Курс не подлежит сомнению: Захарова ответила на заявление Лукашенко о потере союзника

Накануне белорусский лидер заявил, что считает глупой и «притянутой за уши» идею объединения двух стран в единое государство 

Официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова отреагировала на слова президента Белоруссии Александра Лукашенко о том, что Москва может потерять единственного союзника «на западном направлении» в лице руководимой им республики.

«Что касается высказываний господина Лукашенко… Белоруссия – наш надежный союзник, партнер. Курс на расширение стратегического взаимодействия с Минском не подлежит сомнению. Это закреплено, в частности, в концепции внешней политики нашей страны. Мы считаем, что в рамках Союзного государства еще много можно сделать, чтобы повысить эффективность данного интеграционного формата. С этой целью создана соответствующая российско-белорусская рабочая группа», – заявила Захарова.

При этом она отметила, что по конкретным вопросам, претензии к которым высказал белорусский лидер, в частности – о поставках сельхозпродукции, налоговом маневре и автомобильным перевозкам, – ведется диалог в рамках профильных ведомств.

Яблоко раздора

Белорусский лидер уже не в первый раз критикует Москву. Ранее разногласия вызывали цены на российские энергоносители и попытки российских властей остановить ввоз через белорусскую территорию санкционных продуктов. Очередным яблоком раздора послужил налоговый маневр, в рамках которого Москва намерена с 2019 по 2024 год снизить до нуля экспортную пошлину на нефть, но при этом повысить размер налога на ее добычу.

Смена системы налогообложения приведет к тому, что Белоруссия будет покупать и нефть и нефтепродукты по более высокой цене, чем сейчас. По расчетам Лукашенко, это приведет к тому, что в следующие шесть лет республика переплатит за российскую нефть около 10 миллиардов долларов.

Накануне, комментируя намерение Москвы изменить налоговые правила для нефтедобывающих компаний, Лукашенко заявил, что Белоруссия может переключиться на поставки нефти из других стран. «Я уже давно ставил задачу, и нам надо ее решить: открыть альтернативную поставку нефти через прибалтийские порты. Если литовцы не согласны — с латышами договориться и закупать эту нефть», – заявил белорусский лидер.

Союзное государство: время пришло?

Ранее сообщалось, что Россия систематически перечисляет Минску крупные транши в рамках обязательств, которые на стороны накладывает соглашение о союзном государстве.

18 октября прошлого года министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что Москва перечислила Минску дополнительные 27 млрд рублей в качестве уплаты экспортной пошлины на нефть в связи с ростом ее цены. «Мы видим, что в связи с ростом цен на нефть возрастают и наши обязательства по перечислению экспортной пошлины на нефть республике Беларусь по сравнению с тем, что было в бюджете. Дополнительно 27 млрд рублей вносим в бюджет средства на эту цель», – отмечал глава Минфина.

По его словам, стороны согласовали, что Минск будет ежегодно закупать 24 миллиона тонн российской нефти. При этом белорусская сторона оплачивает деньгами только 18 млн, а остальные 6 млн идут в счет возврата таможенной пошлины, которую Белоруссия не платит, как часть союзного государства. Общий объем дотаций белорусской экономики только через нефтяные преференции российский Минфин оценивает в 2 млрд долларов в год.

В сентябре Белоруссия заявила, что Москва задолжала республике за «перетаможку» нефти с июля нынешнего года. В октябре после встречи президентов двух стран Россия перечислила союзной республике 263 млн долларов.

На этом фоне возникли слухи, что в 2019 году Москва активизирует ратификацию соглашений о создании союзного государства и тем фактически инициирует поглощение республики. У самого Лукашенко эти разговоры вызывают явное раздражение. Накануне он, в частности, заявил, что в ближайшей исторической перспективе и речи быть не может об объединении двух стран.

«Слишком много сегодня (я анализирую ситуацию в нашем обществе, да и у россиян) идет разговоров об объединении двух государств... Я называю эти вопросы очень глупыми, притянутыми за уши для обсуждения в нашем обществе», – сказал белорусский лидер