божеский вид. А занимается этим с сентября по заказу московского правительства ЗАО Ремводтехстрой.
У начальника ЗАО Валентина Николаевича КЛИТИНА впечатления от реки схожи с нашими:
- Здесь русло настолько захламилось, что вода уже еле пробивала себе дорогу и началось подтопление жилых домов в районе. Если не принять меры - беда. Нам поручили расчистить русло от проспекта Мира до Яузского железнодорожного моста.
- Ничего, что сейчас зимой приходится сидеть в воде?
-Тут есть свои плюсы - грунт в холодное время более плотный. И к воде можно подъехать с техникой поближе.
- А что выгребаете из реки?
- Чего только нет. Остовы машин. В основном "Жигули", строительный мусор - арматура, куски блоков. Груды покрышек, пакеты, пластиковые бутылки, велосипеды. Очень много студийной кинопленки. Откуда она здесь - прямо не знаю. Бочки, проволока, остатки набережной. Железа - груды. Ничего от петровских времен, увы, не нашли. Ни монет, ни кладов. Сейф вот современный обнаружили. Явно криминальная история. Петли дверцы воры аккуратно срезали. А вычищенный сейф выбросили.
- Сильно загажена река?
- Не то слово. А после дождей, когда гадость с улиц стекает в воду, плывут жуткие нефтяные пятна. Какой-то специальной техники для чистки русла в таких условиях нет. Зарубежная стоит миллионы долларов. Мы придумали свое, вспомнили, как прокладывали газопроводы по реке на Севере...
"Свое" выглядит так. "Водолазы" скрепили два понтончика и установили сверху, предварительно сняв колеса, трактор "Беларусь". Он-то и подгребает к берегам хлам. Если какая железяка не тянется, подключают гидромонитор - мощная струя воды зачищает мусор. Простенькая, дешевая, но, судя по делам, очень эффективная установка медленно продвигается против течения с помощью катера. Метр за метром, день за днем отвоевываем у помоек нашу с вами любимую Яузу. Примерно три километра уже расчистили. Удовольствие не самое дешевое.
- Каждый километр, - поясняет Клитин, - стоит порядка двух с половиной миллионов рублей. Это так называемая поверхностная очистка. Если еще благоустраивать берега, то расходы увеличатся во много раз.
Мы прикинули, что одному московскому правительству с этим делом не справиться. Нужны солидные инвесторы. Но дело-то какое прекрасное - вернуть Москве, людям, самой истории реку.
А туризм? Чуть ли не одновременно с Валентином Николаевичем заговорили мы о самом сокровенном. Купальни открывать с водными аттракционами. Устраивать путешествия, экскурсии на легких катерах. Красота-то кругом какая - особенно в лесных массивах парка Сокольники.
- Вообще-то реально это?
- Конечно. А давайте сейчас и проплывем на нашем катере по уже расчищенному руслу.
Под катер хитроумные ассенизаторы Яузы приспособили еще один деревянный понтон-лодочку. Попросили у военных. Поставили на него "Ветерок" - вот и готовое плавсредство. Тянет десятерых. Низко не проседает. Идеальное средство для сплава по Яузе. И мы поплыли. Там, где летом мне приходилось то и дело перетаскивать резиновую лодку через завалы, плотины из хлама и мели, сейчас, после капитальной чистки, шли легко и уверенно. Моторист Андрей ловко крутил "круизную" посудину на поворотах. Только было очень холодно. Возле древнего моста-акведука, по которому еще в екатерининские времена самотеком шла вода из Мытищ в столицу, как и летом, суетились мирные бомжи. Костерок, кучки тряпья.
- А вот ручей втекает в Яузу - это останкинская речушка, - начинает экскурсию в роли гида Валентин Клитин. - Смотрите, сколько огородов по берегам. С той стороны, если идти от Малахитовой улицы, - болото, к грядкам можно пройти только по кромке берега. Как-то москвичи-огородники приспособились.
И совсем удивительное открытие сделал, плавая в этих местах с сентября, Валентин Николаевич. Под ложем белокаменного акведука он обнаружил серый конусообразный сталактит. Выглядит он здесь, чуть ли не в центре столицы, совсем неожиданно и необычно. И очень внушительно - метра два в длину. Застывшая каменистая сосулька на все времена.
- Видимо, вода подкапывала столетиями, просачивалась через известняковые блочки, и появилось в районе улицы Галушкина, над Яузой - такое чудо, - излагает свою версию Валентин Николаевич.
- А за акведуком летом начинались плотины из мусора, залежей бочек, железа, покрышек, - делюсь я своими воспоминаниями...
- Всего там хватало. Деревья подгнивали, опускались в воду и задерживали мусор. Мы спилили лишние суки, выкинули всю грязь. Видите, какая мощная теперь протока...
Вижу и по-хорошему удивляюсь. Но река, как и прежде, больна. В последние годы увеличилось содержание взвешенных органических веществ, ионов аммония, железа. Воды Яузы относятся и по сей день к 5-6 классам качества - грязные и очень грязные. А если и попадется удачливому рыбаку окунек или плотвичка, то, по данным экологов, содержание в них мышьяка и меди будет в 5-6 раз превышать допустимые нормы, а свинца и цинка - в десятки раз.
И не может быть, увы, никак иначе, если даже в водоохранной зоне Яузы (100 метров от русла) строят гаражи, автостоянки, автомойки - Северодвинская, Осташковская, Сельскохозяйственная улицы... Если по берегам стоят предприятия, которые чуть ли не напрямую вываливают, выливают свои отходы в бедное русло, - Химавтоматика, Ростокинская камвольная фабрика, завод Красный Богатырь... Если все сточные воды, весь грязнющий "сбор" улиц, дворов напрямую попадает в Яузу. А очистных сооружений при коллекторах - раз-два и обчелся. А надо иметь десятки, сотни сооружений. И сами водостоки - прошлый век нашей столицы. Особенно в центре города. Штрафы для нарушителей экологической дисциплины просто смешные - 500 рублей за сброс. Да еще надо поймать за руку, доказать, что именно это предприятие выливало мазут, нефть, отходы... Не поэтому ли в прошлом году за Яузу никого не оштрафовали? А сами-то мы, как ведем себя возле реки? Ведь то, что вылавливают "водолазы" Клитина, - прежде всего дело рук самих москвичей. Поел, попил и весь мусор - в поток. Мосводосток, есть такая организация в столице, ловит мусор лишь при впадении Яузы в Москву-реку... Только самой реке от этого уже не легче.
С Виктором Николаевичем Клитиным мы договорились вновь проплыть по Яузе ближе к лету. Посмотрим, что нового-хорошего появится на реке и по берегам. Потому как оставлять все как есть категорически нельзя.


Loading...



Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.