Новости
Главная Культура 09:57 20 Июля 2016 2463
Барышников станет Нижинским

В Риге покажут спектакль знаменитого земляка о великом предшественнике

Сергей Николаев

Моноспектакль «Письмо человеку», поставленный по мотивам дневника великого танцовщика Вацлава Нижинского специально для выдающегося балетного артиста нашего времени Михаила Барышникова классиком современной авангардной режиссуры Робертом Уилсоном, можно будет увидеть на родине Михаила – в Риге, на сцене Латвийской национальной оперы 3-7 августа.

Бог танца, царь воздуха, восьмое чудо света – так восхищенная пресса сто лет назад описывала выступления всемирно известного танцовщика Вацлава Нижинского (1889-1950). Его грациозные высокие прыжки через половину сцены, во время которых он словно замирал над ней, казались почти мистическими. «Талантливый, вдохновенный художник с красивыми линиями тела, необычайно легким, воздушным прыжком, что позволило ему сразу же после окончания Петербургской балетной школы занять позиции ведущего танцовщика в репертуаре классического и современного балета», – так прославленного артиста балета характеризует хореограф, педагог танца, профессор Латвийской академии культуры Гунта Балиня.

«Свою настоящую жизнь Нижинский проживал на сцене, его насыщенная эмоциями балетная техника была только дополнением. Он уникальный для своей эпохи человек – родился и вырос в царской России, а вершин славы достиг в Европе, в составе труппы Русского балета, который, по сути, был зеркалом различных направлений западной и восточной культуры», – рассказывает организатор гастролей Андрей Жагарс.

Мать отдала маленького Вацлава в школу Мариинского театра в надежде на то, что он как артист балета в 36 лет получит императорскую пенсию. Если бы Нижинский танцевал на шесть лет дольше, если бы не началась Первая мировая война, а в России не наступили бы смутные времена, он действительно получил бы пенсию, как того желала его мать.

Однажды товарищи по школе подговорили Вацлава показать, способен ли он перепрыгнуть через пюпитр для нот. Когда Нижинский отвернулся, маленькие негодники подняли пюпитр выше, а пол натерли мылом. Вацлав прыгнул, ударился животом о пюпитр и потерял сознание. Из комы он вышел только через пять дней, и врачи называли это чудом.

Еще во время учебы Нижинского заметил танцовщик и хореограф Михаил Фокин, который хотел радикально изменить балет, отведя большую роль на сцене мужчинам. До этого они в основном выполняли роль «подпорок» для балерин, но Фокин считал, что раскрыть образы и эмоции может только танец двоих. Нижинский идеально подходил для этого – натренированное в школе тело позволяло ему танцевать все что угодно, а талант придавал жизненность любому движению.

В 19 лет покровитель Вацлава Павел Львов познакомил его с Сергеем Дягилевым. Знаменитый импресарио стал для танцовщика педагогом, опекуном и… скажем деликатно – сердечным другом. Он баловал Нижинского, обеспечивал ролями и отличной рекламой, но следил за ним, как сторожевой пес. Нижинский спасался в танце, создавая на сцене запоминающиеся образы – Золотого раба в «Шехерезаде», благородного поэта в «Сильфиде», принца Альберта в «Жизели», Петрушку и эфемерного призрака Розы.

Благодаря огромному тщеславию и гениальному пониманию Дягилевым театра появились знаменитые «Русские сезоны» («Les Saisons Russes») в Париже, которые стали не только артистической сенсацией, но и определили тенденции искусства, музыки, балета и моды на десятилетие вперед. Дягилев ставил спектакли для конкретных исполнителей, в том числе Нижинского, чтобы продемонстрировать его феноменальное мастерство и сексуальный магнетизм.

Позже Дягилев привлек танцовщика к хореографии, но Вацлав успел поставить лишь несколько балетов – «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» и вызвавшую скандал на премьере «Весну священную». В хореографии Нижинский следовал направлению модернизма, который публика того времени не смогла принять, а критики сегодня видят в ней прямое отражение эмоционального мира и фантазий танцовщика. Примечательно, что, исполняя роль фавна, танцовщик воском прикреплял к голове настоящие рога.

«Для хореографии Нижинского характерны общепринятые движения человеческого тела, слегка ломаные линии рук, шаги с закрытым положением стоп – полная противоположность классическому балету, который основан на движениях с развернутыми ступнями. Для того времени такая хореография была очень необычной и получила негативную оценку критики», – рассказывает Балиня.

Все изменилось после женитьбы Нижинского на венгерской аристократке Ромоле де Пульски. Молодая жена пыталась освободить мужа от пут деспотичного импресарио, не понимая, что для Нижинского Дягилев, балет и настоящая жизнь являются синонимами. Последствия оказались драматичными: разъяренный Дягилев не только прогнал танцовщика, но и в отместку стал чинить препятствия любым его попыткам создать собственную балетную труппу.

Как реакция на трудности – творческий простой, войну, невозможность ужиться с тещей – постепенно, почти незаметно стало развиваться безумие. В 1919 году Нижинский в течение шести месяцев пишет дневники, в которых отразились его переживания и крах здоровья. Позже Ромола, борясь с денежными проблемами, решает их издать, что и произошло в 1936 году.

Совсем скоро Вацлав встретится с Эйженом Блейлером – человеком, который первым громко произнесет слово «шизофрения». Последняя запись в дневнике танцовщика гласит о намерении пойти на эту встречу. Вскоре Нижинского отправят в санаторий в Крейцлингене, затем – в клинику Бельвю. В этих и других медицинских учреждениях он проведет последние 30 лет своей жизни.

«Письмо человеку» – это не биографической рассказ о Нижинском, а спектакль о сильных переживаниях, отношениях с искусством, Богом, семьей и эмоциональными дилеммами, отмечает Жагарс.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9028
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5739
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4364
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4178
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?