Главная Культура 16:36 05 Октября 2016 5628
Необычайные приключения итальянцев в «Зазеркалье»

Петербургский театр замахнулся на Россини, Доницетти и Пуччини, а вот ничего русского москвичам не спел

Сергей Бирюков

В Москве завершились гастроли санкт-петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье», проходившие с 27 сентября по 1 октября. Коллектив этот, один из самых творчески активных в Петербурге, всегда желанный гость на столичной сцене. А о значении нынешних пяти гастрольных вечеров достаточно сказать, что ими открылась программа Первого фестиваля «Видеть музыку», организованного Ассоциацией музыкальных театров России.

К сожалению, из-за плотного графика фестиваля не удалось посетить все гастрольные спектакли театра – знакомство с «зазеркальными» постановками «Джанни Скикки» и «Директора театра», видимо, еще впереди. Но и увиденного достаточно, чтобы поделиться впечатлениями и сделать некоторые выводы.

Прежде всего – руководство коллектива, видимо, считает одной из основ своего нынешнего курса освоение итальянского репертуара: к нему относятся четыре из предложенных шести названий. О первой из показанных работ, «Мадам Баттерфляй» Пуччини, я уже имел удовольствие писать. Коротко повторю, что эта продукция, не поразив воображение смелыми переосмыслениями (да и нужны ли они, если речь о театре для детей, где те, скорее всего, ВПЕРВЫЕ знакомятся с классическими шедеврами), захватила в первую очередь дирижерским прочтением Павла Бубельникова – тонким вслушиванием в вокальные и оркестровые детали, умением протягивать эмоции, не ослабляя их напряжения. Что очень важно в этой драме с малым количеством внешних событий, но огромной глубиной страсти и нравственного смысла.

Затея Дона Помпонио (Александр Подмешальский) повысить рейтинг телеканала La Gazzetta вызвала головную боль у него же самого

Следующие два представления вернули нас еще почти на век назад, в эпоху бельканто. Здесь «Зазеркалье» совершило исторический прорыв – впервые в России поставило оперу Россини «Газета, или Брак по объявлению». Правда, произведение это, как правило, не включают в списки главных удач автора «Севильского цирюльника», но все же – его писал тот же самый мастер и даже в тот же самый год, только семью месяцами позже.

Петербургская постановка до удивления точно скалькировала в себе эти особенности опуса: ее делал тот же коллектив, что и другие, более удачные продукции театра, но результат вышел изрядно уязвимым. Прежде всего – на запутанность (если не сказать путанность) интриги с тремя влюбленными парами наложилось радикальное осовременивание сюжета: действие перенесли из газетной редакции 1816 года в телестудию 2016. Сам по себе ход, обыгрывающий «рифму» дат и вечность проблем, стоящих перед журналистами, может быть, даже изящен, но дело губит невнятное донесение певцами текста, что особенно ударило по восприятию речитативов, исполняемых по-русски. Эти фразы, в отличие от итальянских стихов арий, не дублировались на табло и процентов на 60 до публики (по крайней мере до автора этих строк) не дошли. А то, что дошло, конечно, позабавило балаганной разухабистостью («Пора посылать за шкаликом – наш рейтинг зашкаливает» или «Получай пощечину – между нами все кончено!»), но, боюсь, к подлинному либретто имеет мало отношения.

Однако, когда речь о Россини, главное все же – не как поставлено, а как поют. Здесь успех сугубо переменный. Убедителен баритон Сергей Романов (охранник Филиппо). Бас Александр Подмешальский – не только обладатель приличного голоса, но и хороший комический актер. Дамир Закиров в роли рок-звезды Альберто все делает аккуратно, хотя тенор его – совсем не белькантовый (впрочем, где в России найдешь настоящий белькантовый тенор?).

Спектакль «Любовный напиток» вышел динамичным и стильным. В центре - Елена Миляева (Адина) и Дамир Закиров (Неморино)

Сопрано Ольги Васильевой (дочь директора телеканала Лизетта) слабовато и бедновато по тембру. Меццо-сопрано Дарьи Росицкой (Дораличе, дочь уволенного директора) цепляет слух слишком резким вибрато. Что же до Екатерины Курбановой (секретарша телеканала мадам ля Роз), то такой потрясающей женщине-вамп для успеха даже петь не обязательно, тем не менее она это делает, обнаруживая неплохое, хотя и не очень большое меццо.

