Главная Экономика 00:20 13 Октября 2023 4131
Самолет не летает - и становится «золотым»

Что не так в нашей авиастроительной отрасли?

Анатолий Журин
За несколько лет «лайнер русской мечты» МС-21 подорожал почти вдвое. Фото: UAC, globallookpress.com

«Труд» уже не раз писал, в каких муках российский авиапром уже четверть века ищет замену легендарному кукурузнику Ан-2. Кажется, вот-вот дело сдвинется с мертвой точки, но время идет, а наследник у самолета-работяги на аэродромах так и не появился. Новые российские крылатые машины существуют в проектах, причем по мере продвижения их к реальному производству имеют обыкновение стремительно дорожать.

В начале октября этот казус случился и с самолетом ЛМС-901 «Байкал», который давно готовится к выпуску на Уральском заводе гражданской авиации. Производитель сообщил, что с 2021 года стоимость самолета выросла на треть и сегодня составляет 178 млн рублей. Причем это цена в базовой комплектации, за дополнительные опции покупателям придется заплатить еще 117 млн.

Новые легкомоторные самолеты давно ждут в медвежьих уголках Сибири, Севера и Дальнего Востока, где на огромных территориях отсутствуют железные и даже надежные автомобильные дороги. Основным заказчиком новой крылатой машины стала единая дальневосточная «Аврора», доля которой принадлежит «Аэрофлоту» и правительству Сахалинской области. И как теперь прикажете им быть? Мало того что авиастроители постоянно вводят в заблуждение со сроками выпуска самолета, так еще и непомерно задирают цену, пробивая брешь в и без того скудном бюджете авиаперевозчиков.

Помнится, в начале текущего года президент на повышенных тонах призывал вице-премьера Дениса Мантурова перестать «валять дурака» и сформировать пакет заказов для авиазаводов. А теперь, получается, тем самым заказчикам надо или залезать в долги, или поднимать цены на авиабилеты.

Эта история вызывает целый ряд вопросов к российской авиационной индустрии, чьи руководители регулярно отчитываются об успехах в импортозамещении, и к членам правительства. Можно, конечно, бесконечно ссылаться на внешние политические и экономические факторы, дружно бранить инфляцию, объясняя увеличение стоимости долгожданных самолетов. Говорить о сложностях производства и логистики, о нехватке необходимых комплектующих деталей, современных станков и квалифицированной рабочей силы. Но кому легче от всех этих объяснений? В былые времена, на которые сегодня так любят ссылаться политики, наши отцы и деды выгружали станки на сибирскую и уральскую землю — и через считаные месяцы с них требовали готовые Ил-2. И тех, кто не справился, не журили в телевизоре...

Нынешнее увеличение цены на российские легкие самолеты «Байкал» на 48% за короткое время вызывает закономерные вопросы и требует подробного изучения. Ответы могут не только повлиять на текущие проблемы, но и сказаться на развитии всей нашей гражданской авиации. А ведь, судя по многочисленным речам, у нас другого пути нет, не так ли?

Как заметил один из наших авторитетных экспертов, такие истории будут повторяться, пока важнейшая для страны авиационная отрасль остается в ведении структуры под названием Минпромторг. Это многопрофильное ведомство никак не разберется, что для него главнее — создавать товар стратегического назначения или «наваривать» на нем прибыль. Такого вопроса не существует для «эффективных менеджеров», им тут все ясно, а специалистов в области авиации никто и не спрашивает.

«Если подойти к реальному обновлению парка авиатехники, — пишет наш читатель, — то надо признать необходимость создания комитета или министерства авиационной промышленности. Этим должны заниматься профессионалы — производственники и авиаторы, не понаслышке знающие, что такое взлет и посадка в тяжелых условиях и как нуждаются в неприхотливом крылатом транспорте миллионы россиян, которым выпало жить и работать далеко от Москвы. А нынешний Минпромторг — уже ясно всем! — больше напоминает министерство торговли».

Сегодня производство новых гражданских самолетов чиновниками отдано на откуп не имеющих необходимого опыта фирм. Так, суперджетом занялось ОКБ Сухого (боевые самолеты), «Байкалом» — УЗГА (ремонтный завод, впервые вообще взявшийся за авиастроение). Чем занимаются сегодня ильюшинцы, туполевцы, создававшие десятки лет гордость отечественного авиастроения, приходится лишь догадываться. Но это уже другая история, которую все эти годы стараются забыть...

