В Керченском проливе растет число жертв пожара, охватившего разом два иностранных судна – CANDY и Maestro. Ранее СМИ сообщали троих погибших, позднее – о 10 жертвах инцидента. Теперь же, по некоторым данным, стало известно, что авария унесла жизни 11 моряков.
Пресс-служба Росморречфлота сообщает, что людей с горящих кораблей спасают моряки с буксира «Спасатель Демидов» и еще шести судов.
Пожар в проливе
CANDY и Maestro ходят под флагом Танзании. На обоих кораблях – смешанные команды, состоящие из граждан Турции и Индии. По данным директора «Крымских морских портов» Алексея Волкова, экипаж «Кэнди» состоял из девяти граждан Турции и восьми индийцев; всего – 17 человек. На «Маэстро» было 14 моряков, в который входили по семь турецких и индийских граждан.
Волков уточнил, что граждан России ни на одном из судов не было. Также известно, что оба судна направлялись из Темрюка в Ливию с грузом сжиженного газа.
По предварительным данным, остановившись в нейтральных водах, экипажи начали перекачивать газ с одного корабля на другой. Во время операции произошел взрыв, после чего на одном из кораблей начался мощный пожар. Огонь быстро перекинулся и на второй корабль.
Источник в российских экстренных службах сообщил одному из изданий, что якорная стоянка, расположенная южнее мыса Опук, якобы является незаконной.
Первоначально масштаб трагедии был не совсем понятен. В первых сообщениях об инциденте говорилось о начале пожара и о том, что экипажи обоих судов эвакуировались и находятся в воде. Однако позже стало известно о троих погибших.
При этом, по словам Алексея Волкова, инцидент произошел довольно далеко в море, и потому никак не влияет на судоходство в Керчь-Еникальском канале, который является входом в Керченский пролив. В свою очередь пресс-служба Новороссийского морского порта сообщила, что инцидент не мешает кораблям заходить в гавань и покидать ее.
Очень известный пролив
Обозреватели отметили, что последний раз суда попадали в неприятную ситуацию в Керченском проливе в ноябре прошлого года: тогда соединение из трех кораблей украинских военно-морских сил попыталось пройти из Черного моря в Азовское без согласования с российскими властями. В ответ российские пограничники блокировали фарватер пролива и попытались задержать нарушителей. Украинские бронекатера и буксир стали прорываться обратно в нейтральные воды Черного моря. После нескольких безуспешных попыток их остановить российские корабли применили оружие, после чего российский спецназ взял корабли нарушителей на абордаж.
История получила большой резонанс. Некоторые американские политики даже стали требовать проведения военных учений НАТО в акватории Азовского моря. Российская же сторона неоднократно заявляла, что не мешает украинскому флоту переходить из одного моря в другое, но ожидает от них соблюдения правил прохождения пролива, который отличается сложной гидрографической обстановкой.
Позже на саммите «Большой двадцатки» в Аргентине канцлер Германии Ангела Меркель попросила президента России Владимира Путина допустить в пролив немецких наблюдателей, чтобы те могли убедиться в свободе судоходства по проливу. Затем Берлин попросил согласия Москвы на то, чтобы привлечь к инспекции представителей Франции. Российская сторона дала положительные ответы на оба предложения.
Однако на прошлой неделе министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас заявил, что теперь сторонам необходимо согласовать некую процедуру, которая позволит документально подтвердить факт свободного прохода судов под российским мостом. Это предложение вызвало скептичную реакцию министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. «Если наши коллеги заинтересованы в том, что обещал президент Путин канцлеру Меркель, это можно сделать сегодня, завтра, в любой момент. Если идея состоит в необходимости облечь все это какую-то политическую процедуру, в которой будет и украинская сторона принимать некие решения, то мы рискуем оказаться в той же ситуации, в которой оказался нормандский формат», – заявил глава российского дипведомства.