Новости
Главная Культура 20:25 30 Июня 2016 16155
Между «Лузерами» и «Отбросами»

Московский кинофестиваль нуждается в перезагрузке

Леонид Павлючик

В четверг поздно вечером, когда номер уже был подписан в печать, завершился 38-й Московский международный кинофестиваль. Так что мы не можем в этой статье назвать имена лауреатов киносмотра. Но зато можем с уверенностью утверждать одно: выбор перед жюри опять стоял нелегкий. Не потому, однако, что было много хороших фильмов и пряников не хватило на всех, а потому, что конкурс, по которому судят об уровне фестиваля, — увы, традиционно подкачал. Это самая уязвимая, поистине ахиллесова пята ММКФ. И, по большому счету, главную награду в конкурсной программе из 13 по большей части средних, а то и откровенно слабых картин присуждать было некому. Яркой, прорывной ленты опять не случилось. Но «Золотого Георгия» вручать все равно надо — таковы уж правила игры...

Никита Михалков, президент ММКФ, внезапно приболевший к началу фестиваля и пропустивший церемонию открытия феста, но, говорят, приведший себя в боевую форму к его окончанию, на брифингах и в интервью традиционно гордится тем, что Московский международный является киносмотром класса А. На самом деле это давно уже предмет не гордости, а, как мне представляется, хронической головной боли его устроителей. Ведь так называемый класс А предполагает, что в конкурсе имеют право участвовать только новые, не засвеченные на других фестивалях фильмы.

Что это значит на практике? А то, что в феврале закончился Берлинский кинофестиваль, в мае — Каннский, в сентябре стартует старейший в мире Венецианский киносмотр. И все лучшие фильмы мирового кино, так уж десятилетиями повелось, были или будут показаны на этих трех основных фестивальных площадках. А на долю Московского международного, несмотря на все усилия квалифицированной команды отборщиков, год за годом достаются, простите за резкость, отбросы мирового кино.

По иронии судьбы, именно так — «Отбросы» — называлась картина британского режиссера-дебютантки Тиндж Кришнан, победившая несколько лет назад на ММКФ. Кто-нибудь помнит ее, кроме отборщиков да пары-тройки въедливых критиков? Кто-нибудь слышал о триумфальной судьбе фильма «Брат» Марселя Раскина? А «Волны» Альберто Мораиса, «Частица» Эрдема Телегеза, «Мой мужчина» Кадзуеси Кумакири, «Лузеры» Ивайло Христова, завоевавшие в последние годы главные призы в Москве... Вам что-нибудь говорят эти названия, у вас на слуху имена этих режиссеров? Боюсь, и конкурсные фильмы нынешнего года — будь то «Мари и неудачники» француза Себастьена Бетбедера, «37» датчанки Пук Грастен, «Дневник машиниста» серба Милоша Радовича, «Пелена» филиппинца Ралстона Джовера, «Память забвения» бразильца Руя Герра, независимо от того, получат они награды на ММКФ или нет, ждет та же печальная участь скорого забвения.

Из Берлина, Канн, Венеции ведущие российские кинокритики каждый день пишут в номер обстоятельные обзоры увиденных в конкурсе фильмов. На Московском международном на конкурсные картины они, за редким исключением, уже давно не ходят. Знают: в нем нет статусных имен, нет сильных, неожиданных картин. В этом году маститые акулы пера пришли только на фильм Николая Досталя «Монах и бес» — но это свое, родное, в любом случае посмотреть и поболеть за него надо. Простая публика тоже не очень-то ломится на конкурсные показы, предпочитая увенчанные призами других киносмотров картины из авторских программ «8 1/2 фильмов» Петра Шепотинника, «Европейская эйфория» Андрея Плахова, «Фильмы, которых здесь не было» Стаса Тыркина, «Свободная мысль» Сергея Мирошниченко и Григория Либергала.

