Работа для своих: в РФ хотят ввести «приоритет трудоустройства нацкадров»

За первый квартал 2020-го в РФ с рабочими целями въехали 1,6 млн иностранцев. При этом к 20 мая в результате режима самоизоляции работу потеряли 1,66 млн россиян

Российские власти обсуждают возможность законодательно закрепить преимущество россиян перед иностранцами при приеме на работу. Эта мера упоминается в отчете Министерства труда, посвященном дискуссии в группе по реализации концепции государственной миграционной политики при администрации президента, с которым ознакомились обозреватели «Известий».

В настоящее время российское законодательство не предусматривает преимуществ для россиян при трудоустройстве. В результате для рядовых работников, будь они гражданами РФ или гастарбайтерами, условия найма являются одинаковыми. По крайней мере, формально.

Формально правильное предложение

Пока власти влияют на рынок труда через систему квот, которые разнятся от отрасли к отрасли. Так, в строительной сфере разрешено отдавать иностранцам до 80% мест, в сельском хозяйстве – половину. Однако эти меры не касаются квалифицированных кадров, которые могут приезжать в РФ и занимать места без всяких ограничений.

«В западных странах эта идея реализована следующим образом. Предприниматель обращается в госструктуру, что ему нужно нанять высококвалифицированного сотрудника-иностранца. Чиновники оценивают, можно ли закрыть эту позицию национальным кадром, если нет — разрешают нанять иностранца, как правило, на несколько месяцев. Это время стараются использовать, чтобы обучить своих работников», – пояснил «Известиям» проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.

Возможность введения подобных механизмов российские чиновники и рассматривают в настоящее время. По мнению доцента базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ РЭУ им. Г.В. Плеханова Фарида Мирзабалаева, российских работодателей необходимо обязать доказывать, что рабочее место, которое они собираются отдать иностранному специалисту, никак не может быть занято российским работником. Проверять обоснованность заявки должна Служба занятости.

При этом даже участники обсуждения не совсем понимают, каким образом можно отслеживать соблюдение нормы, а именно – на основе каких критериев делать вывод, что россияне не стремятся занять ту или иную должность.

Формально – правильно, а по сути – издевательство

Несмотря на то, что озвученная чиновниками и околовластными экспертами инициатива выглядит как вполне оправданная, ситуация целиком и полностью подпадает под известный ленинский афоризм.

Проблема российской экономики состоит в том, что из-за двухмесячного карантина катастрофическим образом сократились доходы основной массы населения. То же самое произошло и с оборотами малого и среднего бизнеса. В результате, с одной стороны, имеется обвал платежеспособного спроса, с другой – рост безработицы. Возникла система с положительной обратной связью: из-за уменьшения доходов россияне стали меньше покупать товаров и услуг, а низкий уровень продаж не позволяет бизнесу раскрутиться и всосать массу безработных граждан. Низкая покупательная активность провоцирует разорения, а разорения в свою очередь приводят к росту безработицы. Российская экономика начинает ввинчиваться в штопор стагнации.

Квалифицированные иностранцы, прибывшие трудиться в РФ, никак не влияют на ситуацию, – чего нельзя сказать об их малообразованных соотечественниках. Во-первых, потому, что их много. Только за первый квартал текущего года на территорию РФ с рабочими целями въехали 1,6 миллиона иностранцев. При этом, по официальным данным, к 20 мая в результате «режима самоизоляции» работу потеряли 1,66 миллиона россиян. По сравнению с доковидным уровнем безработица выросла на 29%. Нетрудно заметить, что статистика по количеству въехавших гастарбайтеров и потерявших работу россиян почти тождественна.

При деградации экономики обычным делом является переход квалифицированных работников на менее квалифицированные должности. Кто жил в девяностые, может вспомнить множество историй, когда люди с учеными степенями и даже офицеры Генштаба шли разгружать вагоны и таскали тюки на рынках. В современной экономической модели такой возможности нет. Все условно низкооплачиваемые и малоквалифицированные отрасли прочно заняты трудовыми мигрантами. В случае ухудшения ситуации и дальнейшего обострения кризиса россиянам просто некуда будет отступать: социальная ниша уже занята.

Не надо иллюзий

Ошибочно представлять россиян и некой «белой костью», сплошь высокопрофессиональными инженерами, переводчиками и дизайнерами, которые умрут, но не пойдут работать в поля и на стройплощадки.

По данным Росстата, самой распространенной среди россиян мужской профессией являются водители. Профессионально крутят баранку 6,6 миллионов человек. Еще 3,8 миллиона заняты в металлургии и машиностроении. Третье и четвертое места занимают строители и охранники, по 2,2 миллиона в каждой из отраслей. Не намного лучше ситуация и с женским трудом: 4,7 млн россиянок работают кассирами, 3,3 млн – специалистами в сфере администрирования и бизнеса, 3,7 миллиона заняты в сфере образования. В общем и целом, по оценкам экспертов, в 2019 году 34 миллиона наших соотечественников находились в квалификационной яме.

Водители и охранники социально близки к тем нишам, что занимают малообразованные мигранты, а строители и кассиры и вовсе вынуждены конкурировать с иностранцами за кусок хлеба. Притом даже задолго до появления COVID-19 представители наиболее многочисленных профессий находились под угрозой массовых увольнений из-за низкой квалификации и развития технологий.