Журналист в квадрате

Автор этой статьи пишет о кино более 40 лет. Но статьи (а потом и книги) Валерия Кичина являются для него прекрасным и чаще всего недостижимым образцом

Один из авторитетнейших кинообозревателей страны отмечает юбилей


Не знаю, повезло или не повезло Валерию Кичину с днем рождения: он появился на свет 31 декабря, в канун Нового года. С одной стороны, общее для страны новогоднее торжество как бы поглощает, растворяет в себе его личный праздник. Но если посмотреть с другой стороны, то получается как бы двойной праздник, можно даже сказать, праздник в квадрате! А для читателей и почитателей Валерия Кичина — замечательного журналиста, авторитетного кинокритика, обозревателя «Российской газеты» — получается праздник в кубе.

Позволю для начала личное признание: я пишу о кино, страшно сказать, более 40 лет. И сколько себя помню в качестве киножурналиста, ровно столько статьи (а потом и книги) Валерия Кичина являются для меня прекрасным и чаще всего недостижимым образцом. Так мы и идем по жизни многие десятилетия рядом: он в качестве моего негласного наставника, старшего товарища, я в качестве его преданного ученика.

За свою жизнь Валерий поменял немало мест работы. Это были неизменно «топовые», как бы мы сказали сегодня, издания: «Искусство кино» и «Советский экран», «Литературная газета» и «Советская культура», «Столица» и «Общая газета», «Известия» и «Неделя». Последние годы он работает в «Российской газете» — титульном печатном органе нашей страны. И во всех этих разнообразных изданиях я безошибочно и сразу — иногда по одному абзацу, по одной фразе — узнавал и узнаю блистательное перо Валерия Кичина.

У него есть поразительное, редко встречающееся у критиков, склонных к наукообразной лексике, свойство: о серьезных и глубоких вещах он умеет писать в высшей степени увлекательно. В его стиле есть какая-то моцартианская, пушкинская легкость, оттого его блестящие статьи, интервью, репортажи, книги уже много лет читают миллионы. А он не устает делиться с ними своей искренней, заразительной радостью от талантливых новинок киноэкрана и своим неприятием фильмов пошлых, конъюнктурных, злачных, которых, увы, в кино всегда хватает.

В свои 80 лет (пора уже рассекретить возраст юбиляра) он по-прежнему сухощав, стремителен, легок на подъем. Только юношески задорный чубчик стал с годами седым. Его привечают на главных кинофорумах мира — в Канне, Берлине, Венеции, откуда в дни фестивальной страды в ежедневном режиме он пишет свои темпераментные обзоры. А кроме того, успевает сходить еще и в местный театр, в музей, на интересную выставку...

Как-то мне довелось вместе с ним целую неделю провести в Варшаве на днях российского кино. За три дня он отсмотрел, перебегая из зала в зал, все необходимые ему фильмы, написал в газету два репортажа, взял несколько интервью впрок для радио «Культура», где он вел передачи «Кино по пятницам» и «Музыка в квадрате», оббежал с кинокамерой исторические достопримечательности города — и... попросил у организаторов фестиваля обратный билет в Москву. Те всполошились: не нравится гостиница, погода, город? Нет, Валерию просто не понравилось, что у него закончилась работа. Вслед за Федерико Феллини, одним из своих любимых режиссеров, он мог бы повторить: «Только когда я делаю свою работу, я чувствую, себя поистине живым».

Эта неусыпная жажда деятельности вкупе с интересом ко всему новому, неизведанному подтолкнула Кичина из киноаналитика стать еще и кинопрактиком. Сначала он придумал и организовал онлайн-фестиваль «Дубль дв@», который «Российская газета» провела в Интернете уже девять раз, приобщив к «неизвестному российскому кино» под миллион зрителей из 100 стран мира.

А затем у себя на родине, в славном городе Екатеринбурге, стал инициатором и программным директором Уралкинофеста — грандиозного Фестиваля фестивалей, который втянул в свою орбиту не только огромный мегаполис, но и прилегающие к нему города-спутники. И все это, заметьте, без отрыва от работы в ежедневной газете! Многим ли, в том числе и более молодым коллегам, под силу такой стремительный рабочий ритм?

Он, конечно, мастер, гуру, классик газетной журналистики — наряду с Владимиром Губаревым, Юрием Ростом, Ольгой Кучкиной, Ярославом Головановым. Лауреат всевозможных премий, заслуженный работник культуры России. Любимец читателей. Собеседник гениев. Валерий имел счастье общаться с Роланом Быковым, Григорием Гориным, Муслимом Магомаевым, Олегом Табаковым, Евгением Колобовым, Михаилом Козаковым, Александром Абдуловым, Александром Сокуровым, Глебом Панфиловым, Марком Захаровым, Андреем Кончаловским, Михаилом Шемякиным, Андреем Звягинцевым и еще десятками мировых знаменитостей.

Его дарили своей дружбой Эльдар Рязанов, Петр Тодоровский, Людмила Гурченко — о Людмиле Марковне он написал замечательную книгу. Наталья Гундарева, замученная желтой прессой, распространявшей небылицы о ее здоровье, свое единственное интервью между двумя инсультами дала именно Валерию Кичину. Была уверена: он проявит не только высочайший профессионализм, но и деликатность, такт, человеческую отзывчивость. На этом исповедальном, пронзительном интервью, которое невозможно читать без комка в горле, молодых журналистов надо, как мне кажется, учить профессии.

Сам он в учителя, педагоги, обладая обширными познаниями в области кино, театра, музыки, фотографии, живописи, дизайна, подаваться не торопится. Живая журналистская работа в ежедневной газете ему дороже и ближе всего. Легкого пера и крепкого здоровья, дорогой Валерий Семенович!




Кто, по вашему мнению, стоит за массовыми акциями протеста в Грузии?