Остается добавить, что и кукурузник Ан-2 вовсе необязательно списывать в утиль. Сегодня его модернизацией занимается новосибирский «Русавиапром» с участием НИИ авиации имени Чаплыгина. Эксперты считают, что при заинтересованном участии Минпромторга самолет ТВС-2МС можно быстро довести до ума, снабдить отечественным бензиновым двигателем и поставить на сборочный конвейер. И стоить он будет порядка 15 млн рублей. Но, видимо, такой вариант никому не интересен...

И тут снова приходится возвращаться к разговорам, идущим с начала нынешнего века. Сколько раз на самом высоком уровне звучали заверения: вот-вот взлетит «лайнер русской мечты», среднемагистральный самолет МС-21, призванный заменить уходящий в историю труженик Ту-154, а заодно и потеснить в нашем небе зарубежные А-320 и «Боинг-737». Громогласно заявлялось о планах вывести новый лайнер на воздушные трассы в 2015 году. Тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о госгарантиях на инвестиционный проект, были открыты кредитные линии ОАО «Корпорация «Иркут», общая стоимость инвестпроекта составляла почти 4 млрд долларов. Прошли годы, мы все время слышим все то же: «вот-вот». А лайнер не летает. Сначала чиновники Минпромторга делали ставку на кооперацию с «Боингом» и «Эйрбасом», а после объявления санкций Запада им пришлось искать другие пути. Что, в свою очередь, требует очередных вливаний из госбюджета. Может, это и есть главная цель — привлекать все новое и новое финансирование из государственной казны?

В середине нулевых, напомним, первоначальная стоимость МС-21 составляла 16-24 млн долларов в зависимости от модели и комплектации, что тогда было существенно ниже, чем у конкурентов. А в начале нынешнего года эта цифра подросла почти вдвое. Очень даже в духе времени!

Слово эксперту

Юрий Сытник, заслуженный пилот РФ

— Остановить рост цен на авиатехнику и, кстати, на последующую ее эксплуатацию в состоянии только регулятор отрасли. До каких пор он будет мириться с огромным числом посредников, наваривающих свою маржу на продаже оборудования, деталей, запчастей, авиакеросина?

Как выяснилось, Марк Твен был прав: землю действительно больше не производят

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Спрос на загородные участки бьет рекорды. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Похоже, этой весной всех одновременно потянуло к земле. И дело не только в долгожданном тепле, кружащем горячие головы. Спрос на загородные участки бьет рекорды — как следствие, земля в России резко подорожала. Как...

Почему в стране с крупнейшими газовыми запасами дома топят дровами

Александр Киденис
Труд
Почему народ вдруг отказывается от газификации, когда газ уже у забора? Ответ простой: нет денег. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

«Бояться нужно не генералов, а ефрейторов», — говорил герой французской кинокомедии «Закон есть закон». Нынче эти слова вспомнились при попытке выяснить, как выполняется общероссийская программа социальной...

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Кто виноват в случившемся?

Евгений Акатов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Вслед за затоплениями в Орске и Оренбурге дома ушли под воду до крыш в Кургане, в городе эвакуируют целые микрорайоны. «Уровень воды в реке Тобол...

Экономика 00:10 / 12 Апреля 2024 4504
Взаймы у жизни

Центробанк обнародовал портрет среднестатистического российского заемщика

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Оказывается, самый массовый российский заемщик - это пенсионер с тремя кредитами. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Как выяснилось, это пенсионер с тремя кредитами. В кабалу банков попали уже 50 млн россиян. Только за последний год их стало на 4,7 млн больше. Полстраны в долгах! Банк России выразил озабоченность тем, что...

Минфин выступил с инициативой повысить розничные цены на крепкий алкоголь. Ему не впервой

Алекс Зверев
Труд
Официальной причиной грядущего подорожания объявлены инфляция и рост производственных затрат. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

В результате таких хлопот с 1 июня самая дешевая поллитровка водки подорожает с 281 до 299 рублей, бренди — с 375 до 403 рублей, а коньяка — с 517 до 556 рублей....

