Первый вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин, курирующий вопросы оборонной промышленности, написал президенту России Владимиру Путину письмо с просьбой снять с должности генерального директора «Уралвагонзавода» Олега Сиенко, а саму компанию изъять из ведения Росимущества и сделать частью госкорпорации «Ростех».
О жестких предложениях от Рогозина изданию «Ведомости» сообщил источник в федеральных кругах, близкий к руководству Минобороны и лично знакомый с топ-менеджерами «Уралвагонзавода». Свои предложения Рогозин аргументировал тем, что предприятие находится в сложном финансовом положении, и он опасается за выполнение гособоронзаказа.
Чемодан без ручки
В СМИ отметили, что представитель Рогозина предпочел не комментировать информацию. В пресс-службе «Уралвагонзавода» сообщили, что ничего не знают о письме вице-премьера; пресс-секретарь президента Дмитрий Песков был недоступен, а представители «Ростеха» и Минпромторга, которому, по словам информатора, президент поручил исследовать предложение Рогозина, комментировать ситуацию отказались.
Собеседник «Ведомостей» уточнил, что идея передачи «Уралвагонзавода», по всей видимости, рождена в аппарате Рогозина, а руководство «Ростеха» пока не ведает об этом «ни сном ни духом».
Известно, что на конец первого полугодия нынешнего года выручка «Уралвагонзавода» составила 43,1 миллиард рублей, а чистый долг – 276 миллиардов. Руководство компании рассчитывало стабилизировать ситуацию за счет госгарантий на 16 миллиардов рублей и докапитализацию из бюджета, однако ни того, ни другого добиться не удалось.
«Компания в тяжелом финансовом состоянии, надо что-то делать. Что? – поделился чиновник с репортерами. – В бюджете денег нет, значит, надо отдать тому, у кого есть. У «Ростеха» прибыль? Пускай возьмет. «Ростеху» это совсем не надо, но они сказали, что будут изучать вопрос».
На тебе, Боже, что нам не гоже
Очевидно, что для государства важно не допустить гибели стратегического предприятия. Ведь «Уралвагонзавод» выпускает не только вагоны, но и бронетехнику, притом работу свою делает весьма хорошо. У Минобороны нет никаких претензий к уральцам ни по модернизации имеющейся бронетехники (танков Т-72Б3, самоходных установок «Мста-С»), ни по разработке и выпуску новых изделий (танков на базе «Арматы», САУ «Коалиция»).
Военное ведомство устраивают и качество работ, и сроки выполнения заказов. Тем не менее, в Минобороны признают, что на одних их заказах компания прожить не сможет: рентабельность танковых контрактов составляет всего 3-5%.
Впрочем, по мнению аналитиков, для решения ситуации совсем не обязательно отдавать «Ростеху» весь «Уралвагонзавод». На баланс корпорации могут быть переданы только некоторые дочерние предприятия, вроде «ЧТЗ-Уралтрак» и «УВЗ-логистик», отягощенные наиболее токсичными долгами. Такая схема позволит сохранить все наработанные связи по линии вагонного производства. Другой вопрос, согласится ли «Ростех» оплачивать чужие миллиардные долги, ничего при этом не получив.
По данным информатора «Ведомостей», в настоящее время ситуация изучается не только руководством госкорпорации, но и Минпромторгом, и Минэкономразвития.
Опыт децимации
Обозреватели отмечают, что у Рогозина имеется довольно успешный опыт жестких кадровых решений. В течение нескольких лет вице-премьер в ручном режиме контролировал строительство космодрома «Восточный», грозившее сорваться из-за организационного хаоса и тотального расхищения средств.
«Саботажа я не позволю, просто голову оторву. Те, кто попытается украсть народные деньги космодрома, будут сидеть. Космодром мы построим. И мы будем гордиться этой стройкой, а те, кто привык работать по-старому, либо которых магнетизм больших денег слишком сильно притягивает - пусть пеняют на себя», – предупреждал Рогозин в марте 2015 года.
В апреле того же года зампред правительства устроил разнос руководству космической стройки, заявив что добьется увольнения бывшего главы «Дальспецстроя» Дмитрия Савина, который на момент заявления занимал должность замруководителя компании.
Кадровые решения и нелицеприятные выговоры дополнялись уголовными и административными делами в отношении подрядчиков и чиновников, имевших отношение к стройке. За время возведения космодрома к ответственности оказались привлечены 220 руководителей разных уровней. Многие из них оказались за решеткой по делам о миллиардных хищениях. В конце концов сам Рогозин на пару с главой «Роскосмоса» Игорем Комаровым тоже получили выговор от президента – «за идеальное разгильдяйство». Тем не менее, свое обещание вице-премьер выполнил: космодром был вовремя завершен и сдан в эксплуатацию.
