Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков прокомментировал прозвучавшее ранее предложение законодателей о том, чтобы начать применять в нашей стране смертную казнь для террористов и их пособников.
По выражению Пескова, вопрос о высшей мере наказания является «чрезвычайно сложным». К тому же, предложение поступило совсем недавно, утром 20 ноября. «Это совсем новое предложение, поэтому пока я не могу сформулировать какую-то позицию, - отметил представитель Кремля. – Я не хотел бы дискутировать на эту тему», — добавил он.
В плане отношения к вопросу смертной казни руководство РФ исходит из моратория, который был принят в стране с 1996 года. «В конце концов, (есть) решение о моратории, сейчас исходим из этого моратория», — цитирует слова Пескова «Росбалт».
Журналисты напомнили, что ранее Владимир Путин, говоря о смертной казни, называл вопрос о ее возвращении «бесполезным». На вопрос о том, не изменилась ли позиция главы государства с тех пор, Песков ответил: «Иных точек зрения президентом не озвучивалось».
«В авангарде борьбы со злом»
С предложением вновь ввести высшую меру в практику российских уголовных наказаний выступил сегодня лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Свою точку зрения депутат озвучил перед экстренным совместным заседанием Совета Федерации и Госдумы по вопросу противодействия терроризму.
По его словам, группировка «Исламское государство», деятельность которой запрещена на территории РФ, объявила войну другим странам, в том числе и России. «Раз на войне как на войне, сегодня в своем выступлении я буду предлагать внести изменение в российское законодательство и, как исключение из правил, ввести смертную казнь для террористов и их пособников, которые помогали террористам осуществлять теракты. Считаю, это делать необходимо», — заявил Миронов.
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко, в свою очередь, заявила, что РФ намерена добиваться создания международного трибунала для расследования преступлений террористических организаций. «Сейчас мир объединяется в противостоянии терроризму, и наша страна идет в авангарде борьбы с этим злом», - подчеркнула она.
«Слезы не помешают нам найти и наказать преступников»
Основанием для всех этих предложений в значительной степени стало обнародование информации, которой располагает ФСБ и спецслужбы – о том, что причиной крушения российского самолета А321 с семерыми членами экипажа и 214 пассажирами на борту стал террористический акт. На этой неделе об этом официально заявил директор ФСБ Александр Бортников; представители следствия сообщили также, что на телах погибших были обнаружены частицы взрывчатого вещества. Установлено, что на борту самолета взорвалась самодельная бомба мощностью до килограмма в тротиловом эквиваленте.
Владимир Путин, комментируя выводы спецслужб о причинах авиакатастрофы, заявил: «Убийство наших людей на Синае – в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников. Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем».
«Они и в тюрьмах мешают, вербуют людей»
Обозреватели отмечают, что одним из наиболее активных сторонников идеи возвращения высшей меры наказания является президент Чечни Рамзан Кадыров. В частности, по этому поводу он высказывался в середине октября: «Я полностью за это предложение, - заявил тогда Кадыров. – Это необходимая для России мера».
Как и Миронов, он отметил, что РФ вступила в войну с «Исламским государством», а значит, нуждается в корректировке подхода к борьбе с террористами. «Кормить их, держать их в тюрьмах – это неправильно, - убежден глава Чечни. – Они и там мешают, они и там вербуют людей... Их надо уничтожать».
Как именно следует приводить высшую меру наказания в исполнение, Кадыров не уточнил. Обозреватели, однако отметили, что в реальности Кадыров делает ставку на несколько иные методы противостояния экстремистам в руководимой им республике. «Мы договорились постоянно и доходчиво вести разъяснительную работу среди молодежи, чтобы ни один юноша не попал в сети интернет-вербовщиков, - рассказывал он в своем «Инстаграме». – Эта работа носит системный характер, благодаря чему из Чечни в рядах ИГ оказалось меньше всего молодых людей. Задача, чтобы не было никого!».
Тем не менее, на этой неделе Кадыров де-факто повторил свою прежнюю мысль о необходимости смертной казни, заявив, что с террористами нужно расправляться без суда и следствия. «Я предлагаю террористов при задержании подвешивать к беспилотникам, атакующим позиции Иблисского государства (так в Чечне называют запрещенную в России группировку «Исламское государство» – Trud.ru), и сбрасывать на головы сообщников. Никакие судебные заседания не нужны», - написал он на своей странице «ВКонтакте».
Что касается теракта в самолете авиакомпании «Когалымавиа», то, по мнению Кадырова, виновные должны «подлежать самому жестокому и показательному наказанию без срока давности». «Их нужно настигнуть, где бы ни скрывались, хоть в пустыне Сахара, хоть в Антарктиде. И народ должен знать, когда, где, при каких обстоятельствах каждый из них уничтожен», - заявил чеченский лидер.
Мораторий на смертную казнь действует в России с тех пор, как страна вступила в Совет Европы. Последний приговор с высшей мерой был приведен в исполнение в 1996 году. В мае текущего года вопрос о возвращении смертной казни уже выносился на рассмотрение Госдумы, однако восстанавливать ее, даже в качестве наказания за самые тяжкие преступления и терроризм, депутаты отказались.
