17 августа 2017г.
МОСКВА 
24...26°C
ПРОБКИ
7
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 59.25   € 69.65
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КУДА УПЛЫЛ НАШ ФЛОТ?

Латыпов Дмитрий
Опубликовано 01:01 11 Мая 2007г.
- Вот смотрю из окна кабинета на бухту Золотой Рог. На рейде всего три российских парохода, причалы пусты. И такая грустная картина все последние годы, - говорит президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, инспектор международной ассоциации транспортников (ITF) Петр Осичанский. - Недавно проводили мониторинг с сотрудниками южнокорейского порта Пусан. Так у них ежедневно на рейде и у причалов в ожидании разгрузки или погрузки находится по 100-120 российских судов! И не только там наши суда более частые гости, чем у родных причалов.

- Виновата в этом система налогообложения и непомерные таможенные пошлины, - считает один из руководителей портового хозяйства Владивостока, пожелавший остаться анонимным. - Например, заходит судно в Пусан на бункеровку - с него не берут ни цента. У нас же сдерут полные портовые сборы. А это немалые суммы. Например, за теплоход водоизмещением 20 тысяч тонн владелец должен оплатить 20 тысяч долларов. Зачем тратиться, если можно зайти в иностранный порт бесплатно?
Ситуация назрела настолько, что вмешаться пришлось президенту России Владимиру Путину. Глава государства на днях провел в Мурманске заседание по проблемам развития инфраструктуры морского транспорта России. Путин указал на преклонный возраст российского флота. Сегодня у нас более полутора тысяч судов, и большинство из них ходят под удобными для российских судовладельцев иностранными флагами. И количество таких судов постоянно растет. По сравнению с началом 1990-х оно увеличилось почти в 4 раза! Причем средний возраст таких судов - около 9 лет, а тех, которые ходят под российским флагом, - 24 года. "За последние 15 лет флот морских пароходств сократился в 4,8 раза. К примеру, уже не существует Балтийского морского пароходства, а флот Дальневосточного сократился почти на 66 процентов. Все эти факты говорят о том, что проблемам морского флота еще уделяется недостаточно внимания", - подчеркнул президент.
Обо всех этих проблемах "Труд" писал неоднократно. Российское судоходное сообщество вместе с морскими профсоюзами долго доказывало правительству необходимость закона о Российском реестре судов. Суть в том, чтобы серьезные отечественные судовладельцы оказались в равном положении с зарубежными конкурентами. Наконец закон принят. Изменится ли теперь ситуация к лучшему и вернутся ли под российский флаг отечественные морские перевозчики? Эксперты подивились нашей наивности. Посмотрите: крупнейшая компания страны - "Совкомфлот". Здесь самые новые суда, самый большой тоннаж. Компания целиком принадлежит государству. Но весь ее флот работает под "удобным", то есть иностранным флагом.
- Наш профсоюз считает, что оптимизм чиновников транспортного ведомства не отражает реальной ситуации с "удобными" флагами, - говорит председатель Дальневосточного регионального отделения Российского профсоюза моряков Николай Суханов. - Обещанного массового возвращения российского флота в родные порты не произошло. В законе о Российском международном реестре судов нет ни слова об условиях труда и оплаты моряков, об их страховании. Почему-то правительство додумалось застраховать автовладельцев, а вот обязать судовладельцев сделать это по отношению к морякам, которые находятся в более экстремальных условиях, чем водители, не додумалось. А регистрация судов в Российский международный реестр в 10(!) раз дороже, чем, например, в панамский. Судовладельцы, не имеющие никаких отношений с международными профсоюзами, - это в основном мелкие фирмы, владеющие доживающими свой век посудинами 25-30-летнего возраста, - конечно же, не пойдут на такую дорогую перерегистрацию.
Слава Богу, закон о Российском международном реестре судов снял налог на имущество. Ведь этот налог был одной из причин поголовного ухода в начале 90-х российских судов под "удобный" флаг. Построив судно за рубежом, к примеру, за 60 миллионов долларов, и подняв на нем российский флаг, судовладелец должен был заплатить около 18 миллионов долларов налога на имущество, для того чтобы ввезти его в Россию. Фактически мы бесплатно подарили миру огромное количество опытных квалифицированных моряков, которые не вернутся на российские суда, если судовладельцы не повысят оплату труда до международного уровня. А самое главное, подняв российский флаг, владельцы судов больше не смогут строить новые суда. Дело в том, что ни один иностранный банк не даст кредит под строительство нового флота под залог судов российского флага.
- Что мы теряем из-за того, что закон не довели до ума?
- Достаточно сказать, что в СССР существовало 17 пароходств, в наличии которых было 1500 судов общим тоннажем 18 миллионов тонн. Мы занимали 4-е место в мире по количеству судов и по тоннажу. Сегодня в России осталось 9 пароходств, у которых всего 200 судов. И только 5 процентов мировых перевозок приходится на российские суда.
Сырой закон приняли больше года назад. Его надо срочно дорабатывать, чтобы нашим судовладельцам было выгодно ходить под российским флагом.


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?