Некоторые сцены отделаны великолепно – например, таинственно-осторожный «секстет слепого угадывания партнера»: большой ансамбль, идущий, замечу, без оркестра, но ни на сотую тона не смазанный исполнителями. Однако чаще, чем хотелось бы, исполнение оставляло ощущение неотшлифованности – вокальной, да и актерской: многовато суеты и недостаточно смысла. Это уже недоработка и дирижера Анатолия Рыбалко (хотя чисто оркестровые фрагменты звучат у него отлично), и режиссера Софьи Сираканян.

Совсем другое впечатление произвел на следующий день «Любовный напиток». Правда, режиссерское решение Александра Петрова и художницы Наталии Клёминой придать действию колорит итальянского неореализма (коммунальный дворик, велосипеды, граммофон с записью Карузо) сильно оригинальным не назовешь. Но стилистически оно выполнено достаточно чисто. Что же до музыкальной стороны, то могу только снять шляпу. Нет, у нашего знакомого Дамира Закирова (Неморино) бельканто не прорезалось, но мы же понимаем: «Зазеркалье» – не «Ла Скала». Зато подтвердили свое реноме обладатели низких голосов – баритон Владимир Целебровский (сержант Белькоре), бас Дулькамара (бас Алексей Сазонов). Сопрано Елены Миляевой (Адина) поначалу огорчило уже знакомым нам распространенным недостатком – резким мелким вибрато. Но партия, особенно виртуознейший дуэт героини с шарлатаном Дулькамарой, настолько «впета» и прожита! Лишь в самом конце, в последней арии (той, что идет под вкрадчивый аккомпанемент струнного пиццикато) начались обидные сбои интонации – видимо, певица просто устала от огромного напряжения роли.

Что же до дуэтов с яркой полифонией характеров (например, строчащий жизнерадостной скороговоркой сержант – исходящий кантиленными ламентациями герой), или чудесного хорика интриганок, или стретты Неморино, Адины, Дулькамары и хора, то это – великолепные примеры проникновения в дух и букву итальянской комической оперы и интонационный мир одного из ее знаменитейших представителей – Доницетти. Респект дирижеру Аркадию Штейнлухту!

Спектакль «Ноев ковчег» по-детски ясен и красив

Наконец, о светлой коде гастролей – одноактной опере Бенджамина Бриттена «Ноев ковчег». Это одно из самых радостных произведений композитора, вообще-то чаще пребывавшего в состоянии мрачности и сарказма (достаточно вспомнить его знаменитый «Поворот винта»). Все дело в том, что здесь сочинитель обращается прежде всего к детям, а именно в этих редких случаях его лицо озаряла улыбка (Простая симфония, Путеводитель по оркестру). Ну а детскому музыкальному театру такое прописано самой его природой. Нет, в «Ное» тоже много страниц партитуры окрашено в грозовые тона – ведь описывается всемирный потоп. Но главная краска в этом спектакле – детские голоса, которые принадлежат воспитанникам музыкально-театральной студии «Зазеркалья» и поддержаны ансамблем струнных инструментов младших классов Музыкального лицея Комитета по культуре Санкт-Петербурга, ансамблем блок-флейт (ученики различных школ города) и другими юными и взрослыми силами. Александру Петрову и Наталии Клеминой хватило такта не перегружать сцену обилием деталей, сделав действо по-ораториальному строгим. Ведь полифонических сложностей хватает в самой музыке – зато как уверенно ведут в этом многоголосном океане свой музыкальный корабль дети под руководством опытного маэстро Аркадия Штеунлухта!

Напоследок – замечание, оно же пожелание. Все-таки хотелось бы услышать-увидеть «Зазеркалье» в русском репертуаре. Пока из отечественной классики в афише театра – только «Иоланта» и «Петя и волк» (к тому же не доехвашие нынче до Москвы). Прекрасно, но маловато для одной из культурных столиц России. Разве дети не в состоянии оценить красоту и драму «Евгения Онегина», «Русалки», «Снегурочки» и других великих русских опер?

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3426
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3310
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3150
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?