Особый ажиотаж на ММКФ каждый год разгорается вокруг фильмов, показанных в каннской программе. Прямиком из Канн в этом году к нам приехала добрая дюжина картин, включая новые работы Вуди Аллена, братьев Дарденн, Брюно Дюмона, Кристиана Мунджиу, Алехандро Ходоровски и других корифеев мировой режиссуры. В этом году чуть ли не до рукоприкладства доходило на показах картины «Сьераневада» одного из лидеров румынской «новой волны» Кристи Пую. Устроители ММКФ, похоже, намеренно подогрели ажиотаж, поставив этот фильм в небольших кинозалах, куда не смогли попасть все желающие. Дело чуть не кончилось потасовкой с охраной, некоторые зрители чудом избежали переломов рук и ног. Вот такой бы ажиотаж — да на фильмах собственной конкурсной программы! Но этот фантастический сюжет нам может только сниться...

По сути, Московский международный де-факто давно уже превратился из фестиваля класса А, где первичен конкурс, в фестиваль фестивалей, где главный интерес представляют фильмы — лауреаты других киносмотров. По мне, так и надо де-юре закрепить этот статус. Раз и навсегда отказаться от тягостного, мало кому интересного конкурса (во всяком случае, в его нынешнем виде) и повернуться лицом к московской публике, к любителям качественного зрительского и яркого авторского кино. Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов справедливо утверждает, что в мировом фестивальном обороте ежегодно крутится порядка 100–150 хороших фильмов. Зачем тогда показывать в Москве 360 картин, как было еще пару лет назад, до экономического кризиса? Да и 200 фильмов, как было нынче, тоже перебор. Среди этих двух сотен лент много откровенного мусора, шлака. Лучше, как говорил один вождь, меньше, да лучше. Готов и формулу для ребрендинга киносмотра подсказать: «Московский международный фестиваль фестивалей. Сто лучших фильмов мирового экрана». Идею дарю!

Но если устроителям, Никите Михалкову и его соратникам, так уж дорога идея конкурса, жюри, призов, то все это можно иметь и в рамках фестиваля фестивалей, но уже на принципиально другом уровне. Вы только представьте эту картину маслом: в конкурсе Московского международного отныне соревнуются не фильмы-однодневки, поставленные никому не известными режиссерами, а призеры Канн, Берлина, Венеции, Локарно, Монреаля... По такой модели, кстати, работают международные фестивали у наших друзей и соседей — «Листопад» в Минске, «Золотой абрикос» в Ереване. У них гораздо меньше финансовых возможностей, чем у организаторов ММКФ, а конкурсные программы на порядок лучше. Может, все дело в том, что они не претендуют на лавры фестиваля класса А, а просто собирают по миру хорошее кино. И с удовольствием показывают его своим зрителям.

Из истории фестиваля

В разные годы победителями фестиваля становились фильмы Сергея Бондарчука, Анджея Вайды, Стенли Крамера, Франческо Рози, Кането Синдо, Этторе Сколы, Акиры Куросавы, Хуана Антонио Бардема, Станислава Ростоцкого, Сергея Герасимова, Кшиштофа Кесьлевского, Золтана Фабри, Глеба Панфилова, Элема Климова, Кшиштофа Занусси.

Впервые Московский кинофестиваль состоялся в 1935 году. Он назывался «Советский кинофестиваль в Москве». Картины прислали из 19 стран. Открытие состоялось в кинотеатре «Ударник». Председателем жюри был Сергей Эйзенштейн. В конкурсе участвовали фильмы режиссеров-классиков: «Хлеб наш насущный» Видора, «Клеопатра» Демилля, «Маленькие женщины» Кьюкора, «Частная жизнь Генриха VIII» Корды.

Кинофестиваль был возобновлен в 1959 году по инициативе министра культуры Екатерины Фурцевой и стал проводиться каждые два года. С 1972 года ММКФ получил аккредитацию класса «А» Международной федерации ассоциации кинопродюсеров (FIAPF). С 1999 года по настоящее время фестиваль проводится ежегодно.

По экспертным оценкам, общий бюджет кинофестиваля до резкого скачка валютного курса во второй половине 2014-го в течение нескольких лет составлял около 6 млн долларов, что сопоставимо с бюджетами известных европейских кинофестивалей (Каннского, Венецианского и Берлинского).

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8999
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5736
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4359
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4148
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?