Главная Культура 08:09 30 Декабря 2015 17910
Богомоловы. Сага

Почему Константин не стал кинорежиссером 

Анжелика Заозерская

На премьеру в МХТ «Мушкетеры. Сага. Часть первая» коллеги провожали меня с долей белой зависти и с жалостью. Попасть на сенсационный, модный спектакль, да еще по контрамарке с местом в партере, – круто. Но пять часов показа (журналисты – народ осведомленный) – это время перелета из Москвы в Париж и обратно. Впрочем, если повезет, можно оказаться в Париже и Версале без передвижения. Но можно и не оказаться, зная о каверзах режиссера Константина Богомолова – постановщика тех самых «Мушкетеров».

Нет, по-любому Париж должен быть. Если мушкетеры могли забрести куда угодно, то Королева и Кардинал, а они значатся в программке, прикованы к столице. Работницы гардероба Московского Художественного (именно создателю этого театра Константину Сергеевичу принадлежит фраза «театр начинается с вешалки»), бережно принимая мою шляпку, робко пожаловались: «Для нас «Мушкетеры» – не подарок, спектакль заканчивается после полуночи, и пока всех оденем, метро закрыто, а на такси денег нет». По секрету они также рассказали, что Богомолов после конфликта с худруком МХТ Олегом Табаковым из-за «Карамазовых» отказался делать какие-либо сокращения в принципе. И конечно служительница театральной вешалки, которая работает в МХТ больше 20 лет, поделилась своим высоко профессиональным мнением: актеры в спектакле играют потрясающе, особенно народная артиста России Ирина Петровна Мирошниченко, а значит, эта длинная история, именуемая «сагой», оправдана.

В фойе все знакомые лица – актеры, телеведущие. Половина зала – халявщики, т.е., простите, приглашенные. Мое место – по соседству с самым высоким актером России, Сергеем Епишевым из вахтанговской труппы. Радуюсь, что так, ведь могло быть гораздо хуже – позади него. Правда, довольно скоро моя радость подувяла – Сергей не только высокий, но и широкий. В кресле ему было тесно, и он, без ложной скромности, посягнул на мой стул. Да еще смеялся чаще других.

А мне, знаете ли, было не смешно. Не то чтобы я без чувства юмора, просто не успевала ловить умные изречения Константина Богомолова, которые скороговоркой, как на упражнении по технике речи, произносили актеры. А я их записывала, потому что больше театра, больше кино, больше Парижа люблю новые, неожиданные, смелые мысли. До этого я читала статьи его папы – блистательного кинокритика Юрия Богомолова. Даже брала интервью у Юрия Александровича, когда в начале 2000-х вышла его книга «Хроника пикирующего телевидения», в которой я прочитала неожиданное, но предельно точное сравнение: «Телеведущая Арина Шарапова – Миледи отечественного ТВ». Для интереса – Светлана Сорокина там – Родина-мать, Владимир Познер – лейтенант Коломбо…

В спектакле Константина Богомолова Миледи – Марина Зудина, Родина-мать или, точнее, Королева-мать – Ирина Мирошниченко. Богомолов-сын унаследовал талант своего отца – выпускника киноведческого факультета ВГИКа – образно мыслить и выявлять человеческую сущность. Не то чтобы Марина Зудина – вылитая Миледи из романа Дюма, но некоторые черты этой незаурядной дамы – выдержка, целеустремленность, таинственность, красота, манерность, скрываемая властность и фатальность – у супруги худрука МХТ, безусловно, присутствуют. А то, что Ирина Мирошниченко – королева всех времен и народов, – видно невооруженным глазом. Этот абсолют Константин Богомолов использовал с присущей ему и его родителю смелостью, переименовав Анну Австрийскую в… Ирину Петровну.

Нельзя сказать, что все в спектакле так уж переиначено с высшего парижского света на российскую провинцию. Но последней в этом «романтическом трэш-эпосе» (так обозначен жанр в афише) куда больше. Все мушкетеры, а не только Д’Артаньян, – деревенские парни, да еще из неблагополучных семей и, увы, сироты. Каждый похоронил свою мать. Атос (Игорь Миркурбанов) ее вовсе убил. За это Богомолов уготовил ему жуткое испытание – любовную связь с другом, бывшим мушкетером. Нет-нет, Атос – мужчина, настоящий мужчина, более чем мужчина, только вот Миледи, по версии Богомолова, – не женщина, а тот самый бывший мушкетер и друг Атоса – Вадик. Почему Вадик? Может, потому что так зовут родного брата Игоря Верника (Арамиса)? Да ведь и режиссер свое имя Костя ассоциировал с именем Констанции (Александра Ребенок) – девушки легкого поведения, но доброй, даже щедрой. Притом откровенно плохой актрисы (что не минус, а плюс Александре). Констанция изображает этакую Надюшу из фильма Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром», не снимая меховой шапки ни в спальне, ни перед Королевой (а ее величество Ирина Петровна – простоволосая).