Россия сравнялась с Европой по числу комнат на душу населения, но сильно превышает европейские стандарты по скученности

Алекс Зверев
Труд
Сейчас уменьшается число комнат в каждой отдельно взятой квартире. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Построив в минувшем году 110 млн кв. метров жилья, Россия сравнялась с минимальным европейским показателем числа жилых комнат на одного жителя страны: 1,1. Во Франции этот показатель равен 1,8, в Норвегии —...

После череды громких дел в правительстве решили сделать бизнес, называемый инфоцыганщиной, цивилизованным

Максим Башкеев
Труд
«Королеве марафонов счастья» Елене Блиновской на пару с мужем предъявили 900 млн рублей долга. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

После череды громких дел в отношении блогеров и всевозможных коучей, наставляющих россиян на путь истинный, но при этом уклоняющихся от уплаты налогов, в правительстве решили сделать бизнес, называемый еще инфоцыганщиной,...

Решение принято, чтобы не допустить повышения цен и перебоев с поставками продукта населению 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле одобрила запрет экспорта сахара из РФ. Информированный источник в пятницу, 5 апреля сообщил агентству «Интерфакс», что ограничение...

В России объявлена амбициозная программа развития туризма

Максим Башкеев
Труд
Одно озеро в это программе - это Байкал собственной персоной. Фото: globallookpress.com

В индустрию отдыха собираются вложить как минимум 1,5 трлн рублей и до 2030 года удвоить внутренний турпоток. Дело за малым: успеть за это время создать соответствующую инфраструктуру. До недавних пор отечественные...

Вести гостиничный бизнес по правилам сложно даже в Москве, Санкт-Петербурге или на побережье Черного моря

Максим Башкеев
Труд
черноморском побережье доля «серых» гостиниц доходит до 80%. Фото: Александр Лискин, globallookpress.com

Помните, как герой фильма «Мимино» получает заветное место в московской гостинице по большому блату, представившись эндокринологом? Сегодня на вокзале или в аэропорту ему бы оборвали фалды хозяева ночлежек,...

Также запрещается импорт отопительных котлов, электроинструментов, деревообрабатывающего оборудования и другой продукции

Фото: Carsten Reisinger/imagebroker.com, globallookpress.com

Правительство Японии приняло решение расширить антироссийские санкции. В частности, пополнился список товаров, которые запрещается ввозить в РФ. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-релиз японского министерства экономики,...

Как отметил зампред Совбеза, созданный Вашингтоном механизм присвоения российских ценностей противоречит международному праву 

Фото: www.government.ru

Соединенные Штаты развязали против России гибридную, судебную и правовую войны, чтобы обокрасть нашу страну, а заодно и создали механизм незаконного присвоения российских ценностей. Об этом в субботу, 27 апреля заявил в своем Telegram-канале...

«Поступательное развитие нашей экономики позитивно отражается на федеральном бюджете». – отметил глава государства

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С января по март 2024 года доходы федерального бюджета России увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2023 года более чем в полтора раза. Об этом, как сообщает ТАСС, рассказал президент РФ Владимир Путин. «Поступательное развитие...

Стоимость имущества восьми рыбодобывающих компаний оценивается почти в 22 миллиарда рублей

Фото: Oliver Ring/imagebroker.com, globallookpress.com

Федеральное агентство России по управлению государственным имуществом (Росимущество) стала владельцем восьми рыбопромышленных дальневосточных компаний. Об этом сообщает «Интерфакс». Соответствующие записи были внесены в ЕГРЮЛ 12...

По данным кабмина, при курсе менее 80 рублей за доллар пошлина нулевая

Фото: Konstantin Kokoshkin/Russian Look, globallookpress.com

Правительство России отменило экспортные пошлины на уголь на период с 1 мая по 31 августа. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров в своем Telegram-канале. «Правительство приняло решение отменить пошлины на вывоз энергетического...

Проектом распоряжения предусматривается распределение субсидий 88 регионам

Фото: Vladimir Baranov, globallookpress.com

Правительство России одобрило выделение денег на проекты по созданию системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров. «О выделении Минтруду России в 2024 году из резервного...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?