В «Мушкетерах» – не одна пародия на шедевры кино. Более того, как журналист с опытом не могу не видеть, что многие сцены из «Мушкетеров» – инсценированные газетные рецензии. Вся эта цепочка предположений, версий, аллюзий и манит зрителя на спектакли Богомолова. Причем режиссер предлагает кроссворды и ребусы – как для интеллектуалов (в этих «Мушкетерах» умники-книголюбы найдут, например, мысли о любви и смерти из «Баллады Рэдингской тюрьмы» Оскара Уайльда), так и для незатейливых умов (шуточки на уровне КВН). Политики, к счастью, в «Мушкетерах» нет, потому что страной правит не Король (он чисто номинальный – «живой труп», и его играет толстяк Александр Семчев), а у Королевы – блондинки, влюбленной в молодого юношу – поп-звезду (перевоплощение Бекингема в исполнении Павла Табакова – сына Олега Табакова и Марины Зудиной), нет интереса к власти. Да и Кардинал (Виктор Вержбицкий) не Ришелье хотя бы потому, что у него всего два гвардейца (Артем Панчик и Владимир Панчик). Миледи влюблена как кошка в Атоса, пусть ее и разоблачает зеркало (в нем красотка является Вадиком с волосатой грудью). Заодно Миледи-мушкетер – слуга крашенной в блонд королевы…

Ожидаемый вопрос: что же в «Мушкетерах» от романа Дюма? Да что вам дался вам этот француз – автор бульварных романов? Достаточно того, что у Дюма был сын – тоже Александр Дюма, и женат он был на роковой русской женщине – Надежде Нарышкиной, истинной Миледи. Из-за которой автор пьесы «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылин оказался в тюрьме, где и написал свой шедевр…Так что в русской истории и литературе хватает своих таинственных саг для трэша-эпоса. Между прочим, Сухово-Кобылин в возрасте 85 лет умер во Франции, недалеко от Ниццы, где жил со своей дочерью от Надежды Нарышкиной. А может Надежда-Констанция в меховой шапке – не из фильма, а из реальной жизни, тем более что Нарышкина крутила роман с Сухово-Кобылиным при живом первом муже – графе Нарышкине, как и Констанция Бонасье.

В спектакле «Мушкетеры» смертей не меньше, чем у Дюма. Умирают матери, отцы, любимые. И есть склепы. И даже ангел смерти (Сергей Чонишвили), и просто ангелы, и, разумеется, отпускающий грехи Кардинал. Но я не стала ждать, когда Атос задушит Миледи и когда умрет Ирина Петровна. Третье действие мне рассказали в гардеробе. Признаюсь, общение с мудрыми людьми, прожившими жизнь, для меня полезнее, чем «Сага» Константина Богомолова.

Да, если бы Константин Юрьевич в свое время пошел не в ГИТИС, а на режиссерский факультет ВГИКа, мастера бы ему сказали: «Костя, надо резать, безжалостно резать лишнее – пленка не выносит пустоты и болтовни». Еще бы сказали: «Чтобы зритель пять часов сидел в кинотеатре и смотрел на экран, это должно быть та-акое кино!..»

Замечу, что киноманы – не такие интеллигентные люди, как театралы: легко могут уйти не на четвертом часу абсурдного спектакля, а через полчаса после начала – недорогой билет их не держит. Я, театрал, шла по Камергерскому, который перед Новым годом не хуже Версаля, и думала: «А почему короля не играет Олег Табаков, который был прекрасным Людовиком XIII в фильме «Три мушкетера» Георгия Юнгвальда-Хилькевича? Одна из версий: шесть раз в месяц играть в спектакле, который идет пять часов, – неразумная трата сил и времени для очень занятого художественного руководителя театра. Вторая версия: играть человека, который закрывает глаза на измены свой Королевы и называет себя «трупом», вечно юный, молодой и бодрой Олег Павлович не захотел. 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7412
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5342
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4617
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4210
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4